Митрополит Кирилл направил открытое письмо Председателю Президиума Конвента «Будущее Европы» Валери Жискар д’Эстену
14.02.2003 · Архив 2003
14 февраля 2003 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил открытое письмо Председателю Президиума Конвента «Будущее Европы» г-ну Валери Жискар д’Эстену в связи с подготовкой проекта Конституционного договора Европейского Союза (ЕС). В письме содержатся замечания и предложения по поводу работы над текстом документа.
Конвент «Будущее Европы» начал свою работу в марте 2002 года и должен ее закончить в апреле 2003 года. Конвент является собранием, состоящим из представителей правительств и парламентов стран-членов ЕС и стран-кандидатов на вступление в Союз, а также делегатов от всех институций ЕС. Полномочия Конвента базируются на Лаекенской декларации, принятой на саммите Евросоюза в Брюсселе в 2001 году. Согласно декларации, Конвент призван подвести итоги предшествовавшему развитию интеграции в Европе и наметить перспективы ее развития. Его главным результатом должен стать проект договора, учреждающего конституцию Европейского Союза.
В феврале 2003 года появился проект первых 16 статей Конституционного договора (http://european-convention.eu.int), в которых идет речь о базовых ценностях и культурно-национальных основах обновленного Союза. Ценностная часть проекта Конституционного договора опирается на Хартию фундаментальных прав 2000 года, в которой отсутствует какое-либо упоминание о религиозных ценностях и их значении в социально-культурном развитии европейских народов. По этому поводу разработчикам Хартии, а затем и проекта Конституционного договора направлялись заявления всех основных церквей европейских стран, в том числе Русской Православной Церкви, с призывом найти место для отражения традиционных религиозных ценностей в документе, который будет определять повседневную жизнь миллионов верующих граждан стран-членов Европейского Союза.
Письмо митрополита Кирилла — еще одно важное усилие Русской Православной Церкви с целью оказать положительное влияние на формирование будущей конституции объединенной Европы.
Председателю Президиума Конвента «Будущее Европы» г-ну ВАЛЕРИ ЖИСКАР Д’ЭСТЕНУ
Уважаемый г-н Жискар д’Эстен!
Позвольте сердечно Вас приветствовать и засвидетельствовать высокое уважение к Вашей деятельности на посту Председателя Президиума Конвента «Будущее Европы», ибо работа этого представительного собрания завершается серьезными и конкретными результатами.
Перед Конвентом была поставлена беспрецедентная задача — оценить результаты европейской интеграции и задать новые правовые рамки для ее дальнейшего развития. В октябре прошедшего года Вы представили описание проекта договора, учреждающего Конституцию Европы, а уже в феврале этого года появился проект содержания первых его 16 статей.
Уверен, что Вы хорошо знаете об активном участии Церквей и религиозных общин в обсуждении тематики Конвента, об их позиции по отдельным вопросам. Русская Православная Церковь высказывала свое мнение в специальном заявлении в связи с работой Конвента, а также посредством Конференции Европейских Церквей, в которой является постоянным членом. Кроме того, мы обнаружили много созвучных нашей позиции идей в заявлениях Элладской Православной Церкви, Комиссии римско-католических епископских конференций Европейского сообщества, Евангелической Церкви Германии, Евангелической Лютеранской Церкви Финляндии, многих других Церквей и общин.
Православные верующие России, других стран Содружества Независимых Государств и Балтии хорошо осознают, что полагаемые в основание Европейского Союза ценности станут отправной точкой как для внутренней жизни его стран-членов, так и для взаимоотношений ЕС с его соседями. Вот почему работа над документом, который вскоре будет определять жизнь многих народов Европы, в том числе ее православного населения, вызвала и продолжает вызывать интерес Русской Православной Церкви. Это подвигает меня поделиться с Вами, со всеми участниками Конвента и европейской общественностью соображениями относительно первых результатов деятельности Конвента.
Прежде чем высказать свои замечания, хотел бы сослаться на недавний опыт нашей страны, через призму которого мы, жители Востока Европы, неизбежно оцениваем современную ситуацию. В СССР религиозная жизнь ограничивалась исключительно частной сферой, а всякое религиозно мотивированное общественное действие преследовалось, ибо не согласовывалось с господствующей идеологией. В представленном проекте (ссылка на Хартию фундаментальных прав) есть нормы, защищающие религиозную свободу индивидуума, в том числе в его общественной жизни, но нет норм, гарантирующих учет целостного религиозного мировоззрения при выработке общественно значимых решений, при созидании социального порядка.
Активная позиция Церквей при обсуждении проекта Конституционного договора основана прежде всего не на заботе об их узких интересах, а на реальной обеспокоенности за судьбу верующих Европы, их убеждений и образа жизни. Для многих из них все более очевидной становится опасность безраздельного диктата идеологии, ориентированной исключительно на житейское благополучие людей, на их материальное благосостояние и свободную самореализацию в мирских делах вне какой-либо системы нравственных ценностей. При этом религия волей-неволей объявляется лишь сугубо частным делом человека. Предложенные статьи Конституции Европы оставляют за бортом огромный слой духовный культуры, который движет умами и сердцами многих политиков, общественных деятелей, ученных, людей искусства, религиозных лидеров, простых людей на Европейском континенте. Европа, отрекающаяся от религии, в частности, от христианства как одной из основных своих живительных сил, не сможет стать Отечеством для многих населяющих ее людей. Мало того, она будет вызывать у них отторжение. Тем более, что никто пока не постарался внятно объяснить, что служит причиной активного нежелания допустить даже символическое присутствие христианских ценностей в договоре.
Конечно, ценности, закрепляемые в проекте договора — человеческое достоинство, свобода, верховенство закона, терпимость, справедливость, солидарность — не чужды христианской нравственности. Впрочем, они отнюдь не являются бесспорными для верующего человека, если не соединены с конкретными нравственными ценностями. История знает, как часто эти ценности эксплуатировались для утверждения тирании, для манипуляции человеческим сознанием, для оправдания различных пороков и так далее.
Верующих также беспокоит то, как эти ценности будут интерпретироваться при принятии практических решений, например, в области отношений полов, существования института брака, применения достижений науки, информационной и культурной политики. К сожалению, мы наблюдаем настойчивые попытки закрепить на уровне Европейского Союза нормы, не соответствующие религиозному и мировоззренческому выбору некоторых народов. Так, достаточно привести пример одобренной Европейским Парламентом в январе этого года резолюции о правах человека, в которой есть призывы провести на общеевропейском уровне кампанию в поддержку гомосексуальных браков и добиться разрешения на посещение женщинами Святой Горы Афон. В последнем случае грубо попирается религиозная традиция одного из государств Европейского Союза, в котором для большинства граждан норма, принятая сегодня, является понятной и непререкаемой. Почему же меньшинство, не понимающее этой нормы, получает возможность через механизмы управления Евросоюза навязывать свою точку зрения большинству? Неужели механизм демократии дает сбои, а страны Центральной и Восточной Европы ожидает судьба оказаться в новом «прокрустовом ложе»? Неужели в диалоге со своими соседями, например, Россией, Украиной и Белоруссией, Европейский Союз будет пользоваться тем же подходом?
Скажу больше: перечень ценностей, включенных в проект Конституционного договора, создает дисбаланс в сторону ценностей антропоцентрического гуманизма по отношению к ценностям религиозным и национально-культурным. Вера, святыни, возможность вести целостно-религиозный образ жизни, а также культурно-национальная самоидентификация личности и понятие Отечества для многих людей значат не меньше, чем житейское благополучие, материальные ценности, здоровье и сама земная жизнь. Вот почему религиозные и культурно-национальные ценности, особенно в случаях различных конфликтов, должны защищаться законом не меньше, чем ценности жизни, свободы, человеческого достоинства, и тем более ценности материального, экономического порядка.
В виду этих размышлений Русская Православная Церковь поддерживает усилия религиозных объединений Европы, настаивающих на закреплении в Конституционном договоре механизма защиты самобытной культуры и религиозного мировоззрения народов Европейского Союза. На наш взгляд, необходимо включить в проект:
упоминание о христианском наследии Европейского Союза, так же как и о других религиозных традициях и секулярной мысли. Это положение в преамбуле или одной из статей позволит избежать монополии какой-либо одной интерпретации провозглашаемых ценностей, а также даст возможность расширить круг ценностей, признаваемых важными.
положение о механизме консультаций европейских органов с религиозными общинами Европейского Союза. Эта норма позволит учитывать мнение религиозных общин при принятии важных решений в области культурной, информационной и научной политики.
положение о прерогативе стран-членов Евросоюза в вопросах регулирования религиозной сферы. Было бы целесообразно включить в Конституцию 11 Приложение к Амстердамскому договору. Этот шаг направлен на сохранение культурной и религиозной самобытности народов Европы, которые в течение столетий вырабатывали сбалансированные системы религиозно-государственных отношений.
Выражаю надежду, что приведенные соображения будут приняты во внимание Вами, господин Председатель, и всем высоким собранием при выработке окончательного текста Конституционного договора. Убежден: прислушавшись к голосу Церквей и религиозных общин, к которым принадлежит большинство жителей Европы, Конвент и руководящие органы Европейского Союза продемонстрируют подлинную демократичность своей работы, желание основывать свои действия на живых голосах людей, неприятие идеологического диктата.
С уважением и пожеланиями плодотворной работы
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Русская Церковь реагирует на текст Хартии фундаментальных прав ЕС
- Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата сделал заявление в связи с работой конвента «Будущее Европы»
- Заявление Комиссии «Церковь и общество» КЕЦ и Комиссии католических Епископских Конференций в странах ЕС относительно будущего Конституционного договора ЕС
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата