«К ЭФФЕКТИВНОЙ И СПРАВЕДЛИВОЙ ЭКОНОМИКЕ». Речь митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на VII Всемирном Русском Народном Соборе

18.12.2002 · Архив 2002  

Ваше Высокопреосвященства и Ваше Превосходительства, дорогие участники Собора, отцы, братия и сестры!

Совершенно не случайно, что главной темой VII Всемирного Русского Народного Собора стала экономика. Любой человек, которого вы спросите на улице о причинах общественного неустройства в нашей стране, прежде всего назовет экономические проблемы. Действительно, материальная составляющая во многом определяет социальную, культурную и даже отчасти духовную сторону жизни человека. Совершенно очевидно, что бедность провоцирует пороки. Несправедливая система перераспределения материальных благ, которые накапливаются в результате трудовой деятельности членов общества, также может явиться причиной социального и политического напряжения и таким образом спровоцировать пороки как в частной, так и в общественной жизни.

Не следует считать экономику областью исключительно материальных интересов. Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев таким образом обозначил две составляющих экономических отношений: «Хлеб для меня — это материальная забота, а хлеб для моего ближнего — забота духовная».

Русская Православная Церковь придает большое значение данной проблеме. В «Основах социальной концепции», представляющих собой социальное учение Церкви, теме труда и собственности посвящены две главы.

Церковь свидетельствует о двух нравственно и религиозно оправданных побуждениях к труду. Первое из них — трудиться, дабы прокормить себя и своих близких, то есть получить материальные блага для поддержания собственного физического, социального и культурного бытия, для обеспечения достойного уровня жизни своей семьи. Второе — это труд на благо тех, кто нуждается.

Современная система ценностей, побуждающая человека к приложению все больших усилий для постоянного повышения уровня личного потребления материальных благ, является греховной и порочной. Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность может быть нравственно и религиозно оправданной лишь в том случае, если человек трудится не только ради себя и своих близких, но и для того, чтобы помогать нуждающимся. Эту мотивацию к труду можно назвать духовным измерением экономики. Церковь побуждает человека трудиться настолько эффективно, чтобы получать максимальную отдачу и при этом передавать излишки тем, кто сам не в силах зарабатывать себе на жизнь или кто по роду своей общественно полезной деятельности не должен производить материальные ценности. Православная этика постулирует очень важный принцип: экономика должна быть эффективной и справедливой.

Возникает вопрос: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах? Не является ли такая экономическая модель эфемерной? Убежден, что это не так. Было бы ошибкой считать, что единственным реальным стимулом к развитию технологий хозяйствования может быть стремление к получению все большего количества материальных благ. Россия в начале ХХ века являлась одной из наиболее динамично развивающихся стран. Двигателями экономической системы страны в то время были русские купцы, большинство из которых не только успешно предпринимательствовало, но и строго блюло церковные и народные обычаи, искренне и активно участвуя в жизни Церкви. Согласно традициям русской православной культуры, богатство подлежало оправданию только в том случае, если употреблялось для блага всех.

Подобное отношение к богатству, будучи этически обоснованным, представляет собой убедительную альтернативу принципам буржуазного взгляда на труд и экономику. Некоторые публицисты называют сегодня Православие причиной экономических проблем нашей страны и обвиняют Церковь в том, что она якобы воспитывает человека, неспособного эффективно действовать в условиях свободной рыночной системы. Совершенно очевидно, что это не так. Православие поддерживает человека в стремлении к производительному труду, ибо плоды труда предназначены не только для его личного потребления, но и для поддержки других.

К сожалению, в течение многих десятилетий производственные отношения в нашей стране не предусматривали реализации первого религиозно оправданного побуждения к труду — личной заинтересованности работника в получении возможно большей прибыли. Трудиться было не выгодно. Думаю, что коллапс экономической системы страны в 1990-х годах во многом был предопределен отчуждением человека от результатов собственного труда.

Каким образом возможен сегодня переход к нравственно оправданным и эффективным экономическим отношениям? Огромную роль в этом процессе должно играть воспитание. Участие Церкви в учебном процессе поможет привить детям высокие идеалы православной трудовой этики. Одной из целей преподавания «Основ православной культуры и этики» является знакомство школьников с этическими нормами Православия, которые обнимают собой не только правила личной и семейной жизни, но и способны выработать нравственное отношение к участию в общественной жизни, включая политику и экономику.

Большую роль в деле перераспределения избыточных материальных ценностей играет благотворительность. Из истории дореволюционной России мы видим, сколь важное место занимали благотворительные организации в общественной жизни страны. Однако следует признать, что добиться справедливого перераспределения материальных благ для поддержки неимущих, обеспечения общественно значимых программ, оплаты труда тех, кто по роду своей деятельности не производит экономических ценностей, только путем благотворительности невозможно. Здесь особая роль принадлежит государству. Именно государство должно взять на себя ответственность за справедливое распределение результатов труда, то есть за реализацию духовного измерения экономики.

Особое место в этом процессе занимает налоговая и бюджетная политика, которая и призвана перераспределять общественные блага в пользу немощных и поддерживать те институты, которые необходимы обществу для нормального существования. Поэтому создание таковой политики является задачей не только экономической, но нравственной и даже религиозной. Разрабатывая справедливое и эффективное законодательство, государственные мужи совершают дело богоугодное. В таком случае их деятельность становится служением Богу, она приобретает ярко выраженное духовное измерение.

