«НАЙДЕТСЯ ЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ МЕСТО ХРИСТИАНСТВУ?»

В ходе состоявшейся в Афинах беседы с корреспондентом журнала «Русский предприниматель» Ольгой Решетниковой Предстоятель Элладской Православной Церкви передал единоверному народу России сердечные поздравления с наступившим Рождеством, подчеркнув: «Мы знаем, что русский народ традиционно исповедует Православие. Хотел бы пожелать, чтобы отеческая вера и впредь оставалась неоскудеваемым источником силы и вдохновения для русских людей в деле успешного созидания будущего своей страны. Ибо душа человека по природе ее жаждет правды, мира, справедливости, любви и свободы, а эти многоценные дары подаются нам только любовью Господней к людям. Великий гений русского поэта засвидетельствовал о мистическом отношении ко Христу России, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Наверняка это не соответствует евангельской истории, которую Федор Тютчев знал не хуже нас. Однако поэтическое слово остается поразительно верным и точным в высшем смысле, ибо личность Христа Спасителя неотделима от обстоятельств жизни и духовного облика тех людей, которые возлюбили Его всем сердцем. Только любящий Господа способен соединиться с Ним, обретя через это главные ценности человеческого бытия».

— Ваше Блаженство, как Вы оценили бы современный уровень отношений между Элладской и Русской Православными Церквами?

Отношения между нашими святыми Православными Церквами могу назвать отличными. Их характеризуют достойное подражания братское во Христе сотрудничество Предстоятелей, епископата и клириков, а также любовь и глубокое взаимное уважение наших единоверных народов.

— Что, по мнению Вашего Блаженства, могло бы содействовать укреплению исторически сложившихся взаимных симпатий и духовного родства греков и русских?

С нашей точки зрения, необходимо активизировать обмены визитами священнослужителей и мирян, с тем чтобы они смогли ближе познакомиться с огромным духовным богатством нашей общей православной традиции. Потому что православные народы призваны не только являть миру пример прогресса и благоденствия, но и свидетельствовать в наши дни об образе благочестивой жизни в согласии с заповедями Спасителя. Взаимное тяготение двух наших народов и их братские чувства по отношению друг ко другу выросли из общего религиозного, культурного и церковного наследия, из нашей общей борьбы за свободу.

— Духовный и нравственный кризис, политическая и экономическая нестабильность во всем мире все настойчивее диктуют необходимость укрепления всеправославного единства и солидарного свидетельства Поместных Православных Церквей о неизменных ценностях веры. Что, по Вашему мнению, ускорило бы процесс подготовки Святого и Великого Собора Православных Церквей, который мог бы авторитетно напомнить человечеству об истинных ценностях и об опасностях следования ценностям ложным?

Святой и Великий Собор Православных Церквей, который готовится уже в течение нескольких десятилетий, до сих пор не состоялся. Миллионы православных, разумеется, хотели бы видеть Православие единым не только в Святом Причастии и иных Таинствах нашей Церкви, но и на уровне церковного руководства. По разным причинам организация Собора, необходимость которого более чем насущна, пока не сдвинулась с мертвой точки. Ответственность за эту большую задержку несем все мы. В связи с этим каждый из Предстоятелей Поместных Православных Церквей должен смиренно исследовать меру собственной ответственности и постараться делать все от него зависящее, чтобы способствовать преодолению имеющихся трудностей, дабы Собор мог состояться как можно скорее. Элладская Православная Церковь горячо стремится к проведению Великого Собора Православных Церквей и со своей стороны делает для этого все возможное. Однако ни наша Церковь, ни Московский Патриархат не смогут достигнуть этой великой цели в одиночку или даже объединив свои усилия. В соответствии с церковным учением и святыми канонами, для этого требуется содействие всех братских Церквей.

— Как Вы расцениваете тот факт, что в недавно разработанном Европейским Конвентом документе, который, по сути, является проектом Конституции Европейского Союза, нет никаких ссылок на то, что христианству принадлежит основополагающее значение в истории европейской цивилизации?

Рассматриваю подобную ситуацию как сугубо отрицательный фактор в жизни объединенной Европы. Из идеологических соображений из Преамбулы Европейской Конституции оказались изъяты и христианская традиция, и христианское наследие народов континента. Тем самым обрывается духовная нить, соединяющая нации Европы, отвергается краеугольный камень ее самобытности в контексте иных культур. Упоминание христианства в качестве исторической опоры европейской цивилизации, равно как и древнегреческой и древнеримской традиции, является объективной констатацией исторической реальности, нисколько не покушаясь на понимание и оценку современными европейцем своей идентичности. Поэтому мы как европейцы обязаны прежде всего признать духовно-культурные, национально-религиозные и иные истоки своего исторического бытия и лишь после этого вольны действовать в соответствии с собственным представлением о лучшем будущем. И Элладская, и Русская Православные Церкви решительно выступили за обязательность внесения упоминания о христианстве в Преамбулу Конституции ЕС. Эта борьба будет продолжена, ибо европеец в наступившем столетии не должен по крайней мере оказаться лишенным памяти о своей душе.

Как Вы прокомментировали бы то обстоятельство, что при построении единого планетарного пространства фактически не учитывается голос православных народов, имеющих богатейшую многовековую историю и культуру?

Во все исторические эпохи — и наше время не является исключением — культурно значимым в мирском понимании почитается то, что связано с процветанием, влиянием, успехом. И потому сегодня уровень развития цивилизации определяют через технологический прогресс и рост национального дохода. Однако обстоятельства истории таковы, что наши народы, имеющие богатую духовную и социальную культуру, в экономическом плане развиваются не столь динамично, как некоторые их европейские соседи. Мы, однако, надеемся, что темпы нашего экономического развития сотрут эти различия, приблизив нас к уровню экономически и технологически развитых стран.

Здесь хотел бы добавить, что глобализация не открывает ничего нового нам, грекам и россиянам, имеющим глубокие исторические корни и традицию духовного самопознания. Ведь именно мы, православные, первыми заговорили об ойкумене, именно мы запечатлели в своих сердцах слова о том, что во Христе Иисусе «нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3. 28), именно мы настаивали на необходимости любви к ближнему, независимо от его вероисповедания или национальности. Но при этом каждый человек и любой народ имеет долг хранить свою свободу и достоинство, неся ответственность перед Богом за выбор того или иного пути. Поэтому мы выступаем против идеи глобализации как плавильного котла народов и культур во имя экономических, идеологических или иных целей. Как целые народы, так и отдельные личности не могут и не должны быть приносимы в жертву какому бы то ни было прагматическому интересу, ибо они — образ и подобие Божие. Глубоко убежден в том, что с течением времени голос православных верующих будет звучать все громче в Европе и в мире. Насколько действенной окажется проповедь наших исконных ценностей, во многом зависит от нас самих — от того, насколько горяча наша вера и насколько жертвенно наше миссионерское служение в современном мире.

— Как должны действовать Православные Церкви, чтобы христианские ценности являлись определяющими в жизни народов и государств, чтобы религия не рассматривалась обществом как маргинальное явление, что, к сожалению, не редкость сегодня во многих странах?

Святые Отцы Церкви учат, что Слово Божие, а также принципы и ценности нашей веры должны служить нам компасом и ориентиром в житейском море. При этом в каждую эпоху слово Церкви, чтобы быть воспринятым, прежде всего должно быть понятно людям. Ныне и Элладская, и Русская Церкви прибегают к помощи Интернета, радио, телевидения для евангельской проповеди. Отказ Церкви от разумного использования этих средств во благо людей означал бы ее капитуляцию перед современной жизнью и уклонение от своей пророческой миссии в мире сем.

Верующим людям хорошо известно, что победителем из всех жизненных невзгод в конечном итоге выходит тот, кто ищет «наипаче Царствия Божия», а остальное, чего он взыскуют, по слову Господню, приложится ему (Лк. 12. 31). Победителем оказывается тот, кто осознает реальность своего положения, кто проявляет понимание того, что в земной жизни он является не полновластным хозяином, но лишь доверенным управителем собственности, принадлежащей, как и все на свете, Господу, не единоличным обладателем, но лишь скромным распорядителем талантов, дарованных ему Господом. Победителем становится тот, кто ощущает себя гостем в этой временной жизни, кто преисполнен любовью ко всем страждущим и нуждающимся. Приобрести земное богатство — задача менее трудная, чем преодоление своего естества и победа над своими страстями. Православие и живая вера в Господа — наилучший образ жизни как раз для успешных людей. Все иные многоразличные мирские сокровища преходящи, изменчивы, неверны и заводят нас в тупик — духовный и социальный. Такова правда этой жизни.