В.В.Путин вручил российский паспорт одному из основателей Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе

В ходе пребывания во Франции Президент России В.В.Путин 6 июня 2004 года встретился в Канне с русским эмигрантом первой волны, одним из основателей Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе А.Д.Шмеманом и вручил ему российский паспорт.

«Мы помним о том, что в результате драматических событий XX века миллионы наших сограждан оказались за пределами Родины, но продолжали жить судьбами нашей страны, нашего народа, радуясь его успехам и переживая неудачи, — сказал В.В. Путин, обращаясь к Андрею Дмитриевичу Шмеману. — Вы один из тех, кто свято хранили традиции нашей страны, поддерживая национальную культуру и язык, продолжая быть духовно связанным с Отечеством. Мы знаем, сколько сделано Вами для формирования положительного отношения к России в мире, в частности, во Франции, где Вы возрождали традицию русских кадетских корпусов».

Вручая А.Д.Шмеману российский паспорт, В.В.Путин определил этот торжественный акт как глубоко символичный. «Я хотел бы выразить Вам благодарность за Ваше служение России», — сказал глава государства.

А.Д.Шмеман более полувека является старостой и иподиаконом парижского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации «Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе».

А.Д.Шмеман — убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. Его брат-близнец протопресвитер Александр Шмеман (†1983) был одним из крупнейших богословов и церковных деятелей Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году.

Андрей и Александр Шмеманы родились 13 сентября 1921 года в городе Ревеле (ныне Таллин). Их отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. А.Д.Шмеман, как и его родители, похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, никогда не ходатайствовал о получении французского гражданства, но всю жизнь прожил с так называемым «нансеновским паспортом» — временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для лиц без гражданства и беженцев и выдаваемым Лигой Наций на основании Женевских соглашений 1922 года.

Со своей стороны, А.Д.Шмеман отметил, что это особый день в его жизни. «Русским в душе я был всегда», — сказал он, отметив с чувством глубокого удовлетворения, что Россия возвращается к моральным и религиозным ценностям, которыми жила последнюю тысячу лет.

«Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и при этом оставаясь человеком без подданства или гражданства, апатридом. И теперь я счастлив вновь обрести Родину», — сказал А. Д.Шмеман.

«Ревель в свое время был частью Российской империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе Православия и русской культуры. В эмиграции жизнь у людей складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли духовной связи с Родиной. Они всегда оставались русскими патриотами и верили, что однажды смогут вернуться в Россию. И французское гражданство они не стали получать не потому, что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими», — сказал А.Д.Шмеман.

Закончив Кадетский корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского воинства. Он доныне возглавляет Кадетское объединение имени императора Николая II, являясь живым носителем славных традиций и хранителем уникальных исторических реликвий и архивных документов, рассказывающих об истории русской эмиграции.

В 1995 году Андрей Дмитриевич впервые побывал в России. Около двух месяцев назад он обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства. «Думаю, что до конца понять мои чувства могут лишь немногие. Прожить всю жизнь человеком без подданства и гражданства, фактически беженцем, а потом вдруг стать полноправным русским, каким всегда ощущал себя, — это огромное счастье, за которое я искренне благодарю Бога», — говорит он.

По материалам РИА «Новости»