«ВРЕМЯ ДУХОВНОГО РОСТА». Новогоднее интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла газете «Труд». («Труд», 31 декабря 2002 года)

14.01.2003 · Архив 2003  

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Фото Сергея Титова. Служба коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви /

— Ваше Высокопреосвященство! Оцените, пожалуйста, уходящий год с точки зрения развития церковно-государственных и межрелигиозных отношений. Решения каких насущных проблем в этих сферах вы ожидаете в наступающем году?

— Минувший год был отмечен дальнейшим развитием взаимодействия Церкви, государства и общества. К числу наиболее значимых событий можно отнести состоявшийся в декабре VII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный теме «Вера и труд: духовно- культурные традиции и экономическое будущее России», на котором обсуждались современное состояние и перспективы развития отечественной экономики, ее нравственных основ, рассматривались итоги политико-экономических преобразований последних лет, была проведена оценка новых возможностей и угроз, формируемых глобализацией экономики.

Продолжается сотрудничество Русской Православной Церкви c различными ветвями и уровнями власти Российской Федерации. В частности, продолжаются консультации о сотрудничестве церковной и светской систем образования, о месте традиционной религиозной культуры в светской школе. Этим темам, в частности, была посвящена научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования», организованная полномочными представителями президента Российской Федерации в Центральном, Приволжском, Южном федеральных округах, Министерством образования Российской Федерации, Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы и Межрелигиозным советом России. Надеюсь, что в наступающем году проблема осуществления прав граждан на получение полноценных знаний о своей религиозно-культурной традиции уже в средней школе приблизится к решению.

Кроме того, удалось найти взаимопонимание с властью в вопросах налогообложения религиозных организаций и оплаты ими электрической и тепловой энергии. Однако возникают и новые сложности. Так, по недавно принятому Земельному кодексу Церковь не может иметь в пользовании земельных участков даже тогда, когда ей переданы храмовые здания, на этих участках расположенные. Предлагается брать землю в собственность или аренду, но первое невозможно, если храм, стоящий на земле, остается собственностью государства как особо значимый памятник архитектуры, а второе вообще странно, поскольку речь идет о собственности, незаконно изъятой у Церкви после 1917 года. Надеемся, что этот узел будет «развязан» через консультации представителей Церкви и экономических ведомств, с помощью нашего парламента.

Были в уходящем году и события, огорчившие нас. К их числу можно отнести захват террористами заложников в Москве, вызвавший боль всей Церкви. В области межконфессионального сотрудничества 2002 год принес осложнения во взаимоотношениях с Римско-католической церковью. Это было связано с решением Ватикана повысить статус своих административных структур на территории России до уровня епархий. Нашу Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как подобные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении, тем более что в данном случае речь идет о создании полноценных структур католической церкви не на земле, никогда не знавшей Христа, но о стране с тысячелетней христианской историей. Попытки католических миссионеров вести проповедь среди россиян, большинство из которых либо крещены в Православии, либо принадлежат к Православию по воспитанию и культурной самоидентификации, расцениваются нами как прозелитизм, похищение душ. Хотелось бы надеяться, что наступающий год будет давать меньше поводов для озабоченности.

— Если вернуться к VII Всемирному Русскому Народному Собору… Скажите, рассматривалась ли на этом форуме возникшая в последнее десятилетие проблема резкого имущественного расслоения, когда более трети нашего населения прозябает в унизительной бедности? Какова в этой ситуации позиция Русской Православной Церкви?

— В Соборном слове — итоговом документе VII Всемирного Русского Народного Собора — отмечено, что причиной тяжелого социального положения и узкого имущественного расслоения являются не только чисто экономические факторы, но и крайне не благополучное нравственное состояние общества. Ибо именно из человеческого сердца вырастают преступная аморальность в экономике, бизнесе, жажда наживы любой ценой, коррупция, бесчестная конкуренция и все то, от чего мы так устали за последние годы.

Я глубоко убежден, что никакие экономические программы, никакие усилия государства не принесут нашей стране процветания, если не будут сопровождаться возрождением нравственной основы человеческой деятельности, если само общество не установит твердых и реально исполняемых правил поведения государственного служащего, предпринимателя, работника, словом, каждого участника экономических процессов.

— Вопрос нашего волгоградского читателя Александра Скачкова традиционен для предпраздничной почты газеты: «Как внятно объяснить детям то, что 1 января мы отмечаем начало 2003 года от Рождества Христова, а только спустя семь дней — сам праздник Рождества?» Скажите, насколько принципиальна приверженность Русской Православной Церкви старому календарю? Возможен ли в перспективе ее переход на новый стиль?

— Современное летосчисление ведется от года Рождества Христова, а не от самого события Рождества. Для церковного сознания календарный вопрос не является проблемным, а требование календарной реформы в настоящее время исходит, как правило, от далеких от Церкви людей, склонных подвергать пересмотру любые традиции. Кстати, по отношению к Церкви их требования не ограничиваются реформой календаря.

Вопрос перехода Русской Православной Церкви на новый стиль уже обсуждался в минувшем столетии. После введения григорианского календаря в Советском государстве в 1918 году Святейший Патриарх Тихон издал указ о переходе Церкви на обновленный юлианский календарь. При этом непереходящие праздники отмечались по григорианскому календарю, а метод исчисления дня Пасхи оставался таким же, как и ранее. Однако эта реформа не была воспринята церковным народом, и впоследствии все приходы Русской Православной Церкви вернулись к юлианскому календарю. И если сегодня большинство православного народа не принимает идеи подобной реформы, то от нее следует отказаться. Единство Церкви дороже решения календарных вопросов, поэтому я не вижу возможности перехода на новый стиль в ближайшем будущем и даже не считаю это целесообразным. Предметом первоочередной заботы Церкви является укрепление основ православной веры в жизни людей, чтобы они не где-нибудь, а именно в христианстве искали мотивацию своих поступков в личной, семейной, общественной, политической жизни.

— Для благочестивых православных семей Новый год не является каким-то искушением. А как быть в семьях, где есть и постящиеся, и не соблюдающие Рождественский пост? Позволителен ли, на ваш взгляд, для верующего человека бокал шампанского под звон кремлевских курантов?

— Новый год — это семейный праздник. Поэтому христианин должен определять свое поведение в этот день, помня слова апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13. 13). В то же время апостол предостерегает нас: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5. 13). Конечно, можно вместе с семьей разделить этот праздник, тем более что и в храмах 31 декабря и 1 января совершаются новогодние молебны.

— Каких надежд исполнены вы, уважаемый Владыко, в наступающем году? Что бы вы хотели пожелать читателям «Труда»?

— Хотелось бы пожелать читателям уважаемой газеты «Труд» с радостью встретить Новый год и праздник Рождества Христова. Надеюсь, что этот год будет для всех нас временем духовного роста, принесет мир и процветание в наше Отечество, благополучие и радость — в наши дома.

Смотрите также: