«ЛЮБИТЬ ЗЕМНОЕ ОТЕЧЕСТВО». «ДИАЛОГ ПРИ СВЕТЕ ЛАМПАДЫ» Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл («Труд», 28 июня 2003 года)

30.06.2003 · Архив 2003  

— В разных православных изданиях, к сожалению, приходится встречать прямо противоположные советы по одному поводу. В данном случае я веду речь о поведении верующего на Радоницу. У одного церковного автора прочитала, что можно нести на могилки куличи, пасхальные яйца, конфеты… В другом же издании говорится, что нельзя есть-пить, устраивать на погосте поминки на Радоницу, а надо делать так: зажечь свечу, совершить молитву и в молчании почтить память покойного… Валентина КИРИЛЛОВА, (Кировская область)

— Уважаемая Валентина! Советы о поведении верующих на Радоницу, прочитанные вами в разных церковных изданиях, не столь уж противоречивы. Ведь принести на кладбище кусочек кулича, пару крашеных пасхальных яиц и горсть конфет, чтобы помянуть усопшего, — вовсе не то же, что устраивать на погосте пьяные трапезы, которые и поминками-то назвать нельзя. Они никакого отношения к христианскому поминовению усопших не имеют. Преставившемуся ко Господу нужна прежде всего церковная молитва. Ее-то — о всех, «от века скончавшихся», и возносит Церковь в такие дни, как Радоница, Троицкая родительская суббота, суббота мясопустная (накануне Великого поста) и некоторые другие. Второй способ достойно помянуть человека, окончившего свою земную жизнь, — милостыня. Святой Иоанн Златоуст поясняет это следующими словами: «Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы приносили взаимную помощь друг другу». Собственно говоря, поминальная трапеза и есть род милостыни.

Слишком часто наших прихожан интересует внешняя, обрядовая сторона Православия: сколько и каких поклонов нужно сделать при входе в храм, как «правильно» поставить свечу — до того, как приложился к иконе, или после, что и в каком порядке подавать на поминальной трапезе и так далее. Все это порой определяется местными обычаями, складывавшимися десятилетиями, а то и веками под влиянием самых разных факторов. Подобные различия являются второстепенными, и не следует заострять на них внимания.

-Вопросов к религиозным деятелям у меня накопилось немало, в том числе достаточно острых. Сами посудите: открывается ли ресторан, хоронят ли убитого в «разборке» бандита — тут как тут батюшка с кадилом. Горько смотреть, как иные наши политики фарисейски потянулись в церковь… А Богу-то и дела нет ни до кого из нас: нищаем, страдаем, вымираем… М. САФОНОВА, атеистка

— Примерно такие же упреки высказывали современники и в адрес Спасителя: «книжники и фарисеи говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?». Вы, будучи атеисткой, можете этого и не знать. Как не известен вам и ответ Господа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2, 16 17).

Уверяю вас, «батюшка с кадилом» появляется в том или ином месте лишь тогда, когда его позовут. И он, за исключением некоторых, специально оговоренных церковными канонами случаев, не имеет права отказать людям, просящим его молитвенной помощи.

Вы, видимо, полагаете, что «иные наши политики потянулись в церковь» исключительно из конъюнктурных соображений, надеясь привлечь православных избирателей… Откуда такая уверенность? Можем ли мы, наблюдая со стороны, знать, что у человека на душе?

Бывает, само по себе посещение храма, присутствие за богослужением, краткий разговор со священником производит в душе грешника спасительный переворот, меняющий всю его жизнь. Так может ли священник отказаться от общения с человеком — даже таким, который по общему (и часто вполне справедливому!) мнению не является праведником? «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Спаситель (Мк. 2, 17).

Бог не забыл о нас, это мы часто забываем о Боге. Тех же, кто обращается к Нему, Он никогда не оставляет без Своей поддержки и помощи. И это не пустые слова. Посмотрите на людей, не по имени только, но по сути, по всей своей жизни являющихся христианами. Сколько в них внутренней силы, уверенности, радости, сколько добра они несут в мир, скольким людям помогают преодолеть житейские невзгоды! Они на деле исполняют заповедь о любви к Богу и ближнему. И, заметьте, никогда никого не осуждают. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы…» (Мф. 12, 7).

— В отличие от скептиков я твердо убеждена, что нынешняя тяга многих россиян к вере, к Церкви — вовсе не дань моде, а осознанный возврат целого народа к своим православным корням. Можно ли в связи с этим говорить о резко возрастающей ответственности верующих за исторические судьбы России? И в чем должна реально проявляться их ответственность? В. ТУРЧАКОВА, (Волгоградская область).

— Господь, сотворив человека, наделил его правом господствовать над землей и управлять ею (Быт. 1, 28) для того, чтобы и человек привнес нечто свое в Божественное творение. Мир, вышедший из рук Божиих, был изначально прекрасен, и все же Господь препоручает его человеку для творческой деятельности и разумного усовершенствования. Следствием такого препоручения является ответственность за все, что происходит вокруг нас. Православные христиане эту ответственность всегда ощущали и никогда от нее не отказывались.

Церковь призывает своих чад любить земное отечество. И любовь эта должна быть действенной. В мирные дни она выражается в созидательном труде, заботе об устроении народной жизни, в том числе и через участие в управлении государством.

Правда, на протяжении 70 лет мы были отстранены от активного участия в общественном процессе. Сейчас ситуация изменилась, появились большие возможности, но вместе с тем и ответственность за то, как мы ими воспользуемся.

Если человек называет себя христианином, христианином православным, церковным, вся жизнь его должна быть примером христианского отношения к окружающему миру. В семье, на работе, в деловой, политической жизни христианин всегда должен руководствоваться словами апостола: «Все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31).

Смотрите также: