«СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ». Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата к читателям газеты «Коммерсантъ». («Коммерсантъ», 15 февраля 2003)
12.03.2003 · Архив 2003
«Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо воссия Солнце правды — Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение»,- восклицает Церковь в день Сретения Господня.
«Сретение» по-славянски означает встречу, и мы в этот день мысленно путешествуем в Иерусалимский храм, куда более двух тысяч лет назад Святое семейство приносит Младенца Христа для того, чтобы, по свидетельству евангелиста Луки, «представить пред Господа». В храме находился и праведный старец, чье имя, Симеон, бережно донесло до нас Священное Писание. Симеон берет на руки божественного Младенца и неожиданно произносит удивительные слова, которые настолько важны, что и сейчас звучат за каждым вечерним богослужением Православной Церкви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля» (Лк. 2. 29-32). Происходит встреча Бога не только лишь с одним Симеоном, но и в его лице со всеми людьми, жившими надеждой на спасение, надеждой на пришествие Мессии. Многие тысячи лет должны были пройти, чтобы такая встреча стала реальностью, и верующее сердце трепетно переживает мгновения исполнения обетования. Ветхий Завет с его господством закона отходит в тень, сменяясь Заветом Новым, главные заповеди которого — о любви и милости. Спасение перестает быть категорией только чаемой, отныне все люди веры могут видеть, что Богомладенец и есть Тот, от Кого даруется помощь. Своим дивным духовным прозрением праведный Симеон дает нам увидеть нечто очень важное в отношениях Бога с человечеством: благодать и спасение могут быть достоянием только того сердца, что постоянно молитвенно и деятельно обращено к Творцу времен, а в самые трудные дни, вопреки кажущейся очевидности, все равно знает, что Бог рядом.
Такое отношение к Богу и миру крайне трудно в себе воспитать, но это путь к познанию истины, ибо только в этом случае спасение перестает пониматься как автоматическое получение от Бога возможности райской жизни, но как дар Христа искренне раскрывающейся Ему душе.
Опыт атеистического безвременья показывает, как глубока может быть бездна нравственного вакуума, лишенного малейшего знака обращенности общества к Вышнему. Если старец Симеон, а с ним десятки и тысячи пророков, праведников и просто благочестивых людей жили надеждой на радостную встречу с Господом, и эта надежда была для них верней и крепче любой другой реальности, то эпоха недавнего прошлого была характерна именно немотой отсутствия ожидания чуда Сретения — встречи. Поэтому когда мы говорим о возрождении Русской Церкви, мы свидетельствуем о Том, Кто «лежит на падение и на восстание многих … и в предмет пререканий», мы молимся о том, чтобы возродилась надежда в обществе, чтобы счастье радостной беседы со Спасителем вновь обновлялось в нас.
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Официальный сайт газеты «Коммерсантъ»