Церковь призывает своих чад к законопослушанию, однако нельзя не признать, что сегодня добросовестное соблюдение всех законов, подзаконных актов и административных решений ставит предпринимателя на грань разорения. Церковь напоминает законодателям, что их долгом является создание такой системы законов, которые не налагали бы на людей «бремена неудобоносимые».

Приведу пример: несколько добрых людей решили учредить благотворительный фонд, чтобы помогать нуждающимся. Для этого они собирались положить в банк деньги, а на проценты с вклада осуществлять гуманитарные акции. Таким образом уже более ста лет действует Нобелевский комитет: премии лауреатам выплачиваются из процентов с суммы, завещанной Альфредом Нобелем. Однако аудитор, к которому пришли за советом организаторы фонда, предупредил, что в силу несовершенства законодательной системы нашего государства сохранить этот капитал можно будет только в том случае, если они научатся его скрывать от контролирующих органов. Такое происходит не только в области благотворительности. В настоящее время человек не может создавать избыточные материальные ценности, не нарушая существующих законов или подзаконных актов.

Однако если нынешнее законодательство подталкивает даже самых честных людей к обману государства, можно ли называть сложившуюся в России экономическую систему нравственной? Возможно ли применение этических категорий к современным экономическим отношениям? Сложившаяся ситуация не способствует формированию у российских предпринимателей представлений о деловой и хозяйственной этике. Если положение дел останется неизменным, через пять или десять лет трудно будет найти хотя бы одного предпринимателя, желающего вести дело открыто и честно.

Необходимы механизмы, позволяющие совершенствовать государственную систему сбора и распределения средств. К числу таких механизмов относятся общественный контроль, прозрачность бюджета и многое другое. Вызовами нравственному чувству являются также такие негативные явления нашей жизни, как уклонение от уплаты налогов, вывоз капиталов за пределы России, особенно тех, что были получены от продажи природных ресурсов.

Обострение социальной напряженности в стране объясняется и некоторыми особенностями общественной психологии: избыточные материальные ценности, находящиеся в руках другого человека, у большинства наших сограждан вызывают недобрые чувства. Зависть была положена в основу почти всех революционных катаклизмов. Революционеры во все времена считали, что для достижения всеобщего счастья достаточно отнять ценности у богатых и раздать их бедным. Однако история свидетельствует, что перераспределение ценностей насильственным способом никогда не приводит к созданию справедливого общества.

Что же делать сегодня? Снова, как это было уже не раз в российской истории, насильственно перераспределять собственность в надежде на достижение справедливости? Или путем разумной и справедливой бюджетной и налоговой политики, путем ответственного участия государства, работодателей и трудящихся изменить характер экономических отношений, обеспечивая рост производства и справедливое распределение результатов труда? Если вернуться к теме вывоза капитала, — десятки миллиардов долларов исчезают ежегодно за рубежом, а экономика продолжает функционировать. Что же будет, если эти миллиарды останутся в нашей стране? Приходится говорить не столько о принципиальных недостатках экономической системы, сколько о необходимости срочного создания механизмов возврата капитала, о воспитании честного отношения к налоговым обязательствам, о совершенствовании налогового законодательства. И, может быть, этого будет достаточно для того, чтобы в рамках нынешней системы, без ее радикальных перемен, добиться становления эффективной и справедливой экономики.

Надо помнить, что с религиозной точки зрения единственным законным собственником всех земных благ является Бог — Творец мира, а мы лишь временно пользуемся ими. Не следует забывать, что, поскольку Бог дал нам эти блага, Он может их и забрать. Хорошо известна Евангельская притча: «У одного богатого человека был хороший урожай, и он рассуждал про себя: что мне делать?.. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Мк.12. 16-21).

Экономика — зона повышенного этического и религиозного риска, ибо «не можете служить Богу и мамоне» (Мф 6. 24). Если человек главной целью своей жизни поставил получение материальных благ, он потерян для Царствия Божия. Богато обставленный дом, дорогие украшения и машины — все это лишь временно может приносить радость, и если человеку чужды иные, высшие ценности, он замыкается в тесном мирке материальных интересов и лишает себя полноты жизни.

Недавно я совершал богослужение в русской православном храме в Цюрихе. В тот день на Литургии читался отрывок из Евангелия, в котором содержались слова о том, то легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19. 23). Прихожане этого храма — в большинстве своем обеспеченные люди, проживающие в богатом и благополучном государстве. Мне было бы очень трудно обратиться к ним с проповедью, если бы в завершение Евангельского чтения не прозвучали другие слова Спасителя: «Невозможное человеку возможно Богу» (Мф. 19.25). Да, действительно, только Бог может спасти и богатого, и бедного. Но богатый должен знать, что его путь ко Спасению непременно предполагает разделение с неимущим избытков своего состояния.

Церковь не предлагает конкретных методик или пропорций перераспределения избыточных материальных ресурсов. Какую долю плодов своего труда оставлять себе, а сколько отдавать нуждающимся согражданам и направлять на общественно значимые программы — дело совести каждого человека и вопрос общественного регулирования. Если общество сможет установить стандарты потребления, исходя из нравственных норм, станет неприличным выставлять напоказ свое богатство.

В создании основ справедливой экономики должны принять участие все институты гражданского общества, в том числе профсоюзы, различные объединения граждан, а также деятели науки и культуры и, конечно, религиозные организации.

Уверен, что силой Божией и в ответ на наши общие усилия нестроения закончатся. Созидание всегда требует несравненно больших усилий, нежели разрушение, поэтому будущее России в огромной степени зависит от того, насколько мы готовы самоотверженно трудиться ради блага своей страны.

Смотрите также: