«И НЕВЕРУЮЩИЙ МОЖЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К БОГУ». «ДИАЛОГ ПРИ СВЕТЕ ЛАМПАДЫ» Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл («Труд», 13 июля 2002 года)
17.07.2002 · Архив 2002
— Ваше Высокопреосвященство! Если не ошибаюсь, только в православных храмах люди молятся стоя. Неужели так необходимо, чтобы верующие, а среди них, понятно, немало немощных и инвалидов, физически уставали за время долгого богослужения? Что за этой традицией — молиться стоя? Было бы иначе, думаю, верующие куда чаще посещали бы храмы Надежда Семеновна, (Тверская область)
— По слову апостола Павла, христианин призван молиться «всякою молитвою и прошением во всякое время духом» (Еф. 6.18). Взывать и обращаться к Богу человек может в любой ситуации: проводя ответственное совещание, работая за компьютером, вытирая посуду, выполняя домашнее задание и так далее. Молитва помогает человеку постоянно быть перед Богом, испрашивая Его помощи, делясь с Ним своими трудностями.
Церковная и домашняя молитва — это особое время, которое мы выделяем специально для сосредоточенного общения с Господом. Поэтому не только умственное и сердечное внимание должно быть направлено к горнему миру, но и сосредоточенное положение тела должно помогать молитве. Кроме того, сам процесс вставания и «стояния» в человеческом обществе всегда был знаком уважения и особого почтения. Так, светский этикет предписывает вставать, когда в помещение входит высокий начальник или дорогой гость. Однако все эти правила предъявляются здоровому человеку. Никто не посмеет упрекнуть инвалида или немощную старушку том, что они не встали при входе, например, президента страны. Также и в Православной Церкви никто не будет требовать от человека невозможного. Как правило, в наших храмах вдоль стен устанавливаются скамьи для немощных и слабых людей. У них всегда есть возможность посидеть на службе. Иногда нас упрекают за то, что телевидение тратит якобы много эфирного времени на трансляцию служб Рождества и Пасхи. Во многом эти трансляции как раз обусловлены желанием сделать богослужение доступным для людей, которые по тем или иным причинам не могут пойти в храм, но очень желают этого.
— Скажите, если это не является «церковной тайной», совершает ли Святейший Патриарх Алексий II венчания молодоженов? Часто ли это бывало в годы его первосвятительского служения? Л. Чугурь, (Краснодарский край)
— Положение Патриарха в церковной иерархии не препятствует ему венчать новобрачных. Как и любой епископ, он может совершать это Таинство. Но, принимая во внимание высокую занятость и необходимость исполнения многих других обязанностей, лежащих на плечах Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх не может часто совершать венчания.
— Современным людям, особенно выросшим в советских условиях, очень трудно обрести веру в Бога — глубокую, нелицемерную, искреннюю. Нас ведь со школьных лет воспитывали в духе резко критического отношения к религии, к Церкви. Что, уважаемый Владыка, вы посоветовали бы человеку, который и рад бы войти в храм, но мешкает, удерживаемый «грузом» приобретенного в молодые годы мировоззрения? Л. Попова, (г. Кропоткин)
— Я бы посоветовал вам идти в храм, не сомневаясь в помощи Божией. Приведу вам пример отца одного одержимого юноши, который жил во времена земной жизни Иисуса Христа. Этот человек знал о чудесных исцелениях, совершенных Христом, видел собственными глазами Господа и в то же время не имел веры. По этой причине ученики Христа не могли вылечить его больного сына. И тогда этот человек, истерзанный горем, обратился к самому Господу с просьбой об исцелении. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9. 23 — 24). После этого произошло чудо! Сын этого человека исцелился, стал здоровым. И это было отчасти плодом обретенной этим человеком веры, потому что Господь не может действовать в нас помимо нашей воли. В этом евангельском случае показывается, что даже человек неверующий может обращаться к Богу с молитвой и просить Его о даровании веры. И это не будет лицемерием, но искренним стремлением к познанию Бога.
— Мне тяжело дается этот вопрос, но все же задам его. Почему в нашей Церкви существуют «двойные стандарты» в отношении тех несчастных, что кончают жизнь самоубийством? Скажем, трех девочек из Балашихи, покончивших с собой, отпели в храме, это даже в телепрограммах было показано. Почему же в нашем храме мне отказали в отпевании покончившего с собой моего внука? Ольга П., (Тюменская область)
— Когда человек по своей воле уходит из жизни, значит, он отказывается от этого Божественного дара. Церковь не дерзает молиться за такого человека, так как он находится уже не в ее власти, а предстоит пред лицом Божием.
Все же в церковной практике делается исключение, если есть очевидность, что человека на смерть, почти в буквальном смысле, толкнули серьезные внешние обстоятельства (например, чье-то психологическое давление) или если он психически болен. Как правило, в подобных ситуациях родственники обращаются не к приходскому священнику, а к правящему архиерею, который может принять решение. В остальных случаях Церковь полагается на милость Божию к погибшему человеку.
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Официальный сайт газеты «Труд»