«ПУТЬ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ». «ДИАЛОГ ПРИ СВЕТЕ ЛАМПАДЫ» Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл («Труд», 1 июня 2002 года)

3.06.2002 · Архив 2002  

— Ваше Высокопреосвященство! Меня как члена Русской православной церкви и человека, принимающего участие в приходской жизни, волнует такой вопрос: почему Священноначалие не предпринимает действенные меры по более строгому отбору кадров и отсечению от служения людей необразованных, фанатичных и узкомыслящих? Алексей Трубченков (Санкт-Петербург)

— В церковной жизни есть недостатки, отрицать этого нельзя. Нами, пастырями, не всегда исполняется заповедь апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Впрочем, не надо забывать, что недостатки священнослужителей проявляют ту же греховную помраченность человеческой природы, которая не в меньшей, а иногда в большей степени свойственна мирянам, даже самым интеллигентным и образованным. Это относится и к нетерпимости, и к нежеланию выслушать другого.

Еще недавно приходилось — почти в качестве нормы, да нередко и сегодня приходится рукополагать людей, не прошедших духовную школу и недостаточно опытных. Сейчас выдвинуто требование, чтобы ставленник обязательно имел семинарное образование. Более того, наша перспективная задача — поднять уровень семинарий до стандарта высшего гуманитарного образования, признаваемого таковым со стороны государства. Но все же главное для священника — сочетать знания с духовным опытом и мудростью, а рассудительность — с любовью.

— Один из пагубных пороков, наступающих на наше общество, — это наркотики. Что по этому поводу думает Церковь понятно, а какие-то действия есть ли? И еще: является ли смерть в результате смертельной передозировки самоубийством? Роман Смелков (Московская область)

— К сожалению, это так может толковаться. Хотя в отличие от самоубийцы, за редчайшим исключением, наркоман не желает себе смерти. Я знаю, что некоторые священники отказываются отпевать наркоманов, которые умерли от передозировки. Борясь с наркоманией, Церковь использует те средства, которые ей свойственны. Это убеждение, молитвы, христианское нравственное воспитание. В рамках этих возможностей мы пытаемся действовать, но опыт показывает, что этого недостаточно. Наркотическая зависимость столь сильна, она так парализует нервную систему, что добиться поворота только внушением и духовной беседой невозможно. Мы неоднократно предлагали и продолжаем предлагать соединить усилия медиков и священнослужителей. В отдельности и врачебные средства не всегда эффективны. Необходимо создать систему реабилитации, которая сочетала бы терапевтическое лечение с духовным воздействием на человека. Для того чтобы такие реабилитационные центры были созданы, нужно ясно договориться о том, как они будут функционировать, как финансироваться. Важно обеспечить соответствующий уровень жизни пациентов в этих центрах. Чтобы не погубить идею, нужно договориться с государством или с соответствующими благотворительными организациями о решении многих вопросов перед тем, как начинать эти проекты.

— Что в богословском смысле означает понятие «грех народа», который «народом нашим не раскаян»? Задаю вопрос в связи с расплывчатым смыслом этих штампов, которые фигурируют в разного рода церковных документах. Откуда в Церкви появилось это учение о покаянии за сродников? Дмитрий Русанов (Краснодарский край)

— Действительно, в Церкви известно только личное покаяние. Но не стоит забывать и о том, что после отпадения от Бога все люди стали носителями первородного греха и одинаково требовали духовного исцеления, принесенного Господом Иисусом. Апостол Павел пишет о грехопадении Адама: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, … потому что в нем все согрешили» (Рим. 5.12). Греховная атмосфера, сложившаяся в семье, коллективе, обществе, неизбежно влияет на отдельного члена. И здесь мы должны вспомнить, что покаяние есть не только исповедание грехов, но и исправление жизни, которое всегда легче совершить сообща, чем поодиночке. Более того: многие считают, что народ, оформленный в государство, представляет собой отдельный субъект истории. Вероятно, он, как и личность, подвержен историческим ошибкам и преступлениям перед Богом. А значит, может и исправлять пред Ним свои пути.

Впрочем, из этого не следует, что надо устанавливать новые «коллективные» формы покаяния, заменяющие собой церковное Таинство. Каждый человек, в том числе совершители государственных злодеяний, несут за них личную ответственность перед Богом. На Страшном Суде они не спрячутся от нее за лозунгом «всенародного раскаяния». В то же время своими преступлениями они внесли в народ огромный соблазн, разделив его на десятилетия, исказив его историческую волю. Реальные положительные изменения в нашей жизни могут произойти только тогда, когда каждый из нас и все мы осознаем совершенные преступления и неправды, а затем преодолеем их последствия, духовно и нравственно возрождая Россию. Это и будет истинным покаянием народа.

Смотрите также: