Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата сделал заявление в связи с работой конвента «Будущее Европы»

7.10.2002 · Архив 2002  

В марте 2002 года в Брюсселе началась работа Конвента “Будущее Европы”, которая будет продолжаться до апреля 2003 года.

Цель Конвента – провести анализ интеграционных процессов в Европе за предшествующие годы и определить направления их развития на будущее.

По итогам работы Конвента будет составлен развернутый доклад с предложениями о реформе Европейского Союза (ЕС). Он будет передан на рассмотрение Совету ЕС – высшему органу интеграционного объединения.

Конвент созван на основе Лаекенской декларации 2000 года, принятой на саммите ЕС. Председателем Конвента является бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Состав форума сформирован из представителей органов ЕС, национальных правительств и парламентов стран-членов ЕС и стран-кандидатов на вступление в ЕС. К работе Конвента привлекается большое количество экспертов. Организованы специальные рабочие группы, занимающиеся подготовкой заключений по отдельным проблемам развития ЕС.

Свой вклад в обсуждение перспектив развития ЕС могут внести организации гражданского общества и отдельные граждане. Их предложения и заявления доступны для членов Конвента на специальном веб-сайте.

Развитие интеграционных процессов на Западе Европы и их распространение на Центральную и Восточную Европу заставляет верующих Русской Православной Церкви еще раз оценить свою роль в этих процессах, определить направления своей деятельности на европейском континенте с учетом этих изменений. Поэтому Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата направил в адрес Конвента заявление, которое доступно на веб-сайте Конвента. Текст заявления приводится полностью.

Ранее подобные заявления были направлены Элладской Православной Церковью, Конференцией европейских церквей, католической и протестантскими церквами и религиозно-общественными структурами.

ЗАЯВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С РАБОТОЙ КОНВЕНТА «БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ»

Проведение Конвента “Будущее Европы” свидетельствует о том, что Европейский Союз находится в преддверии глубоких перемен. Он готовится перейти на качественно новый уровень интеграции, а также принять в свой состав новых членов в Центральной и Восточной Европе.

Надеемся, что благодаря Конвенту будет услышан голос каждой заинтересованной стороны. Как положительный знак можно рассматривать то, что свой вклад в процесс обсуждения европейского будущего могут сделать, наряду с различными правительственными институтами, организации гражданского общества, в том числе религиозные общины, и, наконец, рядовые граждане. Особенно важно, что к дискуссии подключены страны-кандидаты на вступление в ЕС.

Русская Православная Церковь весьма заинтересована в том, чтобы Конвент услышал и ее голос, выражающий убеждения и чаяния многих десятков миллионов православных христиан, живущих в России, Украине, Белоруссии, Молдове, других странах Содружества Независимых Государств. Десятки тысяч наших пасомых живут и в странах, являющихся ближайшими кандидатами на членство в ЕС — Латвии, Литве, Эстонии. Помимо этого, сотни тысяч членов нашей Церкви уже сейчас проживают в странах Европейского Союза. Все это побуждает Московский Патриархат воспринимать развитие европейской интеграции как процесс, который напрямую затрагивает жизнь верующих нашей Церкви сегодня, и в еще большей степени затронет ее завтра.

Европа ценностей.

Углубление интеграции и принятие новых членов ставит перед ЕС проблему общеевропейской идеи, которая должна сформировать европейскую самоидентификацию на уровне рядовых граждан и политических элит.

До сих пор Европейский Союз существует преимущественно в рамках западной цивилизации, в которой утвердилось собственное понимание таких ценностей, как мир, свобода, справедливость, уважение человеческого достоинства. Эта цивилизация возникла на основе синтеза иудео-христианских ценностей и секулярного гуманизма, причем последний сегодня имеет приоритет в законодательной и политической областях. Как правило, данная цивилизация не склона связывать религиозные ценности с общественным устройством. При этом институты и процедуры ЕС воспринимаются многими верующими жителями и Запада, и Востока Европы как проводники либерально-гуманистической идеологии, вытесняющей религиозно обоснованные ценности из общественной жизни.

Возникает принципиальный вопрос: если Европейский Союз призван стать общим домом для многих народов, имеет ли в нем право на монополию либерально-гуманистическая модель устройства государства, общества и международных отношений, модель по преимуществу западно-европейская и северо-американская? Не должны ли мы предельно серьезно отнестись к росту религиозного, в частности, православного, а также исламского и неохаризматического влияния на социальный порядок? Не настало ли время понять, что общество, лишенное возможности реализовать религиозную идею как главную и центральную, может оказаться лишенным устойчивого будущего? Недавние грозные события в Америке показали, сколь опасным может быть столкновение безальтернативных, претендующих на монополию “глобальных проектов” — либерально-гуманистического и радикально-консервативного. Подавление одного из них другим, к чему иногда открыто призывают, — не выход, а путь к самоубийству.

Сторонники гуманистического либерального мировоззрения должны признать подлинный плюрализм идей и взглядов на всем европейском пространстве, права различных общностей на сохранение своей культурной и духовной самобытности, ядром которых часто является религия. С этой целью видится весьма желательным внесение в будущий конституционный договор о ЕС — в раздел или преамбулу, посвященные ценностям, — положения о том, что для многих верующих граждан источником универсальных ценностей являются Божественные заповеди, в то время, как для людей неверующих они имеют другие источники происхождения. Целесообразно было бы подчеркнуть в конституционном договоре и роль религиозных организаций в жизни ЕС как представителей отдельного сектора гражданского общества.

Русская Православная Церковь выражает уважение к ценностям, провозглашенным в Хартии фундаментальных прав Европейского Союза: защите человеческого достоинства, свободе, солидарности, справедливости, демократии. Однако она рассматривает их в перспективе Вечности и промыслительного действия Творца о человечестве. Поэтому Русская Православная Церковь сохраняет особое видение воплощения этих ценностей в образе жизни человека и его общественной деятельности. В качестве гарантии сосуществования различных мировоззрений в пределах ЕС необходимо в будущем конституционном договоре о ЕС уравновесить свободу отдельного индивида свободой культурно-религиозных общин, которые имеют право на отстаивание своей целостности и сохранение ценностей, на которых основывается их существование, с помощью демократических средств.

В отстаивании собственного понимания универсальных ценностей Русская Православная Церковь усматривает цель и необходимость диалога с институтами Европейского Союза и гражданским обществом в странах ЕС. Сохранение и развитие самобытного понимания этих ценностей, их иерархии и их воплощения в жизни должно быть закреплено в нормативных актах и институциональной структуре Европейского Союза, особенно с учетом планируемого расширения на Восток Европы.

Справедливое управление.

В рамках ЕС, который предполагает расширение своих границ, уже сегодня должны закладываться механизмы справедливого управления.

Расширение Союза на Восток не должно быть экспансией чуждых стандартов культуры и образа жизни, проявлением диктатуры центров власти Западной Европы. Сегодня подобные опасения небезосновательно возникают в “странах-кандидатах”, жители которых, избавившись от тоталитарной диктатуры, сейчас вновь иногда опасаются разрыва между своей волей и механизмами общеевропейского управления. В расширенном ЕС каждая культура и народ должны иметь гарантии на самовыражение, доступ к механизмам принятия решений, особенно по вопросам, касающимся их собственной судьбы. Вероятно, должен быть сохранен механизм консенсуса в Совете ЕС при принятии основополагающих решений.

Существенной гарантией культурного и духовного разнообразия регионов ЕС может стать принцип разделения компетенции между уровнем Союза, национальными государствами и регионами. Например, представляется целесообразным сохранить разнообразие законодательства, регулирующего статус семьи, биоэтические проблемы, систему образования. Для стран православной традиции, как и для отдельных западных стран, неприемлемы юридические нормы, разрешающие эвтаназию, гомосексуальные браки, наркоторговлю, употребление наркотиков, содержание публичных домов, порнографию и другое.

Гражданское участие.

Важным элементом общественно-политического устройства должен стать механизм связи между организованным гражданским обществом и наднациональными органами ЕС. В связи с этим необходимо расширение полномочий Европейского парламента, который является единственным органом ЕС, непосредственно формирующимся на основе всеобщего избирательного права. Как и светским институтам гражданского общества, религиозным организациям не безразличны вопросы общеевропейской безопасности, преодоление вражды и конфликтов, социальной деятельности, образования, этики использования современных технологий, миграции и так далее.

Для донесения позиции религиозных организаций и других организаций гражданского общества до руководящих органов ЕС по этим вопросам необходимо создать институционализированную систему консультирования высших органов ЕС с религиозными сообществами, впрочем, также как и со светскими организациями гражданского общества. Таким образом, будет создан механизм субсидиарности в отношениях между правительственными структурами и институтами гражданского общества.

Впрочем, подобная система не должна привести к созданию специального органа, создающего буфер в общении между структурами ЕС и религиозными организациями. Каждая религиозная организация должна иметь право заявить свою позицию, а не выступать только через посредство какой-либо объединяющей межрелигиозной организации. К тому же к консультированию должны приглашаться религиозные организации, получившие достаточное признание в своих странах и регионах, адекватно и представительно отражающие интересы значительных групп населения, включая религиозные меньшинства. В перспективе Русская Православная Церковь может активно участвовать в системе экспертизы и консультирования, действующей при Совете, Европейской Комиссии, Европейском Парламенте и других органах Союза.

Статус религиозных организаций.

Законодательство, которое закрепляет только право граждан на религиозную свободу, по сути создает условия «дикой конкуренции» между конфессиями. Совместно мы должны создать такие условия, при которых демократические свободы индивида, в том числе его право на религиозное самоопределение, не нарушали бы права национальных общностей сохранять целостность, верность своим традициям, общественной этике, религии. Особенно это важно при подходе к регулированию деятельности псевдорелигиозных, деструктивных и экстремистских движений, а также при обнаружении фактов злоупотреблений религиозной свободой со стороны традиционных конфессий, порой ведущих экспансию в различных регионах Европы, что угрожает общественному спокойствию и порядку.

Во многих демократических государствах Европы религиозная свобода отдельного индивида сбалансирована поддержкой традиционных конфессий на законодательном и общественном уровнях. Поэтому следует сохранить все многообразие исторически сложившихся моделей церковно-государственных отношений в Европе, позволяя странам и народам свободно определять степень взаимопроникновения Церкви и государства, их партнерства в социальной, гуманитарной, образовательной, культурной и иных сферах. Для закрепления данного принципа видится важным внести в будущий новый документ о Европейском Союзе Приложение 11 к Амстердамскому договору, которое провозглашает вопросы, связанные со статусом религиозных организаций, прерогативой национальных правительств.

Межцивилизационный диалог на Европейском континенте.

Кроме того, Русская Православная Церковь готова выступить посредником в диалоге между Западом и Востоком Европы. В 70-е годы, в разгар «холодной войны», при активной поддержке европейских Церквей удалось начать Хельсинский процесс, который выработал механизм и повестку дня для диалога между двумя враждующими блоками. Взаимодействие по трем направлениям: безопасности, экономическим и гуманитарным вопросам осуществлялось в рамках сначала СБСЕ, а затем ОБСЕ. Сегодня на смену блокам в Европе пришли самостоятельные государства, которые не являются больше врагами друг для друга, но которые могут вновь сгруппироваться вокруг конкурирующих центров. В целях предотвращения подобного развития событий мы должны обновить здание межевропейского диалога, сохранив прежние эффективные элементы и создав новые. В области отношений Европейского Союза и стран СНГ Русская Православная Церковь может стать важным консультантом по специфике восточноевропейской культуры и участником программ ЕС по развитию.