Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата об итогах внешнецерковной деятельности Русской Православной Церкви в 2002 году (РИА «Новости», 5 января 2003 года)

6.01.2003 · Архив 2003  

— Какие, на Ваш взгляд, наиболее важные контакты имел возглавляемый Вами Отдел в уходящем году с зарубежными партнерами?

— Поскольку поддержание братских взаимоотношений с православным миром является приоритетным направлением в нашей внешнецерковной деятельности, начну, пожалуй, с них. Большая работа была проведена с целью нормализации положения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Предпринимались контакты с представителями правительства и парламента Эстонии, а также с российским МИДом, Комитетом по международным делам Госдумы, с общественностью двух стран. В результате Церковь Московского Патриархата получила государственную регистрацию в Эстонии (в чем ей отказывали почти десять лет). Решаются в настоящее время и вопросы, связанные с церковной собственностью.

В июле уходящего года в Орландо, Флорида, проходил XIII Всеамериканский Православный Собор. По благословению Святейшего Патриарха Алексия я принял участие в его работе. Девиз Собора — «Приходская община: наша жизнь во Христе» — очень точно отражает открытый и доброжелательный его характер. Особо хотелось бы отметить, что на Соборе не было равнодушных, бездеятельных, «номинальных» участников. Каждый был заинтересован в его успешной работе, каждый вносил лепту в общее дело.На Соборе был избран новый Предстоятель Православной Церкви в Америке – митрополит Герман, давний друг Русской Церкви.

Много внимания уделялось преодолению различных церковных разделений. Можно упомянуть о начале работы созданной нами совместно с Сербской Церковью комиссии по изучению расколов в православном мире, о встрече с делегацией Константинопольского Патриархата для совместного изучения украинских проблем.

Важной была поездка в Ирак, встречи с Тариком Азизом, министрами иракского правительства, религиозными деятелями. Мы изложили свое видение ситуации вокруг Ирака. Теперь, когда я побывал в этой стране, еще более убежден, что попытка силового вмешательства приведет к катастрофическим последствиям.

Наладился плодотворный диалог с Обществом верующих Корейской Народно-Демократической Республики. Надеемся, что итогом станет строительство православного храма в Пхеньяне.

В ноябре мне довелось побывать на Филиппинах. Это одна из немногих стран Восточной Азии, где христианская проповедь была успешной: большая часть населения Филиппин принадлежит к Католической церкви. Я встретился с католическим архиепископом Манилы кардиналом Хайме Сином. Мы обсудили целый ряд вопросов, волнующих христиан двух стран: проблемы церковно-государственных отношений, миссионерской и образовательной деятельности. Наши позиции во многом совпали.

Что касается контактов с католическими кругами, то это направление в деятельности Отдела продолжает быть весьма важным, даже несмотря на серьезные сложности в отношениях с официальным Ватиканом. В 2002 году, который, к сожалению, был отмечен решением Рима об учреждении в России католических епархий, мы продолжали плодотворные контакты с такими католическими организациями, как «Община святого Эгидия», «Пакс Кристи Интернейшнл», «Про Ориенте». В рамках этого диалога имели место совместные мероприятия, обмен мнениями и опытом в области социального и миротворческого служения Церквей, форм свидетельства современному миру об истине Христовой.

Продолжались и связи с зарубежными богословскими учебными заведениями. В ряде иностранных университетов продолжают обучаться студенты православных духовных школ, наши церковные труженики. Государственный университет итальянского города Перуджи присвоил мне в 2002 году почетную степень доктора политологии, высоко оценив таким образом весь комплекс внешней деятельности Московского Патриархата. Подобные взаимообогащающие контакты чрезвычайно полезны для нашей Церкви.

Существенный положительный сдвиг произошел во взаимоотношениях со Всемирным Советом Церквей. В частности, по инициативе нашей Церкви было решено перейти на консенсусный метод принятия решений в ВСЦ и учредить новый статус участия церквей через «ассоциацию». Это позволит в будущем избегать нежелательного подавления голоса православных участников со стороны протестантского большинства ВСЦ и устанавливать соответствующий нашим интересам уровень участия в работе совета.

В сфере взаимоотношений с протестантскими церквами хотелось бы отметить богословские собеседования с представителями Евангелической церкви Германии, которые состоялись в июле в Мюльхайме. Диалог был посвящен темам религиозного образования и межцерковных отношений. Другой богословский диалог – с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии – проходил осенью в Москве. Его основной темой было подведение итогов встреч богословов двух Церквей за тридцать лет и обсуждение планов на будущее. Делегацию наших партнеров возглавлял глава финских лютеран Архиепископ Юкка Паарма, что придало особую значимость собеседованиям.

Результаты этих двух диалогов убедительно показали, что Русская Православная Церковь не только не ограничивает свои межхристианские контакты, но готова продолжать и развивать их, видя необходимость общехристианского свидетельства разделенному и мятущемуся миру.

Важное для нас значение имело первое заседание Европейского совета религиозных лидеров, созданного при нашем активном участии. Это заседание проходило в ноябре в Осло. Я как представитель Московского Патриархата был избран сопредседателем совета. В него вошли православные, католические, протестантские, исламские, иудейские и другие религиозные деятели. Мы обсуждали угрозу международного терроризма, опасность вовлечения в него религиозного фактора. В связи с этим было подчеркнуто, что в новой Европе религия должна играть существенную роль. Было также отмечено, что созидание единого общеевропейского дома должно проходить на основе уважения к духовному многообразию народов, населяющих континент, а не на основе унификации культур, мировоззрений, моделей социального устройства.

В июне мы встретились с руководством Европейской комиссии – высшего исполнительного органа Европейского Союза – во главе с его председателем Романо Проди. Состоялись и первые контакты с руководством НАТО. Мы заявили, что Русская Православная Церковь готова к началу мировоззренческого диалога с европейскими международными организациями, имеет конкретные предложения по формированию новой модели общеевропейского права, которое должно обеспечить правовое равенство и поддержку всех народов Европы, всех ее культур и цивилизационно-политических моделей.

Делегация Русской Православной Церкви предложила руководителям ЕС и НАТО углубить изучение коренных причин конфликтов в Европе и мире, путей умиротворения и предотвращения этих конфликтов. В частности, была выражена озабоченность положением сербского населения Косова, разрушением в крае православных храмов и растущей этнической разобщенностью на Балканах. Обсуждались также перспективы сосуществования различных моделей церковно-государственных отношений. Особое внимание на встрече с представителями Европейского Союза было обращено на положение населения Калининградской области.

В июле Священным Синодом было принято решение о создании в Брюсселе Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях. Это позволит эффективно развивать контакты с межправительственными структурами для их ознакомления с позицией Русской Православной Церкви по широкому кругу мировоззренческих и общественно значимых вопросов, содействия миротворческому процессу, отстаивания интересов православных верующих Московского Патриархата.

— Какие наиболее интересные встречи происходили в минувшем году между Русской Православной Церковью в целом и другими Церквами?

— Москву посетили Святейший Патриарх Сербский Павел, Архиепископ Лев, который недавно был избран главой Финляндской Православной Церкви. В Соединенных Штатах я встречался с новым Предстоятелем Православной Церкви в Америке Митрополитом Германом. Каждая из этих встреч была по-своему важной. Понятно, что наша Церковь как самая многочисленная в семействе Поместных Православных Церквей особенным образом призвана к заботе о единстве и благе мирового Православия.

Как я уже сказал выше, наши официальные отношения с Римско-католической церковью были существенно омрачены принятым в феврале 2002 года решением Ватикана «повысить» католические церковные структуры в России до уровня епархий. Это привело к фактическому замораживанию контактов с руководством Католической церкви. В результате был, например, отменен визит в Москву председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, запланированный на вторую половину февраля 2002 года.

Между тем, нашей принципиальной позицией было и остается поддержание добрых отношений с католическими священнослужителями и мирянами на уровне отдельных епархий, монастырей, приходов. Подобные контакты продолжались и в 2002 году. Прежде всего хотелось бы отметить встречи делегаций различных епархий Католической церкви со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Они проходили, как правило, в рамках паломнических поездок групп верующих католиков во главе с представителями духовенства по православным святыням России. В большинстве своем это были делегации из Италии. Святейший Патриарх принял представителей католических епархий Тренто, Вероны, Камерино. Эти встречи неизменно проходили в сердечной, благожелательной обстановке. Целый ряд итальянских священнослужителей выразил поддержку позиции Русской Православной Церкви по вопросу об учреждении католических епархий в России. В подготовке и организации данных встреч сотрудники ОВЦС принимали самое непосредственное участие.

Невозможно также не отметить ежегодные симпозиумы, посвященные русской духовности, которые проводятся католической монашеской общиной Бозе в Северной Италии. В 2002 года конференция была посвящена теме «Преподобные старцы Оптиной пустыни». В ней принимала участие представительная делегация нашей Церкви.

— Как вы расцениваете сегодня отношения, сложившиеся между РПЦ и другими конфессиями, традиционными для России?

— В настоящее время культура межрелигиозных отношений в нашей стране находится на очень высоком уровне. Русская Православная Церковь успешно взаимодействует с традиционными религиями страны, придавая особое значение сотрудничеству в рамках Межрелигиозного совета России. За прошедший год благодаря общей позиции православных, мусульман, иудеев, буддистов удалось добиться освобождения религиозных организаций от налога на прибыль, а также существенно понизить для них тарифы на тепловую и электрическую энергию.

Захват заложников в музыкальном театре на Дубровке, безусловно, стал серьезным вызовом для межрелигиозного мира в нашей стране. Учитывая непрекращающиеся попытки столкнуть мусульман и православных христиан, Русская Православная Церковь солидарно с исламскими духовными лидерами призывает не отождествлять ислам с терроризмом, а псевдоисламских экстремистов — с истинно верующими людьми. Свидетельствую, что мы считаем лидеров традиционных российских мусульман не просто партнерами по диалогу, а братьями, и видим в нашей дружбе залог прочного межрелигиозного мира в России.

Единственную серьезную угрозу для христианско-мусульманских отношений мы видим в ситуации, сложившейся в Республике Татарстан. К сожалению, в этом регионе местные националистические организации, прикрываясь исламскими лозунгами, продолжают безнаказанно притеснять православную общину.

— Есть ли основания говорить сейчас, что прозелитизм ослабил свое давление на Россию?

— Проблема католического прозелитизма среди традиционно православного населения, к нашему глубокому сожалению, продолжает стоять с прежней остротой. В этом году ОВЦС опубликовал целый пакет документов, посвященных этой теме, где была полностью отражена позиция Русской Православной Церкви. Прежде всего это справка «Католический прозелитизм среди православного населения России». В ответ нами были получены письма от уже упоминавшегося кардинала В. Каспера и главы российских католиков архиепископа Т. Кондрусевича: они настаивали на праве католиков вести миссионерскую работу в нашей стране. Ранее подобная позиция католической иерархии теоретически обосновывалась в статье кардинала В. Каспера, опубликованной итальянским иезуитским журналом «Чивильта каттолика» в марте 2002 года.

Превращение российских католических администратур в епархии является следствием наступательной стратегии, эти структуры созданы явно «на вырост». К сожалению, миссионерские ордена в России также продолжают действовать. Все это является одним из главных препятствий к улучшению отношений между нашими Церквами.

Что касается протестантского присутствия в России, то нельзя сказать, что протестантский прозелитизм стал менее активным. По-прежнему в Россию направляются сотни проповедников, принадлежащих к разным конфессиям. Просто сегодня изменились формы прозелитической работы. Теперь, как правило, не устраивают крупных пропагандистских акций на стадионах и в концертных залах, но ведут тихую планомерную работу с православными на местах, стараясь как можно скорее подготовить национальные кадры для ведения прозелитической деятельности. Так что по-прежнему вопрос о церковном просвещении остается важнейшей задачей нашей Церкви.

Смотрите также: