Архиерейская хиротония епископа Борисовского Иоанна, викария Минской епархии

Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви web: http://www.belarus.net/exarchat/church_2.htm e-mail: orthobel@gin.by

АРХИЕРЕЙСКАЯ ХИРОТОНИЯ ЕПИСКОПА БОРИСОВСКОГО ИОАННА, ВИКАРИЯ МИНСКОЙ ЕПАРХИИ

30 марта 2002 года в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе по Всенощном бдении был совершен Чин наречения, а на следующий день за Божественной литургией состоялась хиротония архимандрита Иоанна (Хомы) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.

13 марта 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании одобрил избрание Синода Белорусской Православной Церкви и благословил тогдашнему секретарю Минского епархиального управления принять архиерейский сан.

Во время Чина наречения ставленник обратился со Словом к митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, и к сонму архиереев, представляющих Русскую, Белорусскую, Украинскую и Польскую Православные Церкви, а также к многочисленному клиру и мирянам, в частности, сказав:

Речь архимандрита Иоанна (Хомы) при наречении во епископа

«Изволением Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода я, недостойный, призываюсь ныне к высокому служению Церкви Божией в сане епископа.

Непостижимые судьбы Промысла Божия и неисследимые пути Его (Рим. 11. 33) привели меня к Вашим стопам. С глубоким внутренним трепетом я узнал о предстоящей хиротонии во епископа. Это сообщение заставило меня серьезно посмотреть на всю свою прошедшую жизнь с ее слабостями и недостатками. И после этого я могу сказать, что в смущении и великом страхе стою сегодня перед Вашими очами. Ибо мне ведомо, как некогда дивные мужи трепетали, слыша зов Божий.

От этого высокого служения старались уклониться такие великие нравственные светила, какими были святитель Иоанн Златоуст или святитель Григорий Богослов, а великий подвижник земли нашей преподобный Сергий Радонежский просил святителя Алексия, Предстоятеля Церкви Русской, даже не говорить ему о сане епископа, в котором тот хотел видеть своего друга. А как ответственны слова святителя Филарета Московского, сказавшего о том, что епископство для него не честь, а подвиг.

И посему смущенный дух мой в благоговейном трепете порывается сказать ныне: «Кто я, Господи Боже… что Ты так возвысил меня?» (1 Пар. 17. 16). Естественно, взор мой устремляется сейчас к Пастыреначальнику нашему Иисусу Христу. Ему, Архиерею Великому, я всецело вверяю себя, ибо с детских лет познал, что «помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120. 2). Могу ли я сказать столь возлюбившему меня Господу: «Имей мя отречена» (Лк. 14. 18), «Господи, пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 4. 13)?

Нет, я не в силах так отвечать. Вся моя жизнь — всецелая преданность воле Божией. Я слышу в этом избрании меня на высоту горы Господней (Ис. 2. 2) призыв Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?». И потому с благоговейной покорностью отвечаю: «Пошли меня» (Ис. 6. 8). И если недостоинства и слабости человеческой природы удерживают меня от принятия архиерейского подвига, то, с другой стороны, в решении Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Матери-Церкви я вижу волю нашего Спасителя, находя для себя поддержку и опору в словах Господа, сказанных пророку Исаие: «Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 4. 9–10).

Видя в этом избрании волю Божию, смиренно «благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю». Я не могу другого сказать, потому что твердо верю в Промысл Божий, который есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. Верю, что к служению епископскому призывает меня воля Господня, а потому дерзаю приклонить главу свою под святые руки ваши и принять благодать архиерейства.

Благодарю Бога за то, что Он Своей Премудростию благоизволил положить начало моего архипастырского служения во время Святой Четыредесятницы, когда Матерь наша Церковь в покаянии молитвенно восклицает: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Именно в этом вижу для себя назидание в несении архиерейского послушания в смирении, терпении, духовном трезвении и любви ко всем.

Утешаю себя надеждой на всегдашний покров Царицы Небесной, у Минского образа Которой проходило мое служение, состоится и моя епископская хиротония.

В молитвенном созерцании обращаюсь ныне к Святым земли Белорусской, особенно к святой праведной Софии Слуцкой, у гробницы которой я укреплял благодатные зерна веры, и сейчас, недостойный, стою пред ней, надеясь на ее предстательство у Престола Вседержителя.

В благоговейном умилении сердца благодарю Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священный Синод нашей Матери-Церкви за высокое доверие ко мне, грешному.

Сыновне благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и Милостивый отец за Ваше заботливое, поистине Отеческое отношение ко мне, недостойному послушнику Вашему.

Третий раз в своей жизни я смиренно склоняю свою главу под Вашу Святительскую десницу. Мое становление как пастыря и человека проходило непосредственно под Вашим богомудрым водительством, и хотя знаю Вас как весьма любящего и снисходительного к немощам человеческим архипастыря, но страшусь, ибо призван быть Вашим помощником в архиерейском служении. Справлюсь ли, оправдаю ли доверие, буду ли послушлив и смиренен? «Господи, буди ми в помощь!».

Земно кланяюсь Вам, милостивейший Владыка Филарет, и паки благодарю за то, что Вы нетесно вмещали меня в свое любвеобильное сердце, смиренно прошу и впредь не оставлять меня в Ваших молитвах, советах, наставлениях, заботах и попечениях, ибо я еще молод и весьма нуждаюсь в них. Благодарю и Вас, Богомудрые архипастыри Белой Руси, и смиренно прошу Вас вознести свои святые молитвы о мне, непотребном, ко Господу нашему Иисусу Христу, дабы помощью и заступлением Царицы Небесной, ходатайством Святых земли Белорусской Он, Пастыреначальник, укрепил мои слабые силы на подвиг служения Его Святой Церкви и нашему возлюбленному Отечеству.

Мысленно переношусь сегодня в обитель преподобного аввы Сергия, у мощей которого под Покровом Божией Матери проходили наши с Вами студенческие годы в Московских духовных школах, дорогие Владыки Иаков, Митрофан и Серафим. Прошу Вас и далее быть мне молитвенниками у Киевских, Смоленских и Белостокских святынь.

Не могу сегодня с чувством благодарности и сыновнего благоговения не вспомнить и моих дорогих и любимых родителей, благочестивых Даниила и Магдалину, которые от пелен матерних привили мне глубокую веру в Бога и воспитывают меня со всей строгостью православного благочестия.

Благодарю всех, кто хоть сколько-нибудь имел и имеет отношение к моему становлению как пастыря и человека.

Смиренно сегодня прошу у всех прощения и святых молитв.

Верю, что по вашим молитвам Господь Вседержитель будет и впредь путеводить меня, ибо «у Него могущество и премудрость» (Иов. 12. 16), и нет лучше помощника кроме Бога Живого! Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

На следующий день 31 марта в кафедральном соборе Белорусской столицы за Божественной литургией была совершена архиерейская хиротония архимандрита Иоанна во епископа Борисовского, возложением рук митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана, архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха, епископа Туровского и Мозырского Петра