«ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬЮ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬЮ»

26 апреля 2004 года немецкое информационное агентство «РУФО» распространило среди ряда влиятельных газет Германии и Швейцарии интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Текст указанного интервью ниже приводится полностью.

— Как оценивает Ваше Высокопреосвященство вклад Русской Православной Церкви в адаптацию россиян к непростым условиям постсоветского периода?

— Закат СССР я считаю исторической неизбежностью, а его драматичный распад — исторической катастрофой, в ходе которой многие народы, веками жившие вместе, были искусственно разделены. Великая держава, созидавшаяся из поколения в поколение, с ее уникальными, признанными во всем мире достижениями, оказалась обреченной на гибель вместе с коммунистической идеологией. Эта катастрофа коснулась не только деловых и культурных связей, экономической инфраструктуры. Разделения прошли по живой ткани человеческих семей, исковеркали тысячи судеб, породили множество очагов межнациональной напряженности.

Распад СССР поставил перед Церковью новые задачи. Помимо хронической наследственности десятилетий государственного атеизма, новой России досталось не менее проблемное наследие «постсоветской апатии». И потому Церковь стремится делать все от нее зависящее для того, чтобы люди, утратившие какой бы то ни было положительный идеал своей жизни, оглушенные и дезориентированные стремительными изменениями последних десятилетий, жестокими экономическими потрясениями, кровавыми межнациональными конфликтами, вновь обрели нравственные ориентиры, без которых невозможно ни успешное государственное строительство, ни экономическое возрождение, ни созидание мира и согласия в обществе, ни возрождение простых человеческих ценностей.

Памятуя священные для каждого верующего слова Псалмопевца: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132. 1), Русская Православная Церковь, совершающая свое служение на всем постсоветском пространстве, трудится во имя того, чтобы драматичные центробежные процессы, сопровождавшие распад СССР, не стали необратимыми по крайней мере в гуманитарном смысле. Сегодня все больше людей в России и в странах Содружества Независимых Государств приветствуют миротворческие усилия Православной Церкви и высоко оценивают ее вклад в нравственное возрождение людей, в строительство мирной и справедливой жизни в постсоветском пространстве — в России и в молодых сопредельных независимых государствах.

— Какова роль религиозных структур других конфессий в современной России?

— Исторически на протяжении столетий в России жили в мире, согласии и соработничестве православные христиане, мусульмане, иудеи и буддисты. Они сообща защищали Отечество от врагов и трудились во благо России, гарантировавшей безопасность всем входящим в ее состав народам и обеспечивавшей соблюдение их прав. Все это не могло не способствовать формированию в этой, весьма значительной, части мира уникального опыта гармоничного взаимодействия этносов, религий и культур.

Даже в бурные девяностые годы ХХ столетия, омрачившиеся во многих странах мира жестокими межрелигиозными столкновениями, нам удалось избежать конфронтации на вероисповедной основе. Более того, межрелигиозное сотрудничество в нашей стране достигло уровня, значительно превышающего уровень взаимопонимания в странах, где отношения между местными религиями по международным стандартам считаются образцовыми. Лидеры традиционных религий нашей страны единодушно реагируют на вызовы и проблемы века сего, призывая своих последователей к миру, согласию и соработничеству в общих интересах. Согласованная миротворческая позиция православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов помогает избегать конфликтов между ними. Это может показаться парадоксальным, но именно благодаря религиозной диверсификации населения и конструктивному диалогу традиционных религий становится возможной консолидация современного российского общества, сближение народов и государств на постсоветском пространстве.

— Как вы оцениваете нынешний уровень взаимоотношений Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью? Есть ли тенденция к улучшению этих взаимоотношений?

— К сожалению, говорить о конкретных изменениях в отношениях между нашими Церквами пока рано. За последние годы мы стали свидетелями ряда недружественных шагов Ватикана в России и странах СНГ, которые осложнили взаимоотношения православных и католиков. Тем не менее, мы, искренне стремясь к добрым, взаимоуважительным отношениям с Римско-Католической Церковью, продолжаем переговорный процесс с ее руководством. В феврале 2004 года в Москву приезжал Председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Во время визита состоялся ряд встреч кардинала Каспера со Священноначалием Русской Православной Церкви, на которых обсуждались проблемы, существующие между двумя Церквами. Одним из итогов визита представителя Ватикана стало совместное решение о создании двусторонней рабочей группы, задачи которой будут заключаться в отслеживании ситуации, предотвращении конфликтов. Между тем, документ, упорядочивающий действия католиков на всем постсоветском пространстве, существует уже давно, он был принят Папской комиссией «Pro Russia» еще в 1992 году. Проблема состоит в том, что этот документ, равно как многие договоренности между нашими Церквами, призванные ликвидировать напряженность в православно-католических отношениях, не был воплощен в жизнь. Глубоко убежден, что при наличии доброй воли у руководства Римско-Католической Церкви и стремления неукоснительно соблюдать взятые на себя обязательства мы сможем вывести наш диалог из создавшегося кризиса. Если католики будут рассматривать Россию не как «непаханое поле» для деятельности своих миссионеров, а как страну с тысячелетней православной культурой, в которой Церковь засвидетельствовала верность Евангелию кровью десятков тысяч новомучеников и исповедников XX века, тогда можно будет говорить о реальных сдвигах в наших отношениях. Наши Церкви, осознав свою ответственность перед Богом, должны явить всему миру подлинные братские отношения, взаимоуважение к традициям друг друга и готовность исправлять свои ошибки.

— Какова вероятность приезда Папы Римского в Россию в ближайшее время?

— Каждый раз, когда у представителей СМИ возникает вопрос о подобном визите, мы заявляем, что этому событию должно предшествовать разрешение проблем, существующих в отношениях между нашими Церквами. Только при таком условии может состояться встреча глав двух Церквей. Никаких принципиальных возражений против самой встречи Папы Римского и Патриарха Алексия II у нас не было и нет.

Хочу напомнить, что встреча Святейшего Патриарха с Иоанном Павлом II уже планировалась в 1997 году в городе Грац в Австрии. Тогда при подготовке совместных документов к предстоящей встрече мы предложили выработать общую позицию по вопросу унии на Украине и по проблеме прозелитизма в России и в других странах СНГ. Поначалу наша инициатива нашла понимание среди представителей Ватикана, однако затем, буквально накануне встречи глав двух Церквей, высшее руководство Римско-Католической Церкви отказалось включить эти вопросы в проект совместного заявления. Это сделало предстоящую встречу бесперспективной, и в итоге она так и не состоялась.

В настоящее время на повестке дня наших переговоров с официальным Ватиканом стоят те же самые вопросы. Таким образом, встреча Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II должна стать не просто декларацией обоюдных благих намерений, а результатом реальных позитивных перемен в области межцерковных отношений. Только так она сможет способствовать развитию доброжелательного диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.

— Оцените, пожалуйста, нынешнее состояние и перспективы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства? Будет ли Русская Православная Церковь активно помогать государству в реализации его политических, экономических и социальных инициатив?

— Сложившиеся на сегодня отношения Церкви и государства я охарактеризовал бы как сбалансированные и предсказуемые. Отказ от претензий на доминирование, свободный диалог Церкви и светской власти позволяет им активно сотрудничать в области заботы о поддержании нравственности в обществе, его духовного развития и культурного совершенствования, воспитания подрастающего поколения, в решении иных острых социальных проблем. Мы стремимся к тому, чтобы партнерство Церкви и государства в дальнейшем основывалось на адекватной законодательной базе и не зависело от складывающейся политической конъюнктуры.

По нашему глубокому убеждению, политика и экономика не существуют вне нравственного измерения. Государство также все более осознает, что земное благоденствие и процветание немыслимы без соблюдения известных нравственных норм, в том числе, в сфере политики и бизнеса. Церковь готова содействовать справедливому устроению жизни граждан, поддержке миротворчества, защите интересов немощных и неимущих слоев общества.

— Как проходит процесс реституции церковного имущества, конфискованного в советский период? Каково нынешнее «финансовое самочувствие» Русской Православной Церкви?

— Мы сознаем, что реституция в традиционном понимании этого слова в нынешней России навряд ли возможна. Это касается и церковной собственности.

Семьдесят с лишним лет, прошедшие с момента начала изъятия в пользу государства церковного имущества — это не двадцать и даже не пятьдесят лет. За эти годы принадлежавшие Церкви здания несколько раз меняли собственников, на многих земельных участках появились жилые дома или промышленные предприятия.

А требование вернуть конфискованные советской властью банковские накопления Церкви (если уж говорить о полномасштабной реституции) вообще безнравственно выдвигать в нашей стране, для миллионов граждан которой обесценивание их сбережений в период экономических реформ конца XX века явилось настоящим крахом.

Мы всецело отдаем себе отчет в том, что требование реституции фактически станет безответственным призывом к новому переделу собственности и только разрушит с трудом установившуюся социальную стабильность в обществе. Поэтому в вопросах возвращения собственности особое внимание Церковь уделяет прежде всего передаче ей храмовых и монастырских зданий, значимых святынь, пребывающих в музеях, богослужебных предметов и так далее.

Что касается финансовых возможностей Церкви, то они всецело зависят от благополучия народа, от экономической ситуации в стране, ибо наши прихожане — это ее граждане.

По частным вопросам, также влияющим на материальное положение Церкви: например, связанным с налогообложением религиозных организаций и их имущества или правового статуса используемых Церковью земель, — мы ведем диалог со светской властью с надеждой на его взаимополезные итоги.