Святейший Патриарх Алексий обсудил проблемы взаимоотношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами с кардиналом Вальтером Каспером

22 февраля 2004 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. В делегацию Римско-Католической Церкви также вошли представитель Святого Престола в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Юзеф Май и секретарь Представительства Святого Престола в Российской Федерации священник Анте Йозич. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече также приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Иоанн Лапидус.

Перед началом встречи кардинал Вальтер Каспер передал Его Святейшеству письменное поздравление с 75-летним юбилеем от Предстоятеля Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II.

Обращаясь к гостям, Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Я рад приветствовать делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. К сожалению, отношения между нашими Церквами за последнее время сложились не лучшим образом, и, думаю, мы взаимно желаем обсудить существующие проблемы и найти пути их решения». Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что экклезиологический принцип, который был заложен II Ватиканским Собором в отношении Православных Церквей как Церквей-сестер, должен реализовываться, но, к сожалению, этот принцип в последнее время не функционирует, и создается впечатление, что Римско-Католическая Церковь отказалась от этого принципа. «Мы ведь ежегодно имели встречи с Папским советом по содействию христианскому единству, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — И на этих встречах мы обсуждали многие вопросы, в том числе, как нам вместе совершать свое служение в этом мире. К сожалению, иногда решения, которые принимались на этих встречах оставались только на бумаге. Например, была достигнута договоренность о том, что при создании новых структур Римско-Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата, Священноначалие Русской Православной Церкви будет уведомляться заранее. К сожалению, эта договоренность была забыта, и четыре епархии на канонической территории Русской Православной Церкви были созданы, и мы узнали об этом уже после того, как было принято определение по этому вопросу». Его Святейшество подчеркнул, что создание провинции Римско-Католической Церкви на территории Русской Православной Церкви, образование митрополии во главе с митрополитом в Москве тоже воспринимается нами как недружественный шаг. «Нам говорили, что это не Московский митрополит, а митрополит в Москве, но это казуистика», — сказал Святейший Патриарх Алексий.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что прозелитическая деятельность, которая осуществляется на территории России и СНГ, сегодня все более широко распространяется. «В свое время, — сказал Святейший Патриарх Алексий, — еще в советский период, когда не было ни одного католического епископа и священника в Казахстане, Русская Православная Церковь выступала за то, чтобы католики, живущие в Казахстане, имели бы свое пастырское окормление, и мы очень много делаем для того, чтобы в нашей стране и других странах СНГ был бы мир и согласие между людьми, между конфессиями. А часто прозелитическая деятельность католических миссионеров, монашеских орденов приводит к конфронтации между людьми. Я вернулся из кратковременного отпуска и за эти последние дни получил целый пакет бумаг из Нижнего Новгорода, где люди протестуют против создания католического монастыря. В Нижнем Новгороде есть католический костел, немного верующих католиков, всего несколько десятков. Если мы хотим, чтобы между нашими Церквами были добрые отношения — братские, сестринские, то нам не надо возбуждать протесты, а именно они сегодня поступают со стороны многих общественных, культурных деятелей Нижнего Новгорода».

Далее Святейший Патриарх Алексий сказал, что передаст кардиналу Вальтеру Касперу те протесты, которые получил от общественности местный епископ в Нижнем Новгороде. Эти протесты свидетельствуют о том, как воспринимается общественностью, деятелями культуры создание католического женского монастыря в Нижнем Новгороде. Ведь уже известен опыт, что когда католические монахини приезжают и берут на себя функции создателей и руководителей детских домов или приютов, то те дети, которые рождены и корнями своими уходят в Православие, обращаются в католичество. Было отмечено, что Русская Православная Церковь не может смотреть на это равнодушно, потому что это — прямой прозелитизм, который между Церквами-сестрами не может иметь места.

Затем был затронут вопрос в отношении Греко-Католической Церкви. Святейший Патриарх отметил, что после 1946 года многие люди на Западной Украине — как перешедшие в Православие, так и оставшиеся в душе униатами, духовно окормлялись в православных храмах. А когда пришла религиозная свобода, нужно было сказать спасибо Русской Православной Церкви за то, что она сделала для верующих Западной Украины в трудные годы. «А что произошло? — сказал Его Святейшество. — На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий: во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. И православные верующие изгонялись из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни, еще раз повторю — силой захватывались храмы. Можно было бы представить, если бы это происходило в диком средневековье, но когда это происходит в конце цивилизованного двадцатого века в отношении Церкви-сестры, это представить невозможно. Сегодня идет распространение унии на Восточную, Южную Украину, в Россию и Казахстан. Мы во Фрайзинге на православно-католических богословских встречах договорились, что уния — это не путь к единству Церкви. Почему же с таким упорством кафедру главы униатской Церкви на Украине пытаются перенести из Львова в Киев и учредить патриархат? Учреждение патриархата поставит на десятилетия крест на наших отношениях. Уния распространяется и в России. В Москве уже два униатских прихода. Иногда нам говорят, что это самостоятельная Церковь. Нет. Это часть Римско-Католической Церкви, и Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов.

Я слышал, что Ваше Высокопреосвященство, выступая перед епископами здесь, в Москве, вспомнили о документе комиссии «Pro Russia», который был издан двенадцать лет тому назад. Мы благодарны Вам, что Вы вспомнили об этом документе. Если бы мы действовали в духе этого документа, то, думаю, мы избежали бы многих проблем.

Я коснулся некоторых проблем, которые есть сегодня в наших межцерковных отношениях. Не воспринимайте меня как человека антикатолических настроений, потому что, будучи в течение двадцати шести лет президентом Конференции Европейских Церквей, мы развивали и углубляли отношения с Советом епископских конференций Европы. Я с благодарностью вспоминаю наше сотрудничество с кардиналом Эчегераем, кардиналом Мартини, покойным кардиналом Хьюмом, которые возглавляли Совет епископских конференций Европы, и у нас были братские отношения и взаимопонимание. Но то, что сейчас происходит на канонической территории Церкви, которую Господь судил мне возглавлять, вызывает серьезное беспокойство, и я не могу не говорить об этих проблемах, которые существуют между нашими Церквами».

В ходе встречи еще раз была поднята проблема католического прозелитизма, обсуждалась необходимость следовать документу католической комиссии «Pro Russia», в соответствии с которым все миссионерские инициативы Римско-Католической Церкви на территории Московского Патриархата должны согласовываться с местными православными епископами. Было вновь упомянуто, что на Западной Украине общины канонической Православной Церкви не могут даже получить землю для строительства храма. Отмечалось, что диалог между Церквами станет полезным только тогда, когда послужит решению существующих проблем, и была выражена надежда, что в будущем договоренности между двумя Церквами не будут оставаться только на бумаге, но будут выполняться. Была также подчеркнута желательность сотрудничества Церквей в контексте динамично меняющейся Европы.