Отошел ко Господу протоиерей Димитрий Дудко
27.06.2004 · Архив 2004
28 июня 2004 года преставился ко Господу протоиерей Димитрий Сергеевич Дудко, клирик Никольского храма села Черкизова Коломенского благочиния Московской епархии. Окончил свои земные труды пастырь, вся жизнь которого являлась примером преданного и беззаветного служения Церкви Божией. Миссионер и проповедник, поэт и публицист, но прежде всего — священник, он сознательно выбрал в жизни трудный путь свидетельства о Христе в безбожном мире.
Родился Димитрий Дудко 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда (ныне Березина) Брянской области в простой и глубоко верующей крестьянской семье. В 1937 году его отец, отказавшийся от вступления в колхоз, был репрессирован. С началом войны семья оказалась на оккупированной территории, а в 1943 году, после отхода немцев, Димитрия призывают в Красную армию и отправляют на фронт. Там он был ранен и перенес тяжелое заболевание, вследствие которого был освобожден от воинской службы.
В 1945 году Димитрий Дудко поступает на Богословско-пастырские курсы, которые спустя год были преобразованы в Московскую Духовную семинарию, а в 1947 году он начинает учебу в Московской Духовной академии. Но уже 20 января 1948 года Димитрий Дудко был арестован и осужден «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которую власти увидели в написанных и опубликованных им в издававшейся на оккупированной территории газете нескольких религиозных стихотворениях. Освобожденный в 1956 году, он восстанавливается в МДА, которую оканчивает в 1960 году.
После того, как в 1963 году был взорван московский Петропавловский храм, где отец Димитрий сделал первые шаги на стезе священнического служения, его перевели в храм во имя святителя Николая на Преображенском кладбище. Здесь его пастырская деятельность приобрела исключительно широкий миссионерский характер. За год ему удавалось крестить до 400 взрослых людей, большинство из которых становилось ревностными прихожанами. В своих проповедях отец Димитрий затрагивал больные темы современной жизни: падение нравов, разрушение семьи, пьянство, и называл корень этих зол — насильственно насаждаемое безбожие. По окончании богослужений он устраивал беседы с паствой, отвечал на любые задаваемые ему вопросы.
Подобная деятельность была расценена властями как дерзкий вызов официальной идеологии, и под жестким давлением контролировавших церковную жизнь государственных инстанций Священноначалие переместило отца Димитрия в храм во имя священномученика Никиты Орехово-Зуевского благочиния Московской епархии. Вскоре он попал в автомобильную катастрофу, в результате которой у него были переломаны ноги, повреждено легкое. Но уже через пять месяцев, несмотря на суровый приговор врачей, отец Димитрий вновь встал у престола Божия — в храме в честь Смоленско-Гребневской иконы Божией матери в селе Гребневе Щелковского района Московской области. Через пять лет, в 1980 году, его вновь арестовывают по обвинению в антисоветской деятельности, и вновь истинной причиной преследований явились его неутомимые и самоотверженные пастырские труды.
«Я с властью никогда не боролся, — скажет он позднее.- Я воевал с безбожием, которое и для людей, да и для власти было злом. Но власть в ту пору исповедовала атеизм. И мне говорили следователи: раз ты против атеизма, значит, ты против власти. Не только следователи, но и многие прихожане смешивали мои религиозные убеждения с политикой. Им не Христос был важен в моих проповедях, а, как они считали, антисоветскость. Но я никогда не был антисоветчиком. Я всегда считал, что, борясь за христианскую нравственность, я спасаю и государство».
После освобождения священник Димитрий Дудко служит в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове, а спустя четыре года переводится в Никольский храм села Черкизова. Тогда же он организовал издание приходского бюллетеня «В свете Преображения». Из этого храма Господь и призвал Своего верного слугу в Небесные обители.
Огромный пастырский и житейский опыт отец Димитрий воплотил более, чем в тридцати книгах, названия которых говорят сами за себя: «О нашем уповании», «Верую, Господи», «Воскресные собеседования», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Премудростию вонмем», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле». Изданные вначале за рубежом, а потом и на Родине, переведенные на многие языки, они, независимо от затрагиваемых тем, обращены к вечности, и потому востребованы всегда.
У отца Димитрия было множество духовных чад из разных социальных слоев, включая интеллигенцию. Несколько десятков его учеников стали православными священнослужителями.
«Если бы меня спросили: за что я благодарен Богу? Я бы ответил: за страдания во имя Его», — сказал отец Димитрий в одном из своих последних интервью. Мы же благодарны Господу за то, что Он сподобил нас жить рядом с почившим пастырем, видеть его, слушать его, учиться у него простоте и мудрости, смирению и твердости, вере, надежде и любви. Да упокоит Господь душу его, «идеже праведнии упокояются»!
Божественная литургия и отпевание протоиерея Димитрия Дудко состоится в среду, 30 июня, в храме Святой Живоначальной Троицы, что на Пятницком кладбище Москвы.
См. также: