«В XXI ВЕКЕ НЕДОПУСТИМО ЗАНИМАТЬСЯ ВОЗВЕДЕНИЕМ НОВОЙ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ». Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла агентству «Интерфакс» и газете «Московские новости»

13.09.2002 · Архив 2002  

— Владыко, Александр Лукашенко недавно сказал, что готов принять у себя в стране не только Патриарха Алексия, но и Папу Римского. Это заявление, сделанное буквально вслед за отказом Белоруссии войти в состав России, — в противоположность тому, что предлагал Президент Путин, — прозвучало неожиданно. Особенно для тех, кто помнят, как всего год назад белорусский лидер осуждал Папу за визит на Украину. Как восприняли в Русской Православной Церкви фактическое приглашение Понтифику, прозвучавшее из уст Лукашенко?

— России и Белоруссии, так же, как и Украине, важно сознавать, что Папа Римский — не столько глава государства Ватикан, сколько Предстоятель Церкви. Тот факт, что Папа одновременно является главой государства, — не более, чем политический рудимент средневековья, тогда как реальное значение и авторитет Понтифика заключаются в том, что он возглавляет Римско-Католическую церковь.

Поэтому нельзя произвольно отделять одно служение Папы от другого, нельзя воспринимать его исключительно как главу государства, игнорируя тот факт, что он является главой Церкви. Это означает, что Папа может быть приглашен в страну только при условии согласия местной церкви, в нашем случае — Русской Православной Церкви.

То обстоятельство, что Иоанн Павел II был приглашен посетить Украину вопреки ясно выраженным воле и желанию православных, имело следствием, что Папский визит не принес никаких плодов в деле уврачевания проблем во взаимоотношениях православных и католиков. И мы об этом сожалеем, ибо если бы данный визит состоялся в момент, наиболее благоприятный для улучшения отношений между нашими Церквами, то приезд Папы мог бы способствовать этому процессу.

Однако, как и ожидалось, приезд Папы в Киев, а затем во Львов содействовали только одному: созданию в мире ложного впечатления, будто Украина является в значительной степени католической страной, что, разумеется, не соответствует действительности, поскольку католики там составляют абсолютное меньшинство.

То же касается России и Белоруссии. Визит Папы исключительно как главы государства, то есть без согласия и приглашения Православной Церкви, не способен, как нам кажется, содействовать решению имеющихся проблем. И, напротив, визит Папы благоприятствовал бы такому решению в том случае, если бы явился естественным результатом успешного диалога между двумя Церквами.

Возвращаясь к сегодняшней ситуации, должен сказать: для выхода на уровень активного диалога с Ватиканом и достижения каких-то важных соглашений, учитывая ряд известных событий, серьезно омрачивших православно-католические отношения, предстоит преодолеть весьма и весьма значительную дистанцию. И дай Бог, чтобы государственные власти в полной мере осознавали необходимость для Церквей самим разобраться во всех этих сложных проблемах. Ибо любые попытки влияния или давления извне, со стороны политических сил, даже продиктованные самыми добрыми намерениями, могут, к сожалению, только навредить.

Отношения православного Востока и католического Запада — это тема огромной важности. Речь идет, в конце концов, о межцивилизационных отношениях. В контексте объединяющейся Европы данная тема чрезвычайно важна, и поэтому никакие популистские шаги, а тем более пиаровские кампании, в этой сфере недопустимы.

Вот почему мы выступаем против такого Папского визита, в том числе и в Белоруссию, который не предусматривает решения конкретных проблем, которые стоят на повестке дня в отношениях между Римско-Католической и Православной Церквами.

— Можно ли рассматривать лишение российских виз уже трех католических священников в контексте ухудшения отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом, как об этом заявляет католическая сторона?

— Русская Церковь не имеет отношения к этим административным решениям светских властей. Я очень сожалею, что в последнее время представители Римско-Католической церкви в России позволяют себе несправедливые и резкие выпады в адрес Московского Патриархата. Не хотел бы их цитировать, но существует целая подборка подобных высказываний, оскорбляющих нашу Церковь.

Все эти намеки, полунамеки или прямые указания на то, что Русская Православная Церковь якобы оказывает давление на правительство с целью лишения виз католических священников, относятся к разряду таких высказываний.

— Согласны ли Вы с решением российского МИД отказать в выдаче визы другому религиозному деятелю — Далай-ламе?

— Совершенно очевидно, какими соображениями руководствовался в этом случае наш МИД: это соображения государственной пользы в контексте российско-китайских отношений. Но есть, конечно, и другая сторона вопроса, связанная с ожиданиями верующих людей. Недавно я посетил Калмыкию и сам видел, насколько велики эти ожидания.

Поэтому я очень сожалею, что Далай-лама, который является религиозным лидером буддистов, в том числе и буддистов Калмыкии, Бурятии, Тувы, не смог посетить свою паству.

Быть может, некая доля ответственности за эту ситуацию могла бы быть отнесена и на счет самого Далай-ламы: как мне кажется, нужно сделать все для того, чтобы власти Китая и любых других государств не связывали визиты Далай-ламы с его политической деятельностью. Ибо он действительно является духовным лидером, и верующие буддисты желают вместе с ним молиться, получать его благословение, общаться с ним.

Поэтому я могу понять религиозные чувства людей, которые оказались лишенными этой возможности, но, с другой стороны, отдаю себе отчет в существовании трудностей, перед которыми оказался МИД России.

— Позвольте перейти к другому важному вопросу международной политики, тем более что Вы как митрополит Смоленский и Калининградский наверняка имеете свое видение оптимального решения этой проблемы. Я имею в виду проблему Калининграда.

— Не буду повторять все то, что сегодня говорится нашими официальными лицами относительно положения Калининградской области и о необходимости решить визовую проблему. Я согласен с этими высказываниями и глубоко убежден в том, что в начале XXI века недопустимо заниматься возведением новой Берлинской стены. В условиях интеграции Европы, в ситуации перехода России и Запада к новой системе отношений появление такой стены будет означать крушение многих надежд. Это стало бы не просто разочарованием, но и в каком-то смысле завершением эпохи в отношениях между Россией и Западом, которая началась в августе 1991 года и которая длится до сих пор.

Если мы не хотим, чтобы эта эпоха бесславно завершилась, то должны решить проблему Калининграда. Я говорю об этом так категорически, потому что хорошо знаю настроения людей в Калининградской области.

Какие могут быть модели решения? Самой идеальной является, к сожалению, малореальная на сегодня модель, а именно достижение между Россией и странами Шенгенской зоны договора о вневизовом перемещении граждан. Но, внимательно вслушиваясь в аргументацию западных стран, я отдаю себе отчет в том, что это нереалистично.

С другой стороны, реальностью на сегодня является то, что российские граждане, проживающие на территории Калининградской области, достаточно свободно, без виз проезжают через Польшу и Литву, в то время как жители других российских регионов для проезда в наш анклав визу получать обязаны.

Я предлагаю сохранить этот режим вне зависимости от присоединения Литвы и Польши к Шенгенскому соглашению. Ведь у нас в стране есть такое понятие, как регистрация, и если у человека в российском паспорте стоит отметка о том, что он постоянно проживает на территории Калининградской области, то этого должно быть достаточно для того, чтобы он свободно пересекал Литву и Польшу.

Речь ведь не идет о свободных поездках в Германию, Францию или иные страны Западной Европы. Конечно, кто-то может сказать, что из Литвы и Польши россияне смогут без труда перебраться в третьи государства, но ведь тогда эти люди станут нелегалами! Однако разве сейчас мало нелегалов, которые остаются в той или иной стране после прекращения действия виз? Нелегальное пребывание на территории страны является самостоятельной проблемой, и ее не следует связывать с проблемой обеспечения безвизового пропуска жителей Калининградской области через Польшу и Литву.

Нелегал есть нелегал: если его случайно задела машина и он угодил в больницу — это для него полная катастрофа. Ему не на что лечиться, потому что у него нет страховки. Нелегал не может получить нормальную работу и нормальное жилье. Это во всех отношениях несчастный человек. Нужно быть настоящим изгоем общества здесь, в России, чтобы решиться на нелегальное проживание в другой стране. И я не думаю, что сколько-нибудь значительный процент из тех 800 тысяч наших сограждан, которые проживают в Калининградской области, будет готов обречь себя на нелегальное существование в западных странах.

Но для Польши и Литвы калининградская регистрационная отметка в паспорте должна быть достаточным основанием для разрешения беспрепятственного транзитного проезда. Я думаю, что это наиболее реалистичное решение вопроса, и важно, чтобы эту отметку в паспорте ставили не литовские и не польские чиновники, а российские.

Кроме того, я глубоко убежден, что из Калининграда в Москву должен идти поезд, который не останавливался бы на территории Литвы. Сегодня всем хорошо известный поезд «Янтарь» почему-то должен стоять в Вильнюсе на запасных путях, за ограждением, так что, даже выйдя из вагона, вы все равно не попадете на территорию Литвы. При этом никто из поезда ночью не выходит и никто в него не садится, но ради одной этой остановки вы проходите строжайший досмотр таможенников на литовско-белорусской границе и строжайший досмотр уже наших таможенников на литовско-российской границе. Для этого людей поднимают среди ночи, светят им в глаза фонариком — и все это только потому, что поезд должен простоять 15-20 минут за решеткой в городе Вильнюсе. Так сделайте же так, чтобы ему не приходилось стоять!

Конечно, должно существовать железнодорожное сообщение между Калининградом и Вильнюсом, но с иным, конечно, режимом проезда — в дневное время, с таможенным досмотром и пограничным контролем.

Решению проблемы помогла бы также паромная переправа, соединяющая Калининград и Петербург, а также увеличение числа не только авиарейсов, но и размера самолетов, которые летают из Калининграда в «большую Россию». Достаточно вспомнить, как немцы обеспечивали воздушный мост между ФРГ и Западным Берлином во времена холодной войны. А у нас летают маленькие Ту-134, заполненные до отказа людьми, да еще по немыслимым ценам за билеты. Поэтому важно, чтобы в Калининград летало из России как можно больше самолетов.

Так что если будут обеспечены воздушный мост, морское сообщение и безостановочный транзит по железной дороге, калининградцы, как мне кажется, не будут чувствовать себя оторванными от Родины.

— Рядом депутатов Госдумы подготовлен и, как ожидается, уже этой осенью российским парламентом будет рассмотрен законопроект о легализации проституции. Его сторонники утверждают, что это социальное зло неискоренимо по своей природе, однако в случае легализации «платных сексуальных услуг» государство сможет в качестве налогов получать значительные средства, которые в настоящее время обращаются в сфере теневой экономики, к тому же проституция будет выведена из-под контроля организованной преступности, а сами «жрицы любви» будут в обязательном проходить медицинскую проверку, что поставит заслон распространению венерических заболеваний. Как Церковь восприняла эту инициативу?

— Это в высшей степени лукавая логика. Ибо на практике не будет ни первого, ни второго, ни третьего из того, что перечисляют эти господа. Дело в том, что проституция — это такого рода деятельность, которую невозможно проконтролировать. Да, будут созданы какие-то специальные показательные заведения, но их будет всего несколько, а основной массив порока, который существовал вне всякого контроля, так и будет продолжать свое существование.

Кроме того, нужно иметь в виду, что если принимается такой закон, то в сознании людей само явление легализуется: раз есть закон, значит, проституция — это законно, а значит, нормально. Сегодня проституция — изгой общества. Всем известно и понятно, что это грех, что это дурно, с этим борются — где-то более эффективно, где-то с меньшим успехом, но явление как таковое остается вне закона. Но если принимается закон о свободе проституции, то тем самым общество морально легализует само это явление.

Поэтому еще раз повторяю: в данном случае некоторые депутаты приводят аргументы лукавые и фальшивые. Экономика ничего не выиграет, эффективного контроля не будет: как существовали все эти подпольные заведения, так они и останутся, но некоторые из них превратятся в «образцово-показательные», а по сути, просто сменят «крышу».

Борьба с проституцией может осуществляться только путем повышения экономического благосостояния людей, путем усиления правоохранительной системы и, что самое главное, путем развития нравственного чувства у людей. Потому что даже богатого человека, пребывающего во власти своих страстей, вы никогда не удержите от греховных деяний.

Когда мы говорим о проституции, то почему-то всегда имеем в виду тех женщин, что стоят вдоль дорог, и только в них видим причину проблемы. Но ведь если бы к этим женщинам не обращались «добропорядочные» мужчины, у которых тоже ведь есть матери, сестры, жены и дочери, то самого явления не существовало бы.

Поэтому никакие законы не снимут этой проблемы, а вот разговоры о легализации проституции вызывают у меня брезгливое чувство. Желаю парламентариям воздержаться от совершения этого совершенно ненужного, неправедного дела.

— Владыко, как Вы относитесь к планам строительства в Москве развлекательного комплекса «Библейский парк»?

— Я слышал, что те лица, которые инициировали этот проект, ссылаются на якобы полученное согласие Межрелигиозного совета России. Но я как сопредседатель этой организации должен сказать, что мы вообще не рассматривали этого вопроса.

Мне сейчас трудно судить о том, во что все это может вылиться, но изначально в этом проекте заложено нечто, что меня настораживает. Дело в том, что сам проект, по замыслу его авторов, должен стать коммерческим и развлекательным. Но насколько можно использовать в качестве объекта увеселения и извлечения прибыли изображения святых мест трех великих монотеистических религий, представляет очень большой вопрос, на который в такой постановке проблемы ответ был бы скорее отрицательным, чем положительным.

Не думаю, что коммерческое использование даже макетов святынь содействовало бы нравственному оздоровлению нашего общества. Поэтому мы должны будем тщательно изучить эти материалы, если они будут нам представлены.

Смотрите также: