«ЖЕЛАЮ ВАМ БЛАГОСЛОВЕННЫХ УСПЕХОВ»

Еще в феврале наша редакция от своего и от имени своих читателей поздравила с 75-летием Святейшего Патриарха. Вместе с пожеланиями здоровья, духовных сил и скромным подарком — фотографиями с саровских торжеств прошлого года — мы передали Его Святейшеству вопросы для интервью. Тогда, в связи с Великим постом, празднование юбилея было отложено до июня, когда отмечается день Интронизации Патриарха. Потому и публикацию интервью мы приурочили к этому времени. Думаем, что оно станет подарком для всех читателей, которые с большой сердечной теплотой относятся к Предстоятелю Русской Православной Церкви.

— Ваше Святейшество, в какой момент Вашей жизни к Вам пришла осознанная вера? Какую роль сыграли в этом Ваши родители? Какие черты характера были им присущи?

— По милости Божией я воспитывался в православной среде. А в семьях верующих людей дети усваивают опыт религиозной жизни, что называется, с молоком матери. Изо дня в день мои родители являли мне зримый пример искренности и твердости в вере, настоящей жизни во Христе. Отец стал священником уже в зрелом возрасте, служил в небольшом храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Таллине. Родители часто брали меня с собой в паломничества к святыням Северной Руси: в Пюхтицкую, Псково-Печерскую и Валаамскую обители.

Одно из событий, относящихся ко временам отрочества, которое укрепило меня в вере и в желании послужить Церкви Христовой, связано именно с таким паломничеством. То была моя первая поездка на Валаам в 1938 году, в возрасте девяти лет. Тогда на меня произвели сильное впечатление величественная природа острова, его прекрасные храмы, духоносные старцы, подвизавшиеся в обители. Они участливо и ласково говорили с ребенком и взрослым, с ученым и простецом. Невыразимая красота и покой этого уголка мира Божия, общая молитвенная и благожелательная обстановка, царившая в обители, оставили в моей душе глубокий след на всю жизнь.

— К какому моменту (или моментам) русской истории Вы часто обращаетесь мысленным взором?

— Мы обращаемся к истории, как правило, не только ради самих событий и персонажей давно минувших эпох, но и в надежде лучше понять то время, в которое нам выпало жить, и будущее, которое может нас ожидать. Русский ХХ век изобиловал событиями, масштабы и значение которых не имели аналогов ни в отечественной, ни в мировой истории. Не буду перечислять их, ибо воспоминание о них живо в памяти народной. Однако русская история наполнена перекличками времен, событий и личностей. Внимательный читатель российских исторических хроник без труда обнаружит массу поразительных аналогий, неожиданно сближающих далеко отстоящие друг от друга времена и позволяющих проследить истоки современных нам явлений. И это вполне объяснимо, ведь исторические эпохи естественно вырастают друг из друга, образуя непрерывную цепь времен. Вряд ли стоит приводить здесь конкретные примеры: во-первых, их немало, а во-вторых, это могло бы кого-то лишить радости собственных маленьких открытий, которые ждут прилежного читателя Карамзина, Ключевского, Соловьева, Костомарова, Татищева, Забелина, безымянных русских летописцев.

Однако порой исторические обстоятельства складываются таким образом, что подобные неслучайные совпадения становятся очевидными для всех. Так, последние десять-пятнадцать лет нашей новейшей истории уже вошли в общественное сознание с именем «второго Крещения Руси». Такова народная оценка великого события возрождения нестесненного служения Церкви на благо человека, общества, государства. Бог благословил нынешнему поколению русских православных людей быть очевидцами и непосредственными участниками этого исторических свершения, духовное значение которого для нынешних и грядущих судеб Отечества трудно переоценить.

— Если выдается свободное время, любите ли Вы читать? И что читаете?

— Люблю читать с детства, книга сопровождает меня всю жизнь. Когда выпадает немного свободного времени, обязательно читаю что-нибудь. Ведь время, проведенное за книгой, — это и отдых, и перемена вида деятельности. К сожалению, многочисленные обязательства, связанные с моим служением, почти не оставляют для этого времени. Ведь кроме книги есть еще потребность и в молитве, и в духовной музыке. Мое излюбленное чтение — русская классика XIX века. Высоко ценю язык тургеневской прозы.

