Костромская область. Храм XVII века сгорел по вине музейных работников?
18.09.2002 · Архив 2002, Новости из разных мест
4 сентября в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре произошел страшный пожар, в результате которого дотла сгорел уникальный памятник древнерусского зодчества — храм из села Спас-Вежи, построенный в 1628 году. Уникальность храма была в том, что он был построен на сваях. Сохранились еще только два подобных храма — оба в Кижах.
Несколько дней назад, 30 августа, Ипатьевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он призвал максимально ускорить процесс возвращения Ипатьевского монастыря Русской Православной Церкви.
Сгоревший храм находился на территории Нового двора, недавно переданного монашеской общине, но и сейчас доступного для туристов и экскурсантов. Пожар начался в 17 ч. 30 м., когда музей был еще открыт и на территории монастыря находились туристы, в том числе и иностранные. Пожару сразу была присвоена высшая категория сложности. В тушении участвовали специальная пожарная часть МЧС. Столб пламени достигал в высоту 50 метров. Огонь быстро перекинулся на близко стоящую угловую башню и стену, и они также сильно пострадали от огня.
Основная версия причины пожара — непотушенный и брошенный кем-то из туристов окурок. Это удивительно, но на территории музея деревянного зодчества туристам разрешалось курить. О том, что это еще и монастырь — место святое — и говорить не надо.
Наместник монастыря архимандрит Павел многократно обращался к руководству музея с просьбами запретить курение для туристов на территории обители, но каждый раз подвергался насмешкам и оскорблениям, как от бывшего директора музея Соболевой, так и от нынешнего — Чугунова. Вражда к Православной Церкви пересиливала у музейных работников элементарные нормы совести и заботы об общенародном культурном достоянии. Они готовы были подвергать уникальные памятники зодчества риску быть уничтоженными, лишь бы не пойти ни на какие уступки Церкви и верующим. И беда в конце концов пришла, отмечает костромская газета «Церковный вестник».
Характерно, что сами музейные работники сразу поспешили обвинить во всем Церковь. Удивительно и хамское поведение вице-губернатора Костромской области Ю.Ф. Цикунова, примчавшегося руководить тушением пожара. Он собрал в кучу всех съехавшихся журналистов, кричал на них и приказал озвучивать одну единственную «официальную» версию: что Новый двор был закрыт, что монахи жгли около церкви костер, от которого якобы загорелась трава, а потом храм. Но на самом деле никаких монахов в момент возгорания на территории Нового двора не было. И, к счастью, журналисты отказались повторять столь явную «официальную» ложь. Скажем, что Цикунов давно известен своим прямо враждебным отношением к Церкви.
Между тем среди горожан уже стала распространяться и такая версия, что церковь подожгли сами музейные работники, чтобы навредить Церкви и притормозить процесс возвращения ей Ипатьевского монастыря. Кстати, угрозы причинения монашеской общине вреда исходили от Цикунова и Чугунова уже давно.