Коммюнике XII богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии

5.10.2002 · Архив 2002  

С 28 сентября по 5 октября 2002 года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялось XII богословское собеседование между делегациями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Темой собеседования была совместная оценка диалога, который начался в 1970 году, и его планирование на будущее.

Первый богословский диалог состоялся в Синаппи (Турку) в 1970 году, второй — в 1971 году в Загорске, третий — в 1974 году в Ярвенпяя, четвертый — в 1977 в Киеве, пятый — в 1980 году в Турку, шестой — в 1983 году в Ленинграде, седьмой — в 1986 году в Миккели, восьмой — в 1989 году в Пюхтицком Успенском православном женском монастыре и Ленинграде, девятый — в 1992 году в Ярвенпяя, десятый — в 1995 году в Вознесенском (Флоровском) женском монастыре в Киеве и одиннадцатый — в 1998 году в Лаппеенранта.

* * *

В состав делегации Русской Православной Церкви входили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР, глава делегации; епископ Подольский ИЛАРИОН, представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях; архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской Духовной академии; протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; А.И. ОСИПОВ, профессор Московской Духовной академии; Е.С.СПЕРАНСКАЯ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Ю.А.РЯБЫХ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В состав делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии входили: Архиепископ Турку и Финляндии Юкка ПААРМА, глава делегации; епископ епархии Миккели доцент Войтто ХУОТАРИ; епископ епархии Тампере доцент Юха ПИХКАЛА; профессор богословского факультета Университета Йоэнсуу Гуннар аф ХЭЛЛСТРЁМ; профессор богословского факультета Або Академии Антти ЛААТО; ответственная по международным вопросам Профессиональной высшей школы диаконии пастор Ирья АСКОЛА; ответственная по межцерковным программам «Финской церковной помощи» Сильвия РАУЛО; в качестве специалиста — профессор богословского факультета Або Академии Ханс-Олоф КВИСТ.

По приглашению Русской Православной Церкви в собеседовании в качестве наблюдателей участвовали: от Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии — епископ Аарре КУУКАУППИ; от Православной Церкви Финляндии — протоиерей Вейкко ПУРМОНЕН, настоятель православного прихода в Хельсинки, и от Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии — Алар ЛААТС, профессор Тартуского богословского факультета.

Советниками делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии были: руководитель Отдела внешних сношений Церкви церковный советник Ристо КАНТЕЛЛ; директор Исследовательского центра Церкви доктор богословия Киммо КЯЯРИЯЙНЕН; секретарь по богословским вопросам Отдела внешних сношений Церкви доктор богословия Матти РЕПО; секретарь Архиепископа протоиерей Хейкки ЯЯСКЕЛЯЙНЕН и секретарь по канцелярским вопросам канцелярии Архиепископа пастор Тимо РОСКВИСТ.

Переводчиками на собеседовании были Елена ПАВИНСКАЯ, Марина ЛАЧИНОФФ и Тарья ЛЕППЯАХО. В секретариате работала секретарь-архивист Отдела внешних сношений Церкви Минна ВЯЛИАХО.

* * *

Открытие собеседования состоялось в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Во вступительном слове митрополит Владимир сказал, что целью собеседования является оценка двустороннего диалога, начатого в 1970 году и продолжающегося поныне. Он, в частности, подчеркнул: «После распада Советского Союза мы получили такую свободу веры, какой в России раньше не было. К сожалению, нашей свободой воспользовались представители некоторых западных церквей и сект. Несмотря на решение Третьей ассамблеи Всемирного Совета Церквей (1961), они стали заниматься прозелитизмом в нашей стране».

Митрополит Владимир особо отметил сложившиеся добрые отношения Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. «Во время наших многолетних собеседований мы смогли лучше ознакомиться с церковной жизнью, богословием, добрыми христианскими качествами наших соседей и укрепить контакты между нашими Церквами. Мы исполнены решимости сохранить добрососедские отношения, взаимопонимание и стремление к единству всего христианства, помня обетование Спасителя: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10.16)».

Архиепископ Юкка Паарма в своей ответной речи так оценил, с точки зрения своей Церкви, тридцать с лишним прошедших лет диалога: «Богословские собеседования повлияли на то, что учение и жизнь обеих Церквей стали в них более широко известны. В Финляндии в семинарах, предшествовавших собеседованиям, принимало участие несколько десятков богословов. Благодаря поездкам по приходам и проведенным там богослужениям собеседования стали живой действительностью в каждом месте их проведения.

Наши Церкви имеют программу по обмену стипендиатами, в рамках которой студенты из Русской Православной Церкви учились в Хельсинки и Турку, а финские богословы — в Санкт-Петербургской Духовной академии. В 2001 году были подписаны первые соглашения о приходах-побратимах между общинами Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Собеседования повлияли на ожившую в Ленинградской области лютеранскую и финско-язычную приходскую жизнь, на возрождение Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.

В результате собеседований появилась также документация для других богословских диалогов. В частности, переговоры обогащают программы Всемирной Лютеранской Федерации и Всемирного Совета Церквей. Материалы собеседований издавались также на английском языке. Переговоры дали стимулы к богословским собеседованиям, проводимым в Финляндии Лютеранской Церковью как с Православной Церковью, так и со свободными церквами.

Собеседования нашли отражение в финском и международном богословском исследовании работ Лютера благодаря вновь найденной в них точке зрения «In ipsa fide Christus adest», что означает истинное присутствие Христа в вере.

Последнее русско-финское собеседование дало финнам возможность ближе ознакомиться с развитием Русской Православной Церкви в годы быстрых общественных изменений».

На открытии собеседования участвовавшие в переговорах наблюдатели обратились с приветствиями от своих Церквей.

* * *

Во время собеседования члены делегаций поочередно совершали утренние и вечерние молитвы согласно православной и лютеранской традициям.

В воскресенье 29 сентября участники присутствовали за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Московского Кремля, а позднее ознакомились с кремлевскими соборами. Представители Русской Православной Церкви присутствовали в среду 2 октября на лютеранской евхаристической службе.

* * *

Святейший Патриарх Алексий II принял участников собеседования в Свято-Даниловом монастыре во вторник 1 октября. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл устроил обед в честь участников собеседования в понедельник 30 сентября. В среду 2 октября участники собеседования встретились с министром Российской Федерации В. Ю. Зориным.

В тот же день Посол Финляндии в России Рене Нюберг устроил прием в честь участников собеседования в посольстве Финляндии. В субботу 5 октября он дал ужин для глав делегаций.

* * *

В субботу 28 сентября участники собеседования ознакомились с Храмом Христа Спасителя. В пятницу 4 октября состоялись поездка в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиев Посад и посещение Художественно-производственного предприятия «Софрино». В субботу 5 октября в программу входило посещение Марфо-Мариинской обители и Третьяковской галереи.

* * *

Во время собеседования были зачитаны следующие доклады:

  1. Епископ Подольский ИЛАРИОН. «Русская Православная Церковь и межхристианские отношения на рубеже XX-XXI веков».
  2. Епископ Миккели Войтто ХУОТАРИ. «Экуменические отношения Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии за период 1998 — 2002 годов».
  3. Архиепископ Турку и Финляндии Юкка ПААРМА. «Церковь в финском обществе».
  4. Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. «Быть собой в меняющемся мире: взаимоотношения Русской Православной Церкви с обществом и государством».
  5. Профессор А.И.ОСИПОВ. «Оценка результатов диалога «Синаппи» по богословской тематике».
  6. Епископ Тампере Юха ПИХКАЛА. «Оценка результатов русских переговоров 1970 — 1999 годов по богословской тематике».
  7. Профессор Университета Йоэнсуу Гуннар аф ХЭЛЛСТРЁМ. «Оценка догматических тем».
  8. Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев). «Традиция молитвы в Русской Православной Церкви и межхристианская дискуссия об общих молитвах».
  9. Сотрудник ОВЦС МП Ю.А.РЯБЫХ. «Результаты диалога «Синаппи» по общественно-политической тематике в сравнении с современными задачами Церкви в меняющемся обществе».
  10. Профессор Або Академии Ханс-Олоф КВИСТ. «Миротворческая деятельность Церквей в осуществлении плана Бога любви относительно тварного мира».
  11. Пастор г-жа Ирья АСКОЛА. «Комментарий: оценка социально-этических тем с точки зрения экуменического движения».
  12. Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. «Перспективы диалога «Синаппи».
  13. Епископ Миккели Войтто ХУОТАРИ. «Перспективы богословского собеседования».

* * *

Участники собеседования дали оценку хода и результатов более чем тридцатилетнего диалога между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Были также обсуждены планы развития диалога, приоритетная тематика будущих собеседований. Делегации уделили особое внимание переменам, произошедшим в жизни всех Церквей за последние годы. Эти перемены касаются богословия, общественной мысли, межцерковной деятельности, церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Констатировалось, что центральными являются следующие вопросы: источники вероучения, учение о молитве, содержание социальной этики и рецепция результатов богословских собеседований.

Члены делегаций воздали должное тем, кто был инициаторами богословского диалога, его возглавителями и активными участниками.

* * *

Делегации вместе оценили значение проведенного диалога и его перспективы на будущее следующим образом.

Уверенное сознание своей идентичности помогло нам сблизиться друг с другом. Познав богатство духовной культуры другой стороны, мы одновременно укрепились в понимании своей собственной традиции.

Прошедшие десятилетия внесли много нового в нашу жизнь. На Востоке Европы пали оковы государственного атеизма, но в то же время Церкви столкнулись с новыми трудностями. Свобода вероисповедания дала также некоторым христианским группам возможность попытаться усилить такое свое влияние, которое не уважает веками существующие в этих странах Поместные Церкви и их свидетельство. Это нанесло существенный ущерб межхристианским отношениям. Обмирщение и духовный нигилизм продолжает быть серьезным вызовом христианам. Мы убеждены, что в XXI веке, когда страны и народы Европы и мира становятся все более взаимозависимыми, нам нужно стремиться разрешать стоящие перед нами проблемы сообща, используя также накопленный опыт диалога. Совместное рассмотрение глубоких богословских вопросов, противостояние опирающейся на грубую силу политике, общение, взаимопонимание — все то, что мы делали более тридцати лет, — дает нам подспорье на пути в будущее.

Начавшийся век не обещает быть легким и безоблачным. Чтобы во всеоружии встретить его вызовы, нам нужно быть укорененными в своих традициях, уметь раскрыть их для современного человека, глубоко анализировать проблемы нынешнего общества, свидетельствовать о своей вере и своих ценностях власть имущим и всем людям.

Понимая это, мы желаем наметить основные темы для диалога в ближайшем будущем. Прежде всего нам надлежит сообща исследовать область христианской антропологии, включая православный и лютеранский взгляд на свободу человеческой воли, ее связь с домостроительством спасения. Для лучшего понимания собственных религиозно-культурных традиций необходимо вместе рассмотреть вопрос о вероучительном авторитете Священного Писания, Священного Предания, церковного наследия и о их влиянии на веру и жизнь последователей наших Церквей.

На собеседованиях следует также широко рассмотреть область социальной этики, ее связь с нашей верой и жизнью. Вера не может не воздействовать на поступки человека, а значит, и на общество. В связи с этим следует поразмыслить над тем, как христианское сознание будет отражаться в общественном действии наших Церквей. Особенное внимание следует обратить на то, какими мировоззренческими и нравственными ценностями руководствуется объединяющаяся Европа. В современном динамично меняющемся контексте нам, как и прежде, нужно продолжать богословскую работу над вопросами миротворчества независимо от политических интересов. Вопросы семьи и биоэтики, а также соотношение прав и обязанностей личности тоже являются важными темами.

Мы испытывали духовную радость от присутствия на богослужениях друг друга, от ознакомления с молитвенной жизнью друг друга и проповедью Слова Божия.

Для большей эффективности диалога наших Церквей мы нуждаемся в новой организационной форме, которая поможет нам лучше готовить и проводить будущие богословские собеседования.

* * *

Документы собеседования были подписаны на торжественном акте, на котором митрополит ВЛАДИМИР и Архиепископ ПААРМА выступили с речами.

Двенадцатое богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии проходили в духе сердечной христианской открытости и взаимного уважения.

Делегации, участвовавшие в собеседовании в Москве, завершив свою работу, возблагодарили Бога и единогласно высказались за продолжение богословских собеседований.

Москва, 5 октября 2002 года

ВЛАДИМИР, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Юкка ПААРМА, Архиепископ Турку и Финляндии