Коммюнике по итогам 3-й встречи в рамках двустороннего богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии после его возобновления в Бад Урахе (Бад Урах III). Мюльхайме-на-Руре, 1-7 июня 2002 года

14.08.2002 · Архив 2002  

I

C 1 по 7 июня 2002 года в Евангелической академии в Мюльхайме-на-Руре проходила 3-я встреча в рамках нового раунда двустороннего богословского диалога между Евангелической Церковью в Германии (ЕЦГ) и Русской Православной Церковью. В собеседовании приняли участие:

1. Со стороны Русской Православной Церкви:
Высокопреосвященный митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (глава делегации);
Высокопреосвященный архиепископ Берлинский и Германский Феофан;
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии;
Священник Владимир Шмалий, консультант ОВЦС, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель МДА;
Алексей Ильич Осипов, профессор МДА;
Валерий Александрович Чукалов, помощник Председателя ОВЦС МП.

2. Со стороны Евангелической Церкви в Германии:
Епископ д-р Рольф Коппе, руководитель Главного отдела по экуменизму и зарубежной работе ЕЦГ, Ганновер (глава делегации);
Пастор проф. д-р Кристоф Гестрих, Берлин;
Старший церковный советник, пастор д-р Дагмар Хеллер, Ганновер;
Пастор директор Зигфрид Т. Каспарик, Бранденбург;
Дипломированный преподаватель религии Карл Крушель, Шверте;
Старший церковный советник в отставке, пастор д-р Клаус-Юрген Рёпке, Грефельфинг;
Пастор д-р Ариане Шнайдер, Эрланген;
Пастор проф. д-р Гюнтер Шульц, Мюнстер;
Пастор проф. д-р Райнхард Тёле, Бенсхайм (советник).

3. Гости:
Пастор Антон Тихомиров, Эрланген (Евангелическо-Лютеранская Церковь в России и других странах СНГ);
Пастор Ханс-Петер Фридрих, Дюссельдорф;
Пастор Михаэль Хюбнер, Эрланген;
Дипломированный богослов Анна Брискина, Хайдельберг.

4. Приглашенные докладчики:
Профессор д-р Кристоф Шайлке, Мюнстер;
Директор церковной школы Винфрид Вальтер, Дюссельдорф;
Директор Академии, д-р Сибилле Фрич-Опперман;
Презес Манфред Кок, председатель Совета ЕЦГ, руководитель Евангелической Церкви в Рейнской области.

5. Штаб:
Г-жа Марианне Грефер, Ганновер;
Протодиакон д-р Георг Кобро, Пенцинг (переводчик);
Г-жа Надя Зимон, Пульхайм (переводчик).

На заседаниях попеременно председательствовали митрополит Герман и епископ д-р Рольф Коппе. На протяжении встречи ее участники соприкасались с опытом духовной жизни друг друга, принимая участие в молитвах, которые совершались утром и вечером попеременно православной и евангелической сторонами.

Участники диалога благодарят ЕЦГ за приглашение на данную встречу и за радушный прием, а также выражают свою благодарность в адрес Евангелической академии Мюльхайма, обеспечившей прекрасные условия для проведения собеседования.

Предварительно было решено обсуждать две основные темы:
а) Религиозное образование и воспитание.
б) Межцерковные отношения: современная ситуация и актуальные документы.

II

Религиозное образование и воспитание

Со стороны Евангелической Церкви в Германии основной доклад по теме “Образование в свете евангелической ответственности. Назначение, задачи и перспективы” сделал профессор Кристоф Шайлке (Comenius-Institut, Мюнстер). Библейская миссия и реформаторский подход к образованию включают в себя ответственность за религиозное образование в личной, общественной и церковной сферах. Оно осуществляется в условиях критического рассмотрения актуальных проблем, которое ставит общество (например, утрата общинного духа и превращение религии в сугубо частное дело; плюрализм, открытое присутствием иных конфессий). Эта широкая ответственность за религиозное образование была наглядно представлена на примерах так называемого “биографического сопровождения”, то есть церковного формирования человека на всех этапах его жизни, особенно в детских садах, евангелических школах, в работе с готовящимися к конфирмации и молодежью, а также в сфере образования для взрослых.

В ходе дискуссии большое значение придавалось связи между образованием и стремлением к богоуподоблению, а также говорилось о возможности рассматривать образование как средство преображения человека по образу Христову (2 Кор. 3). Речь шла и о необходимости создания как можно более широких возможностей для получения всеми желающими христианского религиозного образования. Кроме того, обсуждался вопрос церковного образования и повышения квалификации преподавателей религии.

Профессор А.И.Осипов выступил с докладом по теме “О некоторых принципах духовного образования в Русской Православной Церкви”, где представил обзор тысячелетней истории духовного образования в России, разделенной им на три эпохи. В настоящее время для духовного образования характерно стремление дать ответы на актуальные проблемы церковной и общественной жизни. Важнейшими принципами современного духовного образования являются его сотериологическая ориентация, целостность христианского учения и христианской жизни, их вселенскость и открытость.

В ходе дискуссии особо указывалось на значение образцовой жизни самих учащих (например, в монастырях). Одновременно с этим подчеркивалась и необходимость поиска общего языка между Церковью и миром.

Доктор Сибилле Фритч-Опперман рассказала о назначении евангелических академий на примере Евангелической академии в Мюльхайме. Деятельность евангелических академий дает простор компетентному, всеобъемлющему и опирающемуся на данные различных дисциплин обсуждению современных и новых процессов, происходящих на стыке Церкви и общества. Православные участники встречи поделились своим опытом в этом вопросе, рассказав о той важной роли, которую играет Русская Православная Церковь в многосторонних диалогах между Церковью, обществом, государством, а также в сферах культуры и науки в России.

Господин Винфрид Вальтер сделал доклад о преподавании религии в государственных школах Германии. Это преподавание является, за некоторыми исключениями, конфессиональным и осуществляется при взаимодействии с государством — на основании Конституции (ст. 7, 3). При этом Церкви отвечают за содержательную, а государство — за организационную стороны обучения. Благодаря длительным интенсивным педагогическим усилиям Церквей данное обучение пользуется широкой поддержкой в обществе, а также среди родителей, детей и молодежи.

Доклад иеродиакона Киприана (Ященко) по теме “Система православного образования в России вчера, сегодня и завтра” был зачитан в его отсутствие и посвящен рассказу о том, какой мощный импульс получило православное образование в России после празднования 1000-летия Крещения Руси и политических изменений в стране. Автор отмечает быстрый рост различных форм и методов православного образования для детей и взрослых и подчеркивает, что сотрудничество Русской Православной Церкви с Министерством образования России впервые сделало возможным преподавание в светских университетах и иных ВУЗах богословских дисциплин. Одновременно с этим автор упоминает и ряд трудностей, среди которых — нехватка квалифицированных преподавателей, помещений, материальных и технических средств.

Во время дискуссии было отмечено, что в последние годы наладились контакты между российскими и зарубежными учебными заведениями, например, с Берлинским университетом им. Гумбольдта. Кроме того, были высказаны следующие пожелания: 1) расширять академические контакты между учебными заведениями одного уровня (напр., факультетами, институтами); 2) поддерживать в обеих Церквах программы по изучению иностранных языков; 3) расширять помощь при приобретении, переводах и обменах богословской литературой.

III

Межцерковные отношения: ситуация и актуальные документы

1. Епископ Коппе и профессор Тёле информировали участников о Хельсинкском отчете, который явился результатом заседания Специальной комиссии по участию Православных Церквей во Всемирном Совете Церквей, проходившего с 27 мая по 2 июня 2002 года в Ярвенпяя (Финляндия) В августе итоги этого заседания будут представлены Центральному комитету ВСЦ. Там были выработаны предложения о применении модели консенсуса для принятия решений в ВСЦ и возможности ассоциированного участия во Всемирном Совете, наряду со статусом членства. В будущем в своей работе ВСЦ должен уделять особое внимание взаимосвязи экклезиологии с вопросами совместной молитвы. В ходе дискуссии участники говорили о необходимости дальнейшего развития ВСЦ как в отношении форм его деятельности, так и его самопонимания. Особый интерес для участников диалога представляли предложения Специальной комиссии относительно совместных конфессиональных и межконфессиональных молитв. Обе стороны были едины в своей оценке значения дальнейшего сотрудничества православных и протестантов в ВСЦ.

2. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) представил в своем докладе обзор “Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию”, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Архимандрит Ианнуарий указал на то, что содержание данного документа отражает определенную церковную ситуацию, сложившуюся в России, и поэтому документ предназначен, в первую очередь, для внутрицерковного пользования.

Профессор Гестрих выступил с докладом по теме “Экуменизм и межцерковные отношения с точки зрения Евангелической Церкви в Германии: современная ситуация и актуальные документы”.

В этом докладе он коснулся реформаторского подхода к пониманию церковного единства, описал взаимоотношения между Церквами в ХХ веке, сделал краткий обзор диалога с Русской Православной Церковью и обрисовал реакции на “Основополагающие принципы…”, сформулированные Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. После этого он представил основные тезисы нового документа “Церковное единство в евангелическом понимании. Взгляд Евангелической Церкви в Германии на нормальное сосуществование различных Церквей” (2001). Он особо подчеркнул, что расширению христологической направленности богословских дискуссий во всем мире будет способствовать осознание “общения Святого Духа” (2 Кор. 13.13). Целью экуменической деятельности является не победа какой-то одной конфессии, но тесная дружба и соборная общность различных Церквей. Еще не исчерпаны возможности нахождения точек соприкосновения между православным понятием соборности и евангелическим понятием межцерковного единства (Аугсбургское исповедание, VII и Лойенбергское соглашение).

Презес Манфред Кок, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии, выступил с докладом, посвященным тем реакциям, которые вызвал в Германии опубликованный Евангелической Церковью в Германии документ “Церковное единство в евангелическом понимании”. При этом было ясно, что Евангелическая Церковь в Германии хочет четко изложить собственную позицию и одновременно с этим самокритично подходит к своей точке зрения. По словам докладчика, особенные трудности представляет то, что авторы документа, с одной стороны, стремятся изложить собственную концепцию церковного единства, а с другой стороны, пытаются очень кратко обрисовать взаимоотношения с другими Церквами. Во время дискуссии православная сторона подчеркнула, что, в противоположность утверждениям документа Евангелической Церкви в Германии, Православная Церковь уже давно, по сложившейся традиции, признает крещение, совершаемое в Евангелической Церкви.

Презес Кок поддержал участников диалога в их следовании завету Христову в достижении христианского единства. В ходе дискуссии было с благодарностью отмечено, что презесу Манфреду Коку своим докладом удалось возобновить обсуждение противоположных позиций.

3. Цель связанной с этими докладами дискуссии заключалась в том, чтобы проверить, насколько представленные документы способны повлиять на перспективы и дальнейший ход двустороннего диалога между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью.

Делегация Евангелической Церкви в Германии с братской открытостью подвергла критике те положения Московского документа, согласно которым задача диалога состоит в том, чтобы объяснить партнерам православное самосознание (4.2), или привести их на путь исцеления и преображения их догматического сознания (4.4). Слишком категоричный характер отдельных глав документа, по мнению евангелической стороны, затрудняет взаимоотношения и ведет к регрессу в их развитии. Евангелическая сторона указала на то, что, хотя документ воспроизводит уже известное по многим диалогам самосознание Православной Церкви, он в то же время говорит о лишь ограниченной церковности неправославных Церквей. Одновременно с этим участники от Евангелической Церкви в Германии с удовлетворением указали на те части документа, в которых подчеркивается значимость диалога. Это предполагает обоюдную готовность к диалогу, готовность понять самих себя.

Представители Русской Православной Церкви указали в ходе дискуссии на то, что данный документ вовсе не означает регресса в диалоге с инославием, но лишь представляет собой ясное, систематическое изложение того экклезиологического самосознания Русской Православной Церкви, о котором она неизменно свидетельствовала на экуменических встречах. При этом верность собственному экклезиологическому самосознанию сочетается здесь с открытостью к диалогу.

В ходе дискуссии все участники пришли к общему мнению, что, несмотря на существующие трудности, диалог необходимо продолжать, особенно по вопросам экклезиологии и отношения к экуменическому движению.

Обе стороны считают целесообразным, чтобы в ходе диалога были даны трезвые и реалистичные оценки имеющихся расхождений во мнениях, проявлено уважение к самобытности партнеров по диалогу, а также реализовано стремление к большему пониманию и расширению общения во всем разнообразии.

IV

Дополнительная информация и некоторые доклады

Помимо многих неформальных бесед, участники диалога затрагивали также вопросы, не касавшиеся главных тем.

1. В ответ на вопрос партнеров православная сторона объяснила смысл понятия “каноническая территория”. Здесь с ясностью проявилось, насколько болезненно Русская Православная Церковь переживает тот факт, что на традиционно православной территории с миссионерскими целями произвольно или совершенно планомерно создается иная церковная организация, что приводит к ослаблению Православной Церкви. Участники диалога выразили свое сожаление по поводу того, что подобная деятельность осуществляется без контактов с Русской Православной Церковью.

2. Пастор Антон Тихомиров ознакомил участников встречи с историей и современностью Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и в других государствах СНГ, являющейся неотделимой частью истории и современности России. При этом были представлены многочисленные яркие примеры сотрудничества лютеран и православных, а также указано на все еще существующее недостаточное знание друг о друге и на те предубеждения, которые пока сохраняются в отношениях между ними.

3. Архиепископ Берлинский и Германский Феофан познакомил участников с некоторыми аспектами жизни Берлинской епархии Московского Патриархата. Он провел краткий экскурс в историю русских православных общин в Германии, а после этого обратился к ситуации, сложившейся в настоящее время в 40 общинах. Особую проблему представляет собой возникновение многих новых общин, которым потребуются помещения, священники и церковные хоры. Однако средства и возможности Берлинской епархии крайне ограничены. Архиепископ Феофан поблагодарил другие конфессии за многостороннюю поддержку деятельности епархии. Особо он указал на трудности, связанные с проведением уроков религии для многих православных детей. Кроме того, в школах получают недостаточную информацию о Православных Церквах. Епископ Коппе пообещал, что он от лица ЕЦГ приложит усилия для улучшения существующей ситуации.

V

Перед началом встречи участники диалога молились за Божественной литургией в храме представительства Московского Патриархата в Дюссельдорфе (Германия). После богослужения членов делегаций сердечно приветствовал архиепископ Клинский Лонгин. Митрополит Герман, епископ Рольф Коппе и вице-презес Евангелической Церкви в Рейнланде Николас Шнайдер обратились к присутствующим со словами приветствия. На богослужении также были председатель отделения организации “Рабочее сообщество христианских Церквей” в земле Северный Рейн-Вестфалия г-н Эберхард Шпикер, представитель земельного правительства Петер Меттен и Генеральный консул Российской Федерации С.Ю. Нечаев.

По окончании богослужения состоялся общий обед.

Чтобы немного познакомить участников диалога из России с местными достопримечательностями, в тот же день была организована экскурсия в средневековый городок Цонс-на-Рейне.

В среду 5 июня презес Манфред Кок, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии, принял участие в проходивших во второй половине дня заседаниях, а вечером пригласил участников встречи на прием в Евангелическую академию. В своем приветственном слове он указал на заинтересованность Евангелической Церкви в Германии в дальнейшем ведении диалога с Русской Православной Церковью. В ответном слове митрополит Герман отметил долгую и успешную историю диалогов как с Евангелической Церковью в Германии, так и с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, напомнил о плодотворном сотрудничестве между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью при подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси и выразил надежду на тесные взаимоотношения и в будущем. Профессор Гюнтер Шульц передал митрополиту двухтомное издание Обзора документов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917/18 годов, столь значимого для истории Русской Церкви, которое было опубликовано в Мюнстере совместно российской и германской сторонами.

В четверг участники диалога получили возможность познакомиться с евангелическим специальным высшим учебным заведением в Бохуме. Они посетили отделения социальной службы и религиозной приходской педагогики. Отделение социальной службы уже на протяжении 10 лет поддерживает партнерские отношения с Вологодской областью, в которые вовлечена также и Вологодская епархия.

В заключение гости приняли участие в богослужении в евангелической общине св.Виктора городе Шверте. Община святого Виктора в течение многих лет поддерживает партнерские связи с русскими православными приходами в Пятигорске.

VI

Богословский диалог между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью имеет более чем 40-летнюю традицию. За это время отношения между обеими Церквами стали глубже, они лучше узнали друг друга, и произошло это не только благодаря обсуждению богословских вопросов, но также и благодаря рассмотрению ситуации в обеих странах. Однако, как уже было сказано на встречах в Бад Урахе (1992) и Минске (1998), за время значительных политических изменений, происходивших последние 10 лет, стал иным и формат этого диалога. Благодаря возросшему доверию встреча в Мюльхайме прошла в дружеской и братской атмосфере, которая делала возможным открытое обсуждение даже болезненных вопросов. Участники констатировали, что в настоящее время обе Церкви достигли того важного момента в своем диалоге, когда на первый план экуменического сотрудничества все явственнее выступают сложные экклезиологические вопросы.

Обе стороны были едины в понимании того, что именно сейчас необходимо продолжение диалога, что наша задача состоит в том, чтобы и в дальнейшем, со всей открытостью, работать над решением сложных вопросов, что позволит нам и в будущем проводить встречи при взаимном уважении, понимании и любви и тем самым нести людям примирение, мир и свидетельство о Евангелии Иисуса Христа.

Митрополит Волгоградский
и Камышинский Герман
Епископ д-р Рольф Коппе,
Руководитель Главного отделения по экуменизму и зарубежной работе в Отделе церковных связей Евангелической Церкви в Германии

Смотрите также: