НЕ СТОЙТЕ ДОЛГО НА ПОРОГЕ ХРАМА. «ДИАЛОГ ПРИ СВЕТЕ ЛАМПАДЫ.» Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл («Труд»,18 октября 2003 года)

20.10.2003 · Архив 2003  

Современным людям, особенно выросшим в советских условиях, очень трудно обрести веру в Бога — глубокую, нелицемерную, искреннюю; нас ведь со школьных лет воспитывали в духе резко критического отношения к религии, к Церкви. Что, уважаемый владыка, вы могли бы посоветовать человеку, который и рад бы войти в храм, но мешкает, удерживаемый «грузом» приобретенного в молодые годы мировоззрения?

(Л.Попова, Кропоткин).

— Ваш вопрос напомнил мне евангельскую историю о богатом юноше. Тот просил Христа: «Учитель благий! Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною» (Мф. 19, 16 — 21). Юноша видел Христа, слышал Его проповедь, был свидетелем сотворенных Им чудес, но за Христом не последовал и «отошел с печалью» (Мф. 19. 22). Почему? Помешал «груз приобретенного в молодые годы мировоззрения»? Нет, на его плечах лежал другой груз — богатство. Под богатством в данном случае мы должны понимать не только, а скорее не столько материальный достаток, сколько наши земные привычки и привязанности, часто греховные, с которыми мы свыклись, следование которым дает нам определенный комфорт.

Чтобы быть со Христом (а ведь именно для этого мы и входим в храм), «нужно отвергнуться себя и взять крест свой» (Мф. 16, 24).

Большинство из нас почему-то думают, что отвержение, отречение от себя означает отказ от всех радостей, которые дает нам земная жизнь. Нет, отречься от себя в контексте Евангелия — значит прежде всего отказаться от своего мелкого, эгоистичного «я», которое заслоняет жизнь во всей ее многогранности, полноте и красоте.

Мой вам совет — не мешкать. Вы слишком долго стоите на пороге храма. Есть опасность так его и не переступить. Найдите в себе силы сделать самый, может быть, важный в жизни шаг — ко Христу. И следуя с Ним по этой жизни, вы с Ним же наследуете и жизнь вечную. Конечно, этот путь не без трудностей, искушений и испытаний, но только на этом пути вы познаете и полноту радости.

Выдвигает ли Русская церковь какие-то идеи об изменении существующей кризисной демографической ситуации в России? Ведь при нынешнем уровне вымирания населения наша страна просто сгинет. Как бы вы отнеслись к возвращению некогда упраздненного у нас налога на бездетность?

(Виталия, Хабаровск).

— Уважаемая Виталия! Демографическая ситуация является тревожной не только в России, но и в странах, гораздо более благополучных в материальном отношении. Кризис рождаемости является следствием кризиса семьи и в более общем смысле — кризиса культуры. Изменилась система нравственных ценностей. В центре постхристианского мировоззрения находится не Бог, а человек, точнее, человеческие страсти и пороки, служение которым, к сожалению, стало для многих людей единственным смыслом существования. Понятно, что наши современники, принявшие подобные моральные нормы, воспринимают детей как некую обузу, мешающую получать от жизни максимум удовольствия.

Поэтому возвращение некогда упраздненного у нас налога на бездетность, может быть, в какой-то мере и укрепит государственный бюджет, но к увеличению рождаемости не приведет.

Демографическая ситуация в России может измениться к лучшему только при условии построения государственной, общественной, семейной жизни на исконных началах христианской нравственности. Семья должна обрести в глазах общества свой изначально ей данный нравственный смысл.

Смотрите также: