МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА. Доклад председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на III Всецерковном миссионерском съезде (Московская область, «Поляны», 31.10.2002)
1.11.2002 · Архив 2002
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Доклад председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на III Всецерковном миссионерском съезде
Московская область, «Поляны», 31 октября 2002 года
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!
III тысячелетие началось для Русской Православной Церкви с новых вызовов «мира, лежащего во зле» (Ин. 5. 19). Отвечая на эти вызовы, Церковь постоянно находится в поисках новых форм и методов осуществления своего спасительного служения. Движимая любовью к Богу и ко всему творению, Церковь исполняет миссионерский призыв Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф. 28. 19) в быстроменяющемся мире, преодолевая трудности, лишения и скорби.
Развивая кирилло-мефодиевскую миссионерскую традицию, Русская Православная Церковь являет миру высокое апостольское достоинство, в прошлом засвидетельствованное подвигом великих равноапостольных мужей, таких, как преподобный Стефан Пермский, святитель Иннокентий (Вениаминов), преподобный Макарий (Глухарев), святитель Макарий (Невский), святитель Николай (Касаткин), святой Патриарх Тихон, наконец, сонмом Новомучеников российских. Их наставления и духовные завещания и сегодня имеют актуальную значимость. Так, в 1910 году на миссионерском съезде в Иркутске архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский) (впоследствии — митрополит Московский) говорил: «Мудрость уподобила первых веропроповедников соли, долженствующей осолить вселенную, с таким притом предостережением, что если соль эта потеряет силу, то «она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5. 13). Как известно, соль обладает способностью сохранять от тления, очищать от порчи и придавать всему вкус. Открывшийся сегодня миссионерский съезд должен «придать вкус», то есть дать миссионерское измерение происходящему, наметить главные направления развития миссии в будущем, очистившись от ошибок и сохранив преемственность.
Миссионерское поле
Миссионеров всегда сравнивали с делателями жатвы, трудящимися на миссионерском поле, по слову Христа, когда жатвы много, а делателей мало (Мф. 9. 37). Сегодняшнее «миссионерское поле» характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира.
1. Данные демографических подсчетов говорят, что соотношение христиан и нехристиан постепенно изменяется. Если в начале XX века население планеты составляло около полутора миллиардов человек, и из них около полумиллиарда принадлежало к христианству (то есть каждый третий исповедовал Христа), то к концу XX века на 6 миллиардов народонаселения Земли приходилось около 1 миллиарда 800 миллионов христиан (т.е. количество соотношения уменьшилось не в пользу христиан). Все чаще христианам приходится свидетельствовать о Христе в положении меньшинства в безразличной, а порой отрицательно-агрессивно настроенной по отношению к ним окружающей среде.
2. Сегодня стало очевидным, что в XXI веке мир вступил в эру построения информационного общества, для которого характерно создание единого глобального мирового информационного пространства. Многие аналитики утверждают, что в ближайшие два десятилетия человечество изменится до неузнаваемости. Главные направления и особенности развития глобального, то есть в масштабах всей планеты, информационного общества определены постиндустриальными государствами в Окинавской хартии, принятой ими в июле 2000 года в Японии. Если вспомнить исторический путь развитая человечества, до сих пор были известны две волны глобальных перемен — переход от кочевой жизни к оседлости и земледелию, так называемая «аграрная эра» (интересно, что в эту эру возникает и распространяется ислам) и промышленная революция, приведшая к новому способу производства — «индустриальная эра» (возникает и распространяется протестантизм). «Информационная эра» наступает в процессе тихой информационной революции, так как не вызывает каких-либо социальных катастроф. Однако при этом стремительно меняются ценности нравственности и культуры, которые были базовыми для предыдущих эпох. В духовной сфере это приводит к появлению новых религиозных движений, которые могли появиться только в «информационную эру» (например, «виртуальные религиозные сообщества» в глобальной сети Интернет и т.п.). В социальной сфере, как утверждают аналитики, постепенно произойдет смена социального неравенства интеллектуальным, что приведет к интеллектуальной эксплуатации одних людей другими.
3. Для многих простых людей вступление в «информационную эру» и создание глобального информационного пространства мыслится как появление «новой Римской империи», так как тон в этом процессе (во всяком случае, внешне) задает единственная сверхдержава — США. Ответом на данный глобальный мировой процесс развития служит все нарастающий поиск путей альтернативного развития человечества.
Самой мощной и легко принимаемой идеей, противостоящей глобалистской «информационной эре», является так называемая «архаизация», то есть возвращение человечества к «истокам», где нет места прогрессу и цивилизации. В духовной жизни архаизация обозначается крайним фундаментализмом и появлением новых религиозных движений, спекулирующих на протестных антиглобалистических чувствах людей (например, последователи Виссариона отказываются от любых средств технического прогресса и культивируют натуральное хозяйство). Как правило, архаизация заставляет подвергать ревизии летописную историю, что влечет за собой пробуждение интереса к неоязыческим культам и, как следствие, прямое противостояние Православию в исторической ретроспективе, когда языческая Русь воспевается как идеал единственно возможного устройства жизни славян.
Примером проявления архаизации могут служить споры вокруг принятия или непринятия ИНН. Сам по себе вопрос этот далек от богословия и не имеет под собой религиозной основы, однако в нем очевиден перенос антиглобалистских настроений на почву религиозного мировоззрения.
Как известно из истории России, после «смутного времени», когда государство набирало силу при восшествии царской династии Романовых, произошел раскол, который, в конце концов привел к тому, что Русская Православная Церковь более чем на 200 лет лишилась своего Патриаршества. В основе этого Великого раскола лежало столкновение сторонников цивилизации и прогресса с фундаменталистами. Сегодняшний мир все больше поляризуется, и каждый из сторонников крайних направлений пытается привлечь Православную Церковь на свою сторону, что создает известное внутрицерковное напряжение.
4. Восстановление полнокровной жизни церковного организма последнего десятилетия потребовало колоссальных усилий — от Первоиерарха нашей Церкви до сельского священника. Однако в отсутствие четко выраженной концепции церковно-государственных отношений священнослужителям чаще всего приходилось действовать, опираясь лишь на личные отношения. Как правило, государство стремилось привлечь Церковь к решению острых социальных проблем, не делая при этом усилий по правовому определению статуса Православной Церкви не просто как традиционной, но и как государствообразующей и культурообразующей религии. Все это приводило к низведению Православной Церкви на уровень новых религиозных организаций, во множестве появившихся на постсоветском пространстве. Этим и до сих пор умело пользуются многочисленные миссионерские организации восточного и западного происхождения. Прозелитизм стал нормой католических миссионерских усилий во всех государствах СНГ, в особенности на Украине.
Впрочем, нельзя не отметить, что за последние два года в России более четко обозначилась политическая воля государства в вопросах духовной безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту… духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.., формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире выдвигается на первый план в жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в целом. Поэтому миссионерская деятельность Русской Православной Церкви напрямую должна быть направлена на обеспечение духовной безопасности, на единение всех слоев общества на основе подлинных христианских ценностей и защите священного дара жизни.
Для миссионера Русской Православной Церкви должно быть очевидным, что религиозный экстремизм и его порождение — международный терроризм — это прежде всего вызов Богу и всему Его творению, следствие искажений в духовной сфере человечества. Апологеты международного терроризма сегодня выстраивают свою аксиологию, пользуясь искаженными религиозными понятиями. Богословский анализ подобных «апологетических трудов» является также миссионерской задачей. Церкви уже приходилось защищать человечество от языческих человеческих жертвоприношений, от сатанистских ритуалов, пришла пора защиты священного дара жизни от религиозного экстремизма в различных его проявлениях. Уместно привести здесь слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, обращенные к делегатам II Миссионерского съезда: «Борьба с разрушительными силами мира сего есть не столько его критика, сколько позитивная духовная деятельность… Мы сегодня призваны переориентировать общественное сознание на созидание христианских ценностей и христианского мироощущения». Сегодня это лучший ответ на вызовы религиозного экстремизма.
Определяя лишь в первом приближении основные характеристики «миссионерского поля», следует отметить, что полнота и успех современной миссии как христианского свидетельства во многом зависит от того, насколько мы избежим крайностей любого одномерного понимания роли и значения Православия. Ведь сегодня можно встретить «ультраправую» или «ультралевую» охристианизированную богословско-религиозными фразами идеологию, что является «псевдохристианством». Христианство же — это Благая Весть о Царствии Божием, свидетельство о Христе Спасителе мира, наконец. Это жизнь во Христе, по слову апостола Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2. 20).
Чтобы правильно избрать методы восстановления утраченного в тоталитарную эпоху влияния и значения Православной Церкви, ответить на вызовы современного мира, нам необходимо хранить преемственность (которую часто называют «верностью отцам»), иметь духовную трезвенность, то есть быть «солью» современного общества.
Миссия после миссии
В своем докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке: «Сегодня нам надо решить главный вопрос — как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином».
1. Миссионерские усилия Русской Православной Церкви последних лет проходили под девизом «К каждому сердцу, до края земли». По малым и великим рекам священнослужители и миряне на кораблях-храмах проповедовали Евангелие, вагон-храм иконы Божией Матери «Одигитрия» проделал путь от Запада до Востока России, посетив более 20 епархий. Особенно активными были миссионерские усилия недавно открытых епархий Сибири, Дальнего Востока, Приморья, Камчатки, Якутии. Поиск новых форм миссионерской деятельности был характерен для многих епархий, находящихся на пространствах бывшего Советского Союза, и в особенности там, где православные оказались в меньшинстве или в открытом противостоянии «доморощенным» раскольникам или католической агрессии. Интересные примеры новых миссионерских форм деятельности мы находим у епархий так называемого дальнего зарубежья (например, в Германии).
Если характеризовать этот опыт в общих чертах, то следует отметить, что прежде всего идет процесс развития лучших миссионерских традиций нашей Церкви. Миссионеры вначале изучают язык, культуру, особенности окружающей среды просвещаемых народов, затем осуществляют переводы духовной литературы и катехизических пособий, строят новые храмы или совершают богослужение в приспособленных местах. Развивается социальная диакония и миссионерская активность мирян. Как известно, выдающийся миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов) придавал огромное значение совершению Божественной литургии на языке просвещаемого народа. Часто он служил под открытым небом в местах кочевья, после совершения литургии устанавливался крест, который в дальнейшем становился для жителей «местом общественных молитв». Все современные миссионерские экспедиции восприняли этот метод и успешно его осуществляют. Опыт другого миссионера, преподобного Макария (Глухарева), по созданию миссионерских станов или долгосрочных миссионерских экспедиций сейчас успешно применяется в Магаданской и Якутской епархиях.
2. Вместе с этим, при всем многообразии современного опыта, мы не должны в своей миссионерской стратегии допускать смешение средств и целей. Например, одно лишь распространение изданий Святого Евангелия само по себе не приведет к научению народов Благой Вести и не передаст опыт богообщения, не создаст евхаристической общины. Поэтому мы не можем оценивать миссионерскую работу по количественным характеристикам «крещеных, но не просвещенных» людей. По меткому выражению одного из современных богословов, нашу паству можно разделить на «прохожан», то есть тех, кто по долгу служебного положения приходят на официальные мероприятия в церковь или из любопытства; «захожан», то есть тех, кто на Пасху, Крещение и Рождество приходят, чтобы освятить куличи или набрать Крещенской воды, и, наконец, настоящих прихожан, тех, кого можно назвать, по слову апостола, «народом Божиим».
К сожалению, у нас, до сих пор существует лишь поверхностное знание, характеризующее основные черты мотивации восприятия веры, особенно первых двух категорий, хотя все они считают себя православными. Однако без тщательного их изучения мы не сможем правильно определить методы и формы миссионерского обращения к ним и их воцерковления. Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.
3. Притча о Сеятеле, содержащаяся сразу в трех Евангелиях (от Матфея, от Марка и от Луки), помимо всем нам хорошо известных толкований, может рассматриваться как предупреждение миссионерам о выборе правильной стратегии. Сеятель трудился на четырех полях, а собрал урожай лишь с одного поля, где была плодородная почва. Очевидно, что каждое «поле» требует своих инструментов для обработки, а также определения благоприятного времени для начала работы. Для «каменистой почвы», то есть для тех, кто поражены, выражаясь языком святых отцов, «окаменелым бесчувствием», — последствием губительного влияния атеистического воспитания, — необходимо сначала «выбрать из земли булыжники» — чаще всего это устойчивые стереотипы сознания и мотивации поведения (типа «Пенсии не платят, а храмы строят» или «Раньше был отдел по идеологии, а сейчас попы»). Чаще всего это пожилые люди, требующие к себе милосердного отношения. Лучше всего этим людям помогут миссионерские усилия сестричеств и братств, занимающихся социальной диаконией. Только любвеобильным отношением, а не диспутами можно помочь им обрести Христа в своем сердце.
Для «почвы, где произрастают сорняки», то есть для тех, кто в своих исканиях Истины и богообщения попали в пленение тоталитарных сект, прежде всего необходима «прополка», то есть очищение ума и сердца от заблуждений и соблазнов. Здесь огромную роль играют реабилитационные центры жертв тоталитарных сект. Такие методы действуют успешно во многих епархиях. Настоящий съезд дает возможность поделиться накопленным опытом работы, обобщить его и выработать практические рекомендации для тех епархий, которые еще не создали подобные центры.
Если продолжить толкование притчи о Сеятеле, то о семени, упавшем при дороге, сказано: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13. 19). Обратите внимание, что Господь говорит о «неразумении», то есть невозможности восприятия Слова Божия как о причине расхищения диаволом всего посеянного. Кто чаще всего не понимает нас? Молодежь. Скептическое отношение к традиционным ценностям, а порой открытое противление им, становится барьером для понимания миссионерской проповеди молодыми людьми. Само понятие «Церковь» воспринимается ими как понятие из разряда виртуальных. Как пробудить в молодом сердце ощущение реальности Бога, помочь юной душе получить опыт богообщения? Громадную роль в этом играет язык миссии. Современные научные достижения в области лингвистики утверждают, что «положительное или отрицательное влияние языка зависит от соответствия ситуации языковой репрезентации (то есть умению использования языка в конкретном контексте). Если языковой код не соответствует данной задаче, будь то по причине невыраженности в нем всей необходимой информации или из-за того, что словесные обозначения обеспечивают неадекватный анализ предмета, языковая структура может неадекватно влиять на ее решение». Иными словами, используя привычные штампы проповеднической речи без учета особенностей молодежной аудитории, можно получить обратный эффект, когда «семя упадет при дороге». На съезде будет работать специальная секция, которая подробно рассмотрит всю проблематику миссионерского служения среди молодежи.
Сегодня нам необходима миссионерская стратегия, учитывающая социологические, психологические и другие значимые характеристики просвещаемых людей. При этом нам всегда надо помнить предупреждение Господа: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10. 16).
4. Для современного миссионерского служения особое значение имеет «миссия после миссии», то есть воцерковление и научение миссионерскому деланию мирян. Раскрывая содержание задач «миссии после миссии», необходимо отметить, что это процесс приобщения человека к соборному бытию Церкви, что означает, во-первых, вхождение человека в полноту приходской жизни, центром которой является Божественная литургия (как «общее дело»), а во-вторых, содействие человеку в созидании малой Церкви, то есть семьи.
Процесс воцерковления способствует личностному росту человека на всех уровнях его бытия. Сегодня имеется значительный положительный опыт активности мирян в деле миссии через участие в работе братств и сестричеств на поприще духовного просвещения и социальной диаконии, в заботах о бедных и угнетенных людях, беженцах, мигрантах, наркозависимых и т.п.
Воцерковление — это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости и сектантства в любых его проявлениях. Этому во многом способствует процесс расширения и углубления постоянного духовного образования для христиан всех возрастов. Необходимо также возродить катехуменат (согласно святоотеческой традиции) перед крещением с привлечением наиболее подготовленных мирян. Таинство крещения должно стать праздником всей общины. Для этого требуется постоянная работа по подготовке к крещению как хотящего креститься, так и восприемников. А так как мы имеем дело с людьми «крещеными, но не просвещенными», нам следует найти современные формы обучения основам Православной веры «прохожан» и «захожан».
Миссионерские перспективы
1. Священник Павел Флоренский в своих «Экклезиологических материалах» писал, что апостольство «всегда составляло главнейшую обязанность церковных людей». Привлечение к миссионерской деятельности как можно большего числа воцерковленных людей является сегодня основной задачей развития нашего служения.
2. Выбор правильной миссионерской стратегии, использование мирового миссионерского опыта христианского свидетельства в различных исторических контекстах возрождения и обновлений, тягчайших кризисов и упадков, наконец, точная оценка собственных возможностей в контексте современных реалий необходимы на всех уровнях миссионерского служения (общецерковном, епархиальном, приходском).
3. Просветительская деятельность и социальная диакония во всех доступных формах — два крыла православного миссионерства — должны быть понятными, привлекательными и актуальными для современного общества. Важно, чтобы сестричества, братства, просветительские общества свои центры имели именно в приходской общине и их деятельность была бы продолжением участия мирян в главном «общем деле» — Литургии.
4. Чтобы наша Церковь подобно Церкви первых веков была «в любви у всего народа» (Деян. 2. 27) и Господь снова повседневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2. 47), необходимо хранить церковное единство (Еф. 4. 4). Всякое разделение и соперничество только ослабляет дело православной миссии.
5. Язык миссии приобретает особое значение в миссионерской работе с молодежью. Продолжая кирилло-мефодиевскую традицию, современные православные миссионеры должны стремиться быть понятыми в своем обращении к людям. Необходимо использовать все новейшие достижения средств коммуникаций, совершая так называемую «инкультурацию» (то есть погружение в культуру, просвещая ее светом Христовой Истины), сохраняя при этом верность святоотеческой традиции.
6. Процесс восстановления прежнего влияния и значения Церкви в современном обществе является миссионерской задачей. Он требует богословского осмысления и социологического исследования состояния быстроменяющегося мира. Чем правильнее будут построены исследования и сделаны выводы, тем эффективнее будет наше миссионерское делание.
7. Дореволюционный опыт миссионерского служения показал, что подражание западным методам проведения миссии, особенно с акцентом на «антимиссию», может иметь отрицательный результат. Поэтому, проводя антисектантскую деятельность, необходимо помнить, что рядовые члены сект — это прежде всего заблудшие чада Церкви или люди, ищущие Истину. Прежде всего, мы должны молиться о них. Церковь, как любящая мать, скорбит об этих людях и всегда готова принять их в свое лоно. Нам нельзя забывать предупреждение святого апостола Павла: «наша брань не против крови и плоти, но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6. 12).
8. Господь наш Иисус Христос заповедовал своим апостолам: «Вы будете Мне свидетелями — даже до края земли» (Деян. 1. 8). Это прямое обращение ко всем нам, собравшимся в этом зале. Так исполним же этот призыв с праведностью, миром и радостью во Святом Духе (Рим. 14. 17).
См. также: