Выступая в прямом эфире программы «Доброе утро, Россия» (РТР, 9 марта 2004 года) по случаю присуждения ему премии «Российский национальный Олимп», митрополит Кирилл коснулся ряда актуальных вопросов церковно-общественных отношений

— Владыко, прежде всего позвольте поздравить Вас с тем, что Вы стали лауреатом премии «Российский национальный Олимп» — высшей общественной награды, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие страны. В последнее время Русская Православная Церковь выступила с рядом инициатив, которые носят ярко выраженный общественный характер. Что это: стремление Церкви играть все более значительную роль в общественной жизни или ответная реакция на потребности самого общества?

— Общественное служение — это обязанность Церкви. К сожалению, за долгие годы государственного атеизма многие в нашей стране были приучены к тому, что делом Церкви является только молитва, забота о душе конкретного человека. На самом деле она должна обращаться не только к личности, к семье, но и ко всему обществу. То, что Церковь сегодня развивает свою общественную деятельность, является знаком возвращения к двухтысячелетней традиции церковного служения, которую в нашей стране, провозгласившей после революции 1917 года атеизм государственной идеологией, пытались изжить в течение многих десятилетий.

— Недавно была создана новая общественная организация — Межрелигиозный совет СНГ, Председателем Исполкома которого Вы избраны. Чем задачи этой организации отличаются от целей Межрелигиозного совета России, имеющего схожую структуру?

— Да, совершенно верно, структуры схожи, как схожи и задачи. Но есть нечто, что их отличает: в первую очередь, Межрелигиозный совет СНГ должен заниматься координацией деятельности религиозных организаций. Кроме того, мы глубоко убеждены в том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве в рамках СНГ будут успешнее, если их станет поддерживать абсолютное большинство верующих людей, живущих в странах Содружества. Содействие сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ будет одной из важнейших задач новой организации.

И в Межрелигиозном совете России, и в Межрелигиозном совете СНГ представлены четыре традиционные конфессии — христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Однако среди представителей христианства нет ни католиков, ни протестантов. Почему?

— Еще при создании Межрелигиозного Совета России были приняты критерии представительства религиозных организаций в этом Совете. Критерии были таковы: религия не должна быть импортирована извне — она должна быть самобытной, местной. Православие, ислам, иудаизм и буддизм тысячу лет присутствуют в России. Эти религии существовали на территории нашей страны еще во времена формирования Российской государственности.

Данный принцип был применен и при формировании Межрелигиозного Совета СНГ. Если бы в эту организацию входили и страны Балтии, то, несомненно, в Межрелигиозный совет вошли бы католики и протестанты.

— Какой отклик у российских бизнесменов нашла инициатива Русской Православной Церкви по созданию «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» — своеобразного кодекса деловой чести?

— В предпринимательской среде существуют различные мнения относительно этого документа. Некоторые бизнесмены с большим энтузиазмом отнеслись к принятию VIII Всемирным Русским Народным Собором «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Они готовы своей подписью под этим документом засвидетельствовать, что люди, в руках которых концентрируется экономическая власть, должны руководствоваться не только государственными законами, но и нравственными постулатами.

Есть среди предпринимателей и те, кто весьма критически относятся к этому документу. Однако они избегают критиковать его содержание, ибо нравственные положения, содержащиеся в Своде, подвергать сомнению бессмысленно. В этом документе нашли свое отражение принципы, основанные на нравственной природе человека, принципы, о которых нам говорит голос совести.