— Что, по мнению Вашего Святейшества, важнее для епископа: дар истинного архипастыря или административный талант? Кто из иерархов Русской Православной Церкви, которых Вы узнали, возможно, еще в молодости, стал для Вас примером?

— Апостол Петр именует архиереев «домостроителями многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10) в Церкви. Епископ должен иметь прежде всего попечение о сохранении чистоты апостольской веры. Он также заботится о том, чтобы во вверенной его попечению епархии беспрепятственно совершалась таинственная жизнь Церкви, прежде всего, приносилась бескровная жертва Евхаристии. Таким образом, архипастырское служение занимает первенствующее место в жизни архиерея.

Однако опыт свидетельствует, успешное архипастырское служение невозможно отделить от церковно-административной деятельности. Ведь архиерею приходится не только священнодействовать пред Престолом Господним, но и нести ответственность за весь ход епархиальной жизни, за судьбы народа Божия, а также взаимодействовать со светской властью. Кроме того, архипастырский долг призывает правящего архиерея входить в обстоятельства жизни множества людей, способствовать организации их взаимоотношений таким образом, чтобы способствовать спасению каждого и успеху их совместного служения на благо Церкви, во имя исполнения ею своей миссии в мире. Само слово «епископ» переводится с греческого как «надзирающий», «блюститель».

Не каждому человеку одновременно с пастырским или проповедническим талантом даются и способности организатора церковной жизни. Порой недостающее приходится приобретать трудом и опытом. В Священном Синоде, принимающем решение о поставлении новых архиереев, мы тщательно изучаем обстоятельства жизни кандидатов, исследуем их способности. При этом мы всегда помним, что благодать Божия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», не оставляет истинно верующего, приумножая его силы и способности. Важно, чтобы сам человек был готов молитвой и богоугодными деяниями возгревать в себе воспринятую в епископской хиротонии благодать.

— Что, на Ваш взгляд, сейчас важнее для нашего государства — развитие экономики или возрождение института семьи?

К комплексным многосложным проблемам социальной жизни невозможно приступать с однозначными и взаимоисключающими решениями, ибо общество — это живой многосоставный организм.

Совершенно очевидно, что бедность на грани физического выживания, детская беспризорность, недостаточность социального обеспечения наиболее обездоленных категорий наших соотечественников, утверждение «идеалов» эгоистичного и потребительского отношения к жизни, достижения личного материального успеха любой ценой, — все это отнюдь не способствует установлению здорового морального климата в современном российском обществе. Вместе с тем мы хорошо знаем, что на ложных или безнравственных основаниях построить систему экономического процветания невозможно.

Сегодня нашему обществу приходится одновременно решать множество сложнейших задач модернизации и развития буквально во всех сферах жизни. От того, справимся ли мы с этим зависит не только место России в сообществе мировых держав в наступившем столетии, но, возможно, и само существование нашего Отечества в его исторических формах.

При этом и дальновидные государственные деятели, и простые люди хорошо понимают, что важнейшим звеном во всех процессах общественной жизни была и остается семья. В ней появляются на свет, воспитываются и из нее выходят в мир для созидательной жизни и общественного служения новые поколения россиян. От семьи как важнейшего социального института в решающей степени зависит формирование молодого человека, вступающего в «большую жизнь» и то, каковы его ценностные ориентации и жизненные принципы, каково его мировоззрение и взгляды на окружающий мир, в чем он находит опору для себя, какого будущего желал бы себе и своим будущим детям. Поэтому совершенно очевидно, что совместные усилия общества, государства и Церкви должны быть направлены на всемерную поддержку семьи, материнства, детства. Благополучие семьи — это естественная сфера их активного взаимодействия и соработничества на благо отдельного человека и страны в целом. Но успех этого дела зависит, в свою очередь, не только от устроения бытия современной российской семьи на основах религиозной нравственности, не только от духовного попечения о ней со стороны Церкви, но и от серьезной материальной поддержки со стороны государства.

— Согласно Конституции, Церковь отделена от государства, но ее чада являются членами общества, поэтому в жизни Церковь и общество неразделимы. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы в отношениях Церкви и государства?

Ныне сложившаяся система церковно-государственных отношений видится нам близкой к оптимальной. Ее рамками обозначен конструктивный взаимополезный диалог духовной и светской властей в интересах всего общества. Он базируется на взаимном уважении и невмешательстве в дела, составляющие прерогативу Церкви и государства, учитывая как особый канонический строй внутрицерковной жизни, так и демократические принципы современного государства. Иными словами, Церковь не вмешивается в специфическую проблематику государственного управления, а государство — в сакральное бытие и внутреннее устроение церковной жизни.

Вместе с тем принцип светскости государства, разделение институтов церковной и светской властей не следует пониматься как вытеснение Церкви и религиозного начала вообще из сферы народной жизни. Религиозные объединения, с учетом их удельного веса в духовной жизни общества, должны иметь возможности принимать участие в решении социально значимых задач. В первую очередь это, естественно, относится к Русской Православной Церкви, к духовной и культурной традиции которой, по разным оценкам, принадлежит до 80 процентов населения страны.

Ныне Церковь и государство могут плодотворно сотрудничать и уже сотрудничают в таких сферах, как миротворчество, утверждение нравственных принципов в общественной жизни, культурно-историческое образование и патриотическое воспитание, благотворительность, социальное служение, защита устоев семьи, материнства и детства, духовного и физического здоровья нации, борьба против наркомании и алкоголизма: Особое значение для общества могли бы иметь широкие совместные социальные программы Церкви и государства по примеру того, как это делается во многих странах.

Церковно-государственное сотрудничество в перечисленных областях имеет значительный потенциал развития.

— Какие опасности могут подстерегать Церковь в наше время и как их избежать? Нет ли опасности чрезмерной формализации приходской жизни, утраты живой связи клира с прихожанами, соблазна духовной самоуспокоенностью, погоней за внешним благополучием? Что может сделать простой верующий человек, видящий подобные проявления?

— К сожалению, такие примеры в церковной жизни встречаются. Мирное житие и нестесненное служение, которые Господь даровал Своей Церкви после семи десятилетий гонений со стороны богоборческой власти, отдельными пастырями воспринимаются как время для созидания их личного благополучия, а не для усиления проповеди Слова Божия. На епархиальных собраниях Москвы я напоминал священнослужителям, что получивший распространение в обществе так называемый «новорусский стиль» недопустим для православного пастыря.

Священник должен жить нуждами и заботами своих прихожан, всецело посвящать себя совершению Таинств, пастырскому попечению о народе Божием и благоукрашению храмов. Например, как правящий епископ Москвы я настаиваю на том, чтобы батюшки в столичных храмах были доступны для общения с прихожанами во все дни недели. Верующие люди должны видеть священника не только совершающим Таинства и требы, но и иметь возможность поговорить с ним. Мы также ставим задачу, чтобы при каждом храме по возможности имелась детская воскресная школа, проводилась катехизация новокрещаемых взрослых, чтобы приход вел просветительскую и социальную работу, работал с подростками. Уверен, что активная приходская деятельность является лучшим лекарством от сиюминутных мирских соблазнов.

— Как должна сочетаться строгая иерархичность и субординация, свойственные Церкви, с демократичностью общества?

— В своем устроении и служении Церковь всегда органично сочетала принципы иерархичности и соборности. Из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, что единство веры первых христиан перерастало в единство того, что мы сейчас назвали бы общностью молитвенной и социальной жизни. У них были общее имущество, общее питание, совместная молитва (Деян. 4. 32-37). Все эти признаки первохристианской общины можно наблюдать и сегодня в организации православных общежительных монастырей, братств, сестричеств. Параллельно постепенно развивалась трехчинная иерархия внутри Церкви: епископат, священство, диаконство. Каждой степени усваивалась особая благодать для совершения определенного вида церковного служения.

Подобная система организации, сочетавшая в церковной жизни «горизонталь» общинности с «вертикалью» иерархичности, требовала выработки особых механизмов рассмотрения и решения возникающих проблем. Церковь как сообщество, основанное на новых для человечества принципах любви, свободы и единства, породила и новую форму принятия решения, которой не знал языческий мир. В 51 году нашей эры в Иерусалиме прошел первый Собор апостолов (Деян. 15. 1-29), который был созван для решения вопроса об условиях принятия в Церковь обращенных язычников.

Слово «собор» (по-гречески «синод», на латинском «консилиум») означает путь, по которому вместе приходят к единой цели. Этот путь заключается в поиске каждым участником Собора согласия с волей Божией. Истинность согласия с волей Божией проявляется в том, что все остальные участники приходят к такому же решению. Таким образом, принцип соборности осуществляется не столько благодаря рабочим механизмам принятия решений, сколько вышней силой, способной превозмочь человеческие разногласия и разделения. Именно поэтому древняя формула принятия соборных решений, звучащая доныне в высших церковных собраниях, гласит: «Изволися Духу Святому и нам:»

В связи с этим важное значение имеет православное учение о Богочеловеческой природе Церкви, о нерасторжимой связи между Церковью земной и Церковью небесной. В таинственной жизни Церкви действуют не только силы ангельские и святые угодники Божии, сподобившиеся венцов небесных, не только мы, грешные и смертные люди, но и Сам Бог и Творец наш. Он способен восполнить греховное несовершенство природы человека, направить самого его на путь мира, согласия и любви к ближнему. Но Бог действует в Церкви не механически, а в ответ на свободное произволение человека, призывания им благоволения и помощи Божией в молитве и церковных Таинствах. Таким образом, успех соборного делания напрямую зависит от веры людей, составляющих Церковь.

— Что, с Вашей точки зрения, может помочь образованию общин в приходах? Как идет этот процесс в целом по России?

За годы патриаршего служения мне довелось совершить более 120 поездок в епархии нашей Церкви, причем в некоторые не по одному и не по два раза, собственными глазами наблюдать за ходом восстановления храмов и монастырей, развитием различных видов общественного служения Церкви. Ныне мы находимся на том историческом этапе, когда приходские и монастырские общины только складываются, ибо многие традиции общинной жизни были утрачены за десятилетия притеснений и гонений. О некоторых из них верующие знают порой только из книжек. Поэтому болезни роста неизбежны.

Например, одно время распространилась ложная практика так называемого «младостарчества», то есть невольного или сознательного искажения роли духовника, священника в жизни верующих. Причины этого явления нужно искать в духовном состоянии как отдельных клириков, так и прихожан. Некоторые батюшки ошибочно полагают, что духовничество — это всецелая и неукоснительная покорность пасомых духовной воле пастыря, и ничего более. Печально, что подобные претензии находят благодатную почву среди части прихожан. В этой среде почему-то утвердилось мнение, что для спасения души достаточно лишь беспрекословно исполнять благословения своего духовного отца, не рассуждая о том, насколько его советы соответствуют Священному Писанию и Преданию Церкви. Часто причиной подобной абсолютизации слова духовника становятся духовная незрелость, собственная душевная леность верующего, его нежелание или боязнь принять малейшую ответственность за свою жизнь.

Чтобы помочь человеку решать вопросы, в изобилии порождаемые нашим непростым временем, на основе Православного вероучения, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял фундаментальный документ, называющийся «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем каждый человек может узнать о позиции Церкви в отношении многих вызовов наступившего столетия, найти православный ответ на наиболее острые и дискуссионные вопросы современности.

— Ваше Святейшество, что бы Вы хотели пожелать саровчанам? Собираетесь ли Вы совершить паломничество в Саров и Дивеево в нынешнем году?

— По милости Божией саровчане жительствуют в краях, освященных подвигами преподобного отца нашего Серафима, великого молитвенника за православные народы и за весь мир. В Сарове многие места напоминают о батюшке Серафиме и располагают к теплой молитве. Жители этого славного града, верю, находятся под особым покровительством великого чудотворца.

Город ваш прославился также во второй половине ХХ века также выдающимися научными свершениями и неоценимым вкладом в оборонное могущество Отечества, а близлежащее Дивеево на наших глазах становится великим центром духовного притяжения и паломничества всего православного мира. Желаю вам благословенных успехов в трудах на благо России, помощи Божией во всех благих начинаниях. Да сопутствует вам на всех путях жизни вашей молитвенное предстательство преподобного Серафима пред Престолом Господним.

Скоро уже мы будем праздновать 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Торжества начнутся на его малой родине — Курске, а затем продолжатся в Дивееве. С Божией помощью я намереваюсь принять участие в этих великих церковно-общественных празднествах.