В преддверии VII Всемирного Русского Народного Собора «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы профсоюзной газеты «Солидарность» («Солидарность» № 46, от 11 декабря 2002 года)

11.12.2002 · Архив 2002  

— Ваше Высокопреосвященство, чего Вы ждете от VII Всемирного Русского Народного Собора »Вера и Труд»? могут ли быть в результате обсуждения внесены изменения в текст Основ социальной концепции РПЦ?

— Если быть более точным, тема, предлагаемая к обсуждению на предстоящем Соборе, звучит так — «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России».

Задача VII Всемирного Русского Народного Собора — разбудить совесть людей, призвать их руководствоваться духовно-нравственными принципами в сфере хозяйствования, сделать так, чтобы нравственное начало, если хотите, «категорический императив» ставился во главу угла при принятии тех или иных экономических решений. Сейчас очень важно начать диалог со всеми заинтересованными в успешном развитии национальной экономики сторонами — предпринимателями, профсоюзами, работниками и работодателями, чтобы выработать общую позицию в этой важнейшей области общественных взаимоотношений. Надо понять, что тот кризис, в котором оказалась наша страна, связан не только с объективными экономическими факторами, но и с потерей у значительной части общества нравственных ориентиров, духовным обнищанием и моральной деградацией.

Кризис не будет преодолен, если государство, деловые круги, профсоюзы и те, чьи интересы они защищают, не придут к единому нравственному кодексу. В противном случае любая, даже самая «умная» экономическая реформа обречена на провал. Если сохранится доминанта потребительских и гедонистических установок, если останется низким авторитет созидательного труда, то экономика России не сможет динамично развиваться.

По учению Церкви, человек, обладающий материальными ценностями, на самом деле лишь пользуется тем, что по большому счету дано ему Богом. Важно, чтобы мы сознавали временность и условность распоряжения земными богатствами, рассматривали в качестве цели жизни не слепую погоню за прибылью, не поклонение «золотому тельцу», а помощь ближним и служение своему Отечеству. Нужно помнить: нравственно мотивированный труд воспитывает душу человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, замечу, что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором, не предполагают дальнейших поправок, но предполагают развитие. Взгляд Церкви на экономические вопросы, бесспорно, нуждается в конкретизации, в ответе на множество конкретных вопросов, значимых для отдельных стран и исторических периодов, в то время как Основы социальной концепции задают скорее общий вектор церковного учения по общественным темам. Собственно, поэтому документ и был в свое время назван «Основами», за которыми должна последовать детализация позиции церковного Священноначалия, труды богословов и христианских социологов, высказывания православных мирян, многие из которых трудятся в области экономической теории и практики.

— Владыко, хотел бы спросить о следующем. Существует социальная доктрина Римско-католической церкви, во многом посвященная проблемам труда и распределения его плодов и осуждающая эксплуатацию человека человеком. Каково отношение Русской Православной Церкви к этому документу? В чем различие между ним и соответствующим разделом Социальной концепции Русской Православной Церкви?

— Наша Церковь заинтересованно изучает опыт социальной мысли как Православных Поместных Церквей, так и других христианских конфессий. Мы используем все позитивное, что было накоплено иными церквами в годы, когда Русская Православная Церковь была насильственно лишена возможности осуществлять широкое общественное служение. Вопросу трудовой деятельности человека посвящена целая глава в Основах социальной концепции — фундаментальном документе нашей Церкви, принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Труд становится благословенным тогда, когда являет собою акт нашего соработничества Богу, содействует исполнению Его замысла о мире и человеке в нем. В документе, в частности, отмечается, что «труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти» (VI. 4). Нещадная и корыстная эксплуатация одного человека другим греховная, ибо является угождением демонам эгоцентризма, гордыни, небрежения о ближних.

Существует, однако, определенное различие в подходах к социальному служению в западно-христианской и православной традициях. Если на Западе нередко делается акцент на обустройстве материальной сферы человеческого бытия, то с точки зрения восточной православной традиции земное благополучие само по себе не обладает безусловной и конечной ценностью.

Другая точка несовпадения — проблема либерального индивидуализма, который, являясь фундаментом современной западной цивилизации, в то же время принципиально отличен от глубоко укорененных в русской культуре начал соборности.

В православном миросозерцании духовное начало превалирует над материальным. Как подчеркивается в Основах социальной концепции, в позиции Церкви нет игнорирования материальных потребностей, но нет и превозношения материальных благ как высшей цели и ценности в жизни. Имущественное положение человека не может быть свидетельством того, угоден или неугоден он Богу (VII.1).

— На Западе существуют и действуют католические, христианские профсоюзы. Как Вы относитесь к подобной практике? Применим ли этот опыт в России?

— Русская Православная Церковь, издревле верная своему долгу печалования перед лицом светской власти об участи слабых и обиженных, неизменно выступает в защиту жизненно важных прав личности. Так, например, в Основах своей социальной концепции она указывает, что отказ в достойной оплате честного труда работника является не только преступлением против человечности, но и грехом перед Богом (VI. 6). Защита неотъемлемых прав трудящихся, обеспечение достойного уровня жизни для всех, забота о незащищенных — важные задачи любого цивилизованного общества, стоящего на страже интересов граждан.

Что касается моего отношения к практике создания профсоюзов на конфессиональной основе, то могу сказать следующее. Западный мир определяет себя прежде всего как сообщество этическое, то есть базирующееся на определенных нравственных принципах. Чисто исторически эти принципы являются в своей основе христианскими. Достойное отношение к трудящимся — одно из проявлений этого этического принципа в сфере взаимоотношений государства с гражданами. Поэтому выражение «христианский профсоюз» заключает в себе, по моему мнению, известную избыточность. Ибо как «христианские», так и «нехристианские» профсоюзы решают одни и те же задачи. Подобно тому, как Церковь не может быть разделена по профессиональному признаку: быть, к примеру, «Церковью шахтеров» или «Церковью металлургов», — так и профсоюзы не должны делиться по признаку принадлежности к той или иной конфессии или религии. И стократ сказанное справедливо в случае такой страны, как Россия.

Церковь может плодотворно сотрудничать с государством и профсоюзами в воспитании уважения к труду и к человеку труда. Благополучие и процветание нашего общества станут возможны только тогда, когда обеспечение для всех достойного качества жизни, здоровья телесного и духовного будет считаться приоритетной целью государства. В отстаивании интересов граждан значительная роль принадлежит профсоюзам, и их деятельности естественно иметь социальную, а не конфессионально-политическую окраску.

— Ваше Высокопреосвященство, будет ли конференция рассматривать вопрос о социальной защищенности тех людей, кто трудится, служит в Церкви? Считаете ли Вы акутальным вопрос их правовой защиты? И могут ли, на Ваш взгляд, профсоюзы как-то помочь в решении проблем, возникающих на этой почве?

— Полагаю, что надо ставить вопрос шире. На Соборе речь может зайти о формировании определенной хозяйственной этики в среде православных христиан.

Являясь не только мистическим телом, связывающим людей с Богом, но также социальным институтом и хозяйствующим субъектом, Православная Церковь неизбежно сталкивается с теми же проблемами в сфере трудовых отношений, что и любое другое юридическое лицо. Одной из возможных тем дискуссии может стать, скажем, деловая этика внутри приходов, монастырей, епархий, различных церковных учреждений. И мы рассчитываем на активное участие в обсуждении этой темы представителей профсоюзных объединений.

Однако надо помнить, что Церковь как собрание верующих вряд ли нуждается в создании специальных профсоюзных организаций внутри своей канонической структуры. Смысл профсоюзной деятельности состоит в защите прав работника перед работодателем, а Церковь Христова есть единый Богочеловеческий организм, в котором не должно идти речи о каких-либо разделениях и противопоставлениях. Кого будут защищать подобные профсоюзы — паству от пастырей или наоборот? Церковь — это дом Божий, тело Христово. По словам апостола Павла, »и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий… Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3. 7,9).

Что же касается профсоюзного движения в целом, то организация профсоюзов при активном участии православных мирян воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее осуществлять социальную деятельность на основе христианских нравственных принципов.

— Ваше Высокопреосвященство, вопрос на понимание: сейчас многие политики посещают церковь, считая себя православными. Вероятно, они исповедуются, причащаются. При этом зачастую те же люди проводят антисоциальную политику (начавшаяся реформа ЖКХ дает тому много примеров). Подчас, люди, называющие себя христианами, сознательно не выплачивают работникам заработную плату. С точки зрения церковной, является ли грехом такое поведение? И вправе ли Церковь указывать им на это?

— Хочу заметить, что Церковь не должна вмешиваться в дела государственного управления, по слову Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 21). Однако это не означает ее отказа от нравственной оценки неблаговидных действий власть имущих или работодателей. В Священном Писании справедливо сказано: «Трудящийся достоин награды своей» (Тим. 5. 18). Поэтому Церковь неизменно указывает на недопустимость таких греховных поступков, как невыплата заработной платы, неуважение к чужому труду, сознательное лишение человека возможности обеспечить свое пропитание. Церковь всегда выступает в защиту безгласных и обездоленных, за максимально справедливое распределение продуктов труда.

Да, конечно, трудности в стране есть, но решать их надо сообща. Нельзя перекладывать ответственность только на власть, требовать от нее материальных благ, не обеспеченных трудом, в том числе собственным. Все мы — Церковь, государство, общественные объединения, трудящиеся разных профессий, в том числе предприниматели — должны разделить ответственность за настоящее и будущее страны. Убежден, что многовековая православная традиция должна сыграть здесь важнейшую роль, помогая возрождению экономики нашего Отечества.

Смотрите также: