Всемирный Совет Церквей принял историческое решение, которое позволит качественно улучшить свидетельство Православных Церквей в этой организации
4.09.2002 · Архив 2002
2 сентября 2002 года в штаб-квартире Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Женеве состоялось заседание Центрального комитета этой организации, на котором были приняты и одобрены результаты работы «Специальной комиссии по православному участию в ВСЦ».
Комиссия была создана в 1998 году в ходе работы VIII Ассамблеи Совета в Зимбабве и явилась ответом на глубокую обеспокоенность Поместных Православных Церквей своим положением в ВСЦ, при котором их голос практически не был слышен, а их позиция часто не оказывала влияния на решения, принимаемые в ВСЦ.
Членами Всемирного Совета Церквей являются все Православные Церкви, за исключением Болгарской и Грузинской Церквей, отказавшихся от своего членства в Совете до VIII Ассамблеи, а также Восточно-Православные (дохалкидонские) Церкви. Подавляющая же часть из 342 церквей-членов ВСЦ относится к различным протестантским традициям. Сотрудничество церквей-членов в их общем стремлении к богозаповеданному христианскому единству (ср. Ин. 17) осуществляется при согласии с Основой ВСЦ: «Всемирный Совет Церквей является содружеством церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем, согласно Писанию, и потому стремящихся совместно исполнять их общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». ВСЦ не является и не может быть «церковью» (Торонтская декларация 1950 года), не имеет права выступать от имени церквей без их явного согласия и не подменяет собой отдельные церкви (ст. IV Конституции ВСЦ), но лишь служит инструментом взаимодействия между церквами.
Постоянно возрастающее численное превосходство протестантских церквей-членов, являющееся следствием дробления протестантского мира, с одной стороны, и неизменное число Православных Церквей, сохраняющих между собой внутреннее единство при том, что общая численность их паствы не только не уступает, но и превышает совокупную численность верующих протестантских церквей-членов, — с другой стороны, часто приводило к ситуациям, когда позиция православных маргинализировалась механическим путем, в силу принятой в ВСЦ демократической процедуры принятия решений простым большинством голосов. Это также приводило к тому, что ВСЦ, в силу значительной разнородности в составе участников, иногда становился проводником некоторых идей и богословских взглядов, которые были несвойственны православному Преданию и вероучению.
Православные делегаты постоянно высказывали свое несогласие с подобными нововведениями (см. к примеру: «The Orthodox Church in the Ecumenical Movement. Documents and Statements 1902-1975». Geneva, 1978), однако практика отдельных заявлений оказывалась малоэффективной и неудовлетворительной. Присутствовало понимание того факта, что ВСЦ является по сути единственным межхристианским форумом мирового уровня как для обсуждения богословских вопросов, так и для совместных предприятий в области социального служения и миссионерства, и что лишиться такого уникального инструмента было бы исторически ошибочно. Возросшая христианская солидарность действительно способствовала сближению, иногда не столько богословских позиций, сколько человеческих душ, и стала причиной уменьшения конфликтов на религиозной почве. В то же время историческая миссия Православия не могла осуществляться должным образом из-за ряда препятствий, в том числе административного или юридического порядка. Учитывая это, а также и то, что богословская либерализация протестантского мира сильно отражается на характере и направлениях дискуссий в ВСЦ, Православные Церкви, на встрече в Салониках в мае 1998 года, потребовали радикальных перемен в структуре и стиле работы Совета, которые сделали бы православное участие «более значимым».
В течение трех лет «Специальная комиссия по православному участию в ВСЦ», при активном участии Русской Православной Церкви, тщательно исследовала и обсуждала в подкомитетах и на четырех пленарных заседаниях в Швейцарии (1999 год), Египте (2000 год), Венгрии (2001 год) и Финляндии (2002 год) все трудности, связанные с кризисным положением межконфессионального диалога. Одновременно с Комиссией работала особая группа, рассматривавшая вопросы членства и подотчетная Исполнительному комитету ВСЦ. В результате были выработаны конкретные и подробные рекомендации по изменению системы принятия решений в ВСЦ, членству, практике совместных молитв, подходу к решению социальных и этических вопросов. По сути, ВСЦ еще никогда за всю пятидесятилетнюю историю своего существования не уделял столь пристального внимания вопросам православного участия. Хотя, справедливости ради следует отметить, что многие из вышеперечисленных проблем волновали также и некоторые протестантские церкви, и раньше разделявшие обеспокоенность православных. Специальная комиссия, как и результаты ее работы, — явление беспрецедентное и не имеющее аналогов в истории.
Согласно решению Центрального комитета от 2 сентября 2002 года, в практику ВСЦ будет введен новый метод принятия решений, основанный не на мажоритарной системе, а на консенсусе, который предполагает учет мнения меньшинства Совета, независимо от конфессионального соотношения. Это позволит избежать ситуаций, когда решения ВСЦ, являвшиеся иногда вызовом православному мировоззрению, вероучению и Преданию, хотя и не обязательные для церквей-членов, принимались большинством голосов.
Специальная комиссия из 60 членов состояла из равного числа протестантских и православных участников. На подобной же паритетной основе теперь будет функционировать «Постоянный комитет» из 14 членов, который будет осуществлять контроль за программной деятельностью ВСЦ.
Отныне сотрудничество в ВСЦ будет осуществляться на двух уровнях: полного членства и ассоциации. В отличие от традиционного членства («принадлежности к содружеству ВСЦ»), статус «Церквей в ассоциации с ВСЦ» подразумевает участие в работе Совета «со стороны», без права голоса и участия в процедуре консенсуса. Этот статус будет приложим прежде всего к тем церквам или христианским сообществам, которые не считают для себя возможным, по каким-либо богословским или иным причинам, принять категорию членства и нести ответственность за его последствия.
Центральный комитет ВСЦ, начавший свою работу 26 августа и продолжающий ее до 3 сентября, принял также ряд заявлений по общественно-политическим вопросам, касающимся ситуации на Святой Земле, в Южной Азии, Колумбии и угрозы военных действий против Ирака. В воскресенье 25 августа в Лозанне прошли торжества, посвященные 75-летию основания движения «Вера и церковное устройство».
От Русской Православной Церкви в работе Центрального комитета ВСЦ приняли участие: епископ Подольский Иларион, викарий Московской епархии, представитель Московского Патриархата при международных европейских организациях; протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП; священник Михаил Гундяев, секретарь Представительства Московского Патриархата при ВСЦ; священник Андрей Елисеев, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; М.Б.Нелюбова, сотрудница Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям. Двух членов ЦК от Русской Православной Церкви временно замещали С.В.Чапнин, ответственный редактор «Московского церковного вестника», и В.Калинчук, студент Института православного богословия в Шамбези (Швейцария).
- Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию
- Первое заседание Специальной Комиссии по православному участию в ВСЦ
- Официальный сайт Всемирного Совета Церквей (http://wcc-coe.org)