Заявление Комиссии «Церковь и общество» КЕЦ и Комиссии католических Епископских Конференций в странах ЕС относительно будущего Конституционного договора ЕС

Церкви и религиозные общины В Конституционном договоре Европейского Союза (II)

Комиссия “Церковь и общество” Конференции Европейских Церквей (КЕЦ) и Комиссия Епископских Конференций Европейского Сообщества (КЕКЕС) Римско-католической церкви выступают от имени христианских церквей на всей территории Европы. Они пристально следят за деятельностью Конвента “Будущее Европы”. 27 сентября 2002 года они, с одобрения всего экуменического сообщества, представили первое совместное законодательное предложение, озаглавленное “Церкви и религиозные общины в Конституционном договоре Европейского Союза”, отдельным элементам которого и посвящен настоящий документ.

С того момента, как 28 октября 2002 года Секретариат Конвента опубликовал Предварительный проект Конституционного договора (Конвент 369/02), начался новый этап нашей деятельности. Мы разработали свои законодательные предложения в свете тех результатов, которые были достигнуты в ходе деятельности Конвента, включая доклады рабочих групп Конвента. Настоящий рабочий документ призван стать своего рода “инструментарием”, представляя различные мнения относительно того, где и каким образом законодательные предложения церквей могли бы быть включены в Конституционный договор.

Уважая принцип отделения светской власти от церквей и религиозных общин, а также различные конституционные традиции, имеющие место как в нынешних, так и в будущих государствах-членах, мы выдвигаем свои законодательные предложения с тем, чтобы показать значимость религии, церквей и религиозных общин для дальнейшего развития Европейского Союза.

  1. Уважение к внутригосударственному правовому статусу церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций в государствах-членах ЕС (Декларация №11, прилагаемая к Амстердамскому договору)

КЕЦ и КЕКЕС полностью поддерживают рекомендации 5-ой рабочей группы Европейского Конвента (дополнительные компетенции) относительно положения, в котором гарантируется уважение к национальной самобытности государств-членов и разъясняется, что это включает в себя, помимо прочего, юридический статус церквей и религиозных общин.

Данное положение стало бы подтверждением того, что при реализации своей компетенции Европейский Союз относится с уважением и без предубеждения к статусу церквей и религиозных объединений или общин, а также неконфессональных организаций. Тем самым оно включило бы в себя содержание Декларации №11 Заключительного акта Амстердамского договора.

  • Мы полагаем, что было бы наиболее уместно поместить его в Разделе III Конвента 369/02, “Компетенция и деятельность Союза” и включить в состав Статьи 8 (“Уважение фундаментальных принципов”). Мы предлагаем следующую формулировку:

“(При реализации своей компетенции) Союз будет с уважением относиться к национальной самобытности своих государств-членов, включая, помимо прочего, их основополагающие структуры и существенные функции, в особенности их политический и конституционный строй, (…); юридический статус церквей, религиозных общин и неконфессиональных организаций”.

  1. Признание особого вклада церквей и религиозных общин в созидание основ представительной демократии

Мы приветствуем предложение Президиума включить в проект Конституционного договора положение “Представительная демократия” (Ст. 34 Конвент 369/02). В предварительных документах, представленных Европейскому Союзу, церкви подчеркивали свою приверженность принципам участия и дополнительности, а также необходимость признать значимость посреднических организаций, занимающих устойчивое правовое положение в обществе.

  • В данном положении также должны быть учтены специфические особенности церквей и религиозных общин, равно как и тот конкретный вклад, который они могут внести. Поэтому церкви предлагают включить в Ст. 34 следующий параграф:

“Европейский Союз с уважением относится к самобытности церквей и религиозных общин и их вкладу в общественную жизнь и поддерживает с ними структурный диалог”.

  1. Признание основополагающего права церквей и религиозных общин на свободную самоорганизацию

Существенным элементом религиозной свободы человека является возможность объединиться с другими людьми в общину на основе своих религиозных убеждений, в рамках этой общины выносить решения о сути этих убеждений и действовать в соответствии с ними. Это должно быть ясно признано в будущем Конституционном договоре, при этом, в частности, следует иметь в виду ситуацию в возможных будущих государствах-членах, где церкви и религиозные общины не имеют полноценного правового статуса.

  • Следующая формулировка могла бы быть помещена после Ст. 34 или же в заключительных положениях:

“Европейский Союз признает и уважает право церквей и религиозных общин на свободную самоорганизацию в соответствии с внутригосударственным законодательством, их собственными убеждениями и статусами, а также на достижение собственных религиозных целей при соблюдении основных прав.

  1. Ценности Европейского Союза

Мы высоко ценим тот факт, что в предварительном проекте Конституционного договора предусмотрены статьи, посвященные ценностям и задачам ЕС (Ст. 2 и 3 Конвента 369/02), а в плане его содержания поддержаны соответствующие предложения, в частности понятия о человеческом достоинстве и основных правах. Мы убеждены, что успех Конвента будет во многом зависеть от того, осознают ли граждане государств-членов ЕС, что Европейский Союз – это сообщество ценностей, а не только лишь экономическое сообщество.

  • Нам хотелось бы обратить внимание на ряд ценностей и целей, упоминание о которых, как нам кажется, должно быть добавлено в текст договора. В частности, сюда относятся центральное положение человека и утверждение мира и примирения, справедливости, солидарности, дополнительности и приемлемости. Нам также хотелось бы, чтобы среди целей, заявленных Европейским Союзом, было стремление к искоренению бедности в общемировом масштабе.

В этой связи церкви и далее будут вносить свои предложения, среди них и более конкретные.

  1. Преамбула

В отношении преамбулы нам хотелось бы, в частности, указать на ряд общеизвестных формулировок, предложенных некоторыми членами Конвента. Ниже мы приводим формулировки, которые, как мы полагаем, могут заслуживать рассмотрения с целью поиска альтернативных вариантов:

    • Из проекта Хартии ЕС об основных правах (Конвент 47 от 21/09/2000):

“Черпая свои идеи из культурного, гуманистического и религиозного наследия человечества, Европейский Союз зиждется на всеобщих и неделимых принципах человеческого достоинства, свободы, равенства и солидарности; он основан на принципах демократии и власти закона. Устанавливая единое в своих пределах гражданство и создавая зону свободы, безопасности и справедливости, Европейский Союз тем самым помещает в центр всей своей деятельности человека”;

    • Предложение некоторых членов Конвента:

(государства-члены Европейского Союза и его граждане,) “осознают свою историю, всеобщие и неделимые ценности человеческого достоинства, свободы, равенства и солидарности, а равно и то, чему Европа обязана своим духовным и нравственным наследием”;

    • И следующая формулировка:

“Осознают ответственность человека перед Богом, а также осознают наличие и иных источников человеческой ответственности…”.

Брюссель, 18 декабря 2002 года