«СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА НЕОТДЕЛИМА ОТ СУДЕБ ЛЮДЕЙ» Митрополит Кирилл ответил в прямом эфире на вопросы радиостанции «Говорит Москва»

5.09.2002 · Архив 2002  

Корреспондент Ильмира Маликова: Сегодня, 3 сентября 2002 года, в студии прямого эфира радиостанции «Говорит Москва» — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Владыко, я хотела бы начать наш разговор с того, что 2 сентября — начало учебного года. В этот день миллионы, наверное, детей пришли в школу. Хотелось бы услышать Ваше напутственное слово тем, кто будут учиться и тем, кто учат их.

Митрополит Кирилл: С удовольствием скажу такое слово, тем более что накануне, 1 сентября, почти во всех храмах Русской Православной Церкви совершались специальные молебны в напутствие учащим и учащимся. В моей епархии, в Смоленском Кафедральном соборе под благословение подошло 1010 детей и более 150 преподавателей. Было очень радостно видеть эту картину. Действительно, образование открывает человеку дорогу в жизнь. К сожалению, в предшествующие годы по отечественной системе образования был нанесен серьезный удар, как один из результатов тех перестроечных процессов, которые активно происходили и доныне совершаются в стране. Тем не менее, Россия была и остается страной замечательной традиции народного образования, и Советский Союз, надо отдать должное, эту драгоценную традицию поддержал и приумножил. Мне представляется, что в XXI веке нам предстоит достичь новых высоких рубежей в народном образовании, ибо наступившее столетие в каком-то смысле станет веком образования. Иначе и быть не может, принимая во внимание, насколько возросла роль интеллектуального фактора в определении содержания и качества жизни общества и отдельного человека. Поэтому я от всего сердца хотел бы пожелать успехов всем тем, кто учат и учатся. И особенно, конечно, хотелось бы поддержать наших преподавателей, которые, быть может, далеко не в достаточной мере обеспечены, почему, к сожалению, не всегда и не везде преподавательская работа является престижной в глазах подрастающего поколения. Хотел бы от всего сердца сказать этим людям, нашим учителям, что они делают поистине важнейшее дело, что в их руках находится судьба страны. Пусть благословение Божие пребывает над вами и вашими питомцами, потому что от вас и от них зависит будущее нашего Отечества.

Корреспондент: В последнее время, когда говорят о реформе или о модернизации российского образования, все чаще упоминают и о духовном просвещении, о том, что необходимо в школе ввести, если речь идет о православных школах, уроки закона Божия, а если говорить о тех школах, которые находятся в российских регионах, — уроки ислама или уроки буддизма. Но, тем не менее, как бы к этому общество ни относилось, такие уроки еще не вводятся. С чем это связано?

Митрополит Кирилл: Где вводятся, а где не вводятся. С точки зрения Конституции, это возможно. С точки зрения действующего законодательства, это возможно. С точки зрения Министерства образования России, это также возможно. Но процесс иногда искусственно тормозится на местах. К счастью, осталась позади дискуссия о том, что основы православия якобы нельзя преподавать потому, что Россия многоконфессиональная и многонациональная страна, что нельзя допускать в школу священников, потому что тогда придется открыть ее двери представителям всех остальных конфессий и деноминаций. Сегодня подобных вопросов не возникает ни на уровне законодательства, ни даже на уровне принятия практических решений. Ибо совершенно очевидно, что в мире накоплен богатый опыт успешного применения различных моделей преподавания религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, и в этом смысле Россия не отличается от других стран. Она тоже может развивать свою собственную модель религиозного образования без всякой опасности войти в конфликт с законом или с фундаментальными принципами прав человека, свободы совести, религиозной свободы и так далее. Итак, российская модель существует. Она достаточно отработана, законодательно поддержана, и поэтому сегодня речь идет только о ее реализации. И во многих местах это успешно осуществляется. Основы православия преподаются в государственных муниципальных школах на основе факультатива, и очень часто так происходит в большинстве школ того или иного субъекта федерации. Однако кое-где процесс тормозится. Наверное, недостаточную активность проявляют как представители Церкви, так и местные власти, которые могли бы активнее содействовать этому процессу.

Корреспондент: Владыко, каким образом можно обеспечить равные права для всех учащихся и их родителей? Ведь кто-то приходит в школу из католической семьи, кто-то из православной, кто-то из мусульманской, есть дети, воспитанные в атеистических семьях. Во всех случаях есть право семьи и право личности. Как в такой ситуации соблюсти равновесие прав?

Митрополит Кирилл: Я говорил о том, что в мировой практике существуют различные модели. Расскажу об одной такой модели, которая прекрасно функционирует в соседней Финляндии. Там являются государственными две религии — лютеранская и православная. Причем лютеран там, помнится, более 90 процентов, а православных — только 3 процента. Кроме того, есть католики, мусульмане, иудеи. Практика решения проблемы следующая. Если в классе больше 10 процентов учащихся выбирают обучение той или иной конфессиональной дисциплине, то в таком случае государство на собственные средства обеспечивает ее преподавание в данной школе. Если же таких желающих оказывается меньше 10 процентов, то тогда преподавание избранной дисциплины будет финансировать соответствующая местная религиозная организация. В случае, если кто-то не хочет изучать ни одну религиозную дисциплину, ни другую, государство предоставляет право выбора альтернативного предмета.

Корреспондент: В последнее время в обществе активно дискутировался вопрос об альтернативной службе в армии, затем Президент страны подписал соответствующий указ. Однако вопрос религиозно-нравственного выбора остается: что означает отказ служить в Вооруженных Силах по религиозным убеждениям. Ведь традиционные религии, как я понимаю, не призывают к пацифизму.

Митрополит Кирилл: Нет, не призывают. Напротив, Православие настаивает на том, что защита Отечества является священным долгом. Более того, отдать жизнь за свой народ, за свою Родину — значит для православного верующего совершить некий духовных подвиг. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Основываясь на этом тексте Священного Писания, Церковь призывает любить Отечество и свой народ до готовности отдать свою жизнь. И, как известно, полковые священники русской армии всегда духовно укрепляли воинов, вдохновляя их на доблестную защиту родной земли. Тогда как пацифизм есть явление, которое возникло в XIX веке под влиянием общего либерального философского развития в Западной Европе, культурно и исторически не связанного с нашей национально-религиозной традицией.

Подчеркну еще раз: Православие не имеет ничего общего с заявлением о том, что вера не позволяет служить. И никто из православных юношей не может отказываться от военной службы, ссылаясь на свои религиозные убеждения. Впрочем, мне и не известно ни одного подобного случая.

Корреспондент: Владыко, Вы митрополит Смоленский и Калининградский. Давно ли Вы были в Калининградской епархии?

Митрополит Кирилл: Сравнительно недавно. Я стараюсь посещать Калининград и область не реже, чем примерно раз в полтора месяца.

Корреспондент: Каков Ваш взгляд на решение проблемы Калининграда в связи с расширением Евросоюза на восток?

Митрополит Кирилл: Недавно я специально посещал Брюссель, встречался с руководством Европейской Комиссии, с ее председателем Романо Проди, с руководством НАТО. И среди прочих мы обсуждали проблему Калининграда. Меня она чрезвычайно беспокоит, потому что напрямую касается судеб многих наших соотечественников. Речь идет об их, если угодно, психологическом самочувствии, о духовном комфорте, о многом, что определяет параметры их внутренней жизни. Это не просто технический вопрос получения визы. Это, в конечном итоге, вопрос свободы передвижения, вопрос поддержания связи с родственниками и близкими. Мы категорически настаиваем на том, чтобы для жителей Калининградской области был обеспечен безвизовый режим передвижения. Вообще-то было бы нормально, чтобы все граждане России пользовались бы подобным режимом. Но тут я вижу определенные трудности. Особенно они становятся очевидными, когда беседуешь с западными партнерами. И потому наше требование, может быть, не простирается так далеко, однако оно категорически распространяется на всех жителей Калининградской области. Они не должны быть оторваны от своей Родины. Ни один чиновник ни в одном посольстве не имеет права по своему усмотрению регулировать отношения братьев и сестер, детей с родителями и так далее. Наши люди должны иметь право на безвизовое передвижение. Я думаю, что можно решить этот вопрос. По крайней мере, в разговоре с западными партнерами я предлагал какие-то модели, которые считаю возможными…

Корреспондент: Например?

Митрополит Кирилл: Я думаю, что можно было бы иметь какие-то определенного вида российские паспорта. У нас был когда-то штамп прописки. Так почему подобный штамп о регистрации жителя Калининградской области не мог бы служить для стран Шенгенской зоны свидетельством и удостоверением того факта, что человек действительно проживает в Калининградской области и что он вправе свободно пересекать границу? Пусть это будет, к примеру, какой-то усложненный штамп, но проставлять его в нашем паспорте должны российские власти, а не иностранные чиновники.

Смотрите также: