«Мы обязаны сохранить мир». Интервью Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV журналу «К единству!» (№ 5, 2002)

24.01.2003 · Архив 2003  

Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV. Официальный сайт Русской Православной Церкви /

— Ваше Блаженство, в православном мире Вас знают как великого христианского подвижника, мудрого и доброго пастыря, молитвенно служащего Господу в политически непростом и многоконфессиональном регионе мира. Расскажите, пожалуйста, каким было Ваше детство, кто повлиял на Ваш выбор священнического пути в жизни?

— Я родился в деревне Махрада в провинции Хама. Там же деревне окончил начальную школу. Должен сказать, что главным помощником в моей жизни с раннего детства был отец. По его совету я избрал духовную стезю, и он же познакомил меня с митрополитом Хамы, который помог мне отправиться в Бейрут.

Шел 1936 год — время весьма удачное для моей страны, когда Бейрут называли «Парижем Востока», а от разноцветья городских красок захватывало дух. Но я отправлялся в этот город с совершенно иной целью. Уже более года я готовился стать монахом и поступить в школу «Трех святителей». Однако мои деревенские представления о духовном образовании абсолютно не предполагали знание французского языка, что и явилось тогда преградой для поступления. Пришлось, что называется, все забросить и учить. К моему удивлению, языки мне дались легко, и уже к следующему сроку поступления я не испытывал серьезных проблем и успешно сдал все экзамены в университет.

Наконец, в 1945 году, после окончания университета со степенью бакалавра, я снова пошел поступать в школу «Трех святителей». А позднее поступил еще и во всемирно известную богословскую школу «Цветок благочестия», фактически сформировавшую мое мировоззрение. Только после этого, испросив благословения Синода, я отправился во Францию, чтобы завершить там свое образование. В течение четырех лет жизни в Париже я преподавал восточные языки и активно участвовал в международных конференциях в интересах Православной Церкви. За границей я был рукоположен во диакона. Там же я старался не только духовно поддерживать своих соотечественников и братьев по вере из других стран, но и зачастую предоставлял им кров, пищу и даже посильную помощь в поисках работы. Тогда было невозможно жить иначе. Но и доныне моим заветным стремлением остается достижение согласия и единства для всех.

— Известно, что Вы были основателем движения православной молодежи Востока в годы Второй мировой войны. Поведайте нашим читателям об этой организации: каковы были ее цели и устремления?

— Прежде всего, тогда я был человеком, страдающим от трагедии войны. Когда судьба мира решается в противостоянии добра и зла, оставаться в стороне невозможно. У нас, на Ближнем Востоке, люди это ощущали не так остро, как в Европе, и поэтому я вместе с группой молодых православных священнослужителей стремился донести до Восточных Церквей правду о великой битве с фашизмом, молитвенно помогать всем нуждающимся в утешении. В те дни я всей душой разделял боль моих собратьев по вере, подвергавшихся нечеловеческим страданиям, и вместе с моими единомышленниками старался донести правду об этой страшной войне до людей на Ближнем Востоке, собирал помощь и пожертвования для борцов с фашизмом. Но самым главным было то, что мы соборно молились о даровании победы над беспощадным врагом.

Молодежь — наиболее сложная и уязвимая часть общества, ее легко увлечь соблазнами, но непросто убедить в том, что время подумать о спасении своей души уже наступило. Однако это легче сделать, когда молодые люди объединены, заинтересованы и открыты друг другу, когда нет непонимания между поколениями. И во всем этом нравственным критерием выступает Божественная любовь к человеку. Нужно только принять любовь в свое сердце и нести ее в дальше, мир. Нести, ничего не боясь.

— Вы стали Предстоятелем Святой Церкви Великой Антиохии в сложное политическое время ближневосточных конфликтов. Какие задачи Вы определили тогда в качестве приоритетных?

— Когда меня избрали Предстоятелем Антиохийской Церкви, я заявил о значении взаимопонимания между Сирией и Ливаном, путем к чему является Иерусалим. Я верю, что обращение к Иерусалиму не может быть индивидуальным. Оно непременно подразумевает сотрудничество и арабскую солидарность. Политические программы вырабатывают политики, тогда как мы, люди Церкви, созидаем особый климат, который необходим для реализации стремления к единству, и заботимся о благотворных изменениях в сознании людей. Я уверен, что Церковь должна быть в центре всего происходящего, ибо ее глава — Сам Иисус Христос. Я верю в особое призвание Церкви в нашем мире. Ее созидательная деятельность созвучна с Божьей волей. Невозможно представить себе, чтобы Восточная Церковь не была духовно связана с Иерусалимом, который подает нам силу и надежду на Воскресение.

— Ваше Блаженство, чем сегодня живет Антиохийская Церковь? Кто составляет ее Полноту и как Ваша паства относится к арабо-израильскому конфликту, из-за которого подвергаются разрушениям величайшие христианские святыни?

— Главная забота Антиохийской Церкви сегодня — служение Богу, угождение воле Божьей, служение народу и наставление его на путь Спасения. Нам нужно также заботиться о полноте церковной жизни, о том, чтобы в Церкви не угасал молитвенный светильник благочестия и чистоты, чтобы люди находили утешение у духовных наставников. В первую очередь мы обращаем свою заботу на православных, особенно на тех, кто посвятили свою жизнь служению Богу. Я имею в виду священников.

Антиохийская Церковь благовествует в Сирии, Ливане, Северной, Центральной и Южной Америке, Австралии и Европе, где образованы или епархии, или представительства, которые окормляют наших соотечественников на чужбине. Есть также епархия в Багдаде и Кувейте, в государствах Персидского залива. В юрисдикции Антиохийской Церкви — знаменитый Баламандский университет в Ливане, где, помимо прочего, имеются богословский факультет, средняя школа, духовное училище и несколько монастырей.

Мы верим в то, что Бог всегда покровительствует правому делу, и поэтому надеемся, что и палестинская проблема рано или поздно придет к мирному урегулированию. Несмотря на оказываемое давление и опасность ситуации, мы не должны складывать нашего духовного оружия, нести слово искренности и убеждения. Мы должны служить делу утверждения мира и справедливости. Это требуется от каждого из нас.

— Сегодняшний Дамаск — крупный мусульманский город. Но именно здесь произошло промыслительное обращение апостола Павла. Дошли ли до наших дней свидетельства этого чудесного события?

— Город Дамаск — это встреча культур, колыбель религий и цивилизаций. В Дамаске явился Павел, «апостол языков», здесь он познакомился с учением Христа и Евангелием Спасения, из этого города понес он по миру Благую весть о Господе Иисусе. Сирия защитила христианство после Христа, из Сирии распространился по миру Ислам, призывающий к справедливости, любви и терпимости. Мы в Сирии — народ, который поклоняется единому Богу и живет в любви и солидарности. Лозунг этого народа — величие и процветание родины. Мы живем с нашими братьями-мусульманами в этой стране в послушании одному Богу. И должно ли быть иначе, если Ислам — это один из эпитетов Бога? В диалоге с мусульманами мы ощущаем милосердие Божие и трепет, которые нисходят на нас, когда мы обсуждаем наши общие проблемы. Мусульмане и христиане ведут исследования в сферах философии и богословия в поисках более глубокого и объективного понимания духовных основ веры друг друга.

Так, Омейядская мечеть хранит свидетельства о святом славном Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне. Повсюду в Сирии вы встретите прославленные памятники истории христианства. Среди них — монастырь святой Феклы в Маалюле, монастырь Девы Марии в Сиднае, знаменитый столп Самаана и другие христианские святыни. В этом же ряду стоят имена духовных писателей и философов, украсивших арабскую христианскую словесность своими религиозными и светскими произведениями.

На окраине Дамаска, где Савл стал Павлом, находится монастырь Видения святого Павла. 29 июня мы праздновали память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — основателей Антиохийской Церкви.

Все это говорит о том, что мы — Восточная арабская Церковь, неотъемлемая часть Сирии, арабского мира и арабской истории. И эта Церковь в Сирии благоденствует в безопасности и мире. Сирийское государство, будучи одним из лидеров мусульманского мира, обеспечивает христианам свое покровительство и гарантирует свободу исповедания нашей веры. Поэтому растет число храмов, монастырей, духовных учебных заведений, культурных, социальных и благотворительных учреждений для православных арабов.

— Ваше Блаженство, как Вы могли бы охарактеризовать современные отношения между Церковью Великой Антиохии и Русской Православной Церковью? Есть ли общие взгляды или, быть может, общие проблемы? Что Вы пожелали бы православным людям России в новом столетии по рождестве Христовом?

— У нас очень хорошие отношения с Русской Православной Церковью. Их начало восходит ко временам, отстоящим от нас несколько веков. Имели и имеют место обмен визитами церковных делегаций, разного рода межправославные встречи, в Сирию доныне поступает помощь из России. При Антиохийской Патриархии в Дамаске аккредитован постоянный представитель Русской Православной Церкви, а в Москве — представитель Антиохийской Церкви. В наших отношениях нет никаких проблем. Эти отношения были и остаются братскими. Равным образом в советский период истории России мы продолжали поддерживать тесные отношения с единоверным русским народом. Когда учебным заведениям нашей Церкви не хватало богословов, мы посылали студентов учиться в Россию, в ее Духовные семинарии и академии.

Желаю Русской Церкви, всему народу Божию и лично Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию II благоденствия и процветания, умножения сил духовных и телесных, благословенных успехов в великом деле свидетельства об Истине Христовой.

Также приношу искреннюю благодарность и признательность Международному Фонду единства православных народов, оказавшему Нам честь и удостоившему Нас своей высокой награды.

Денис Алексеев

Смотрите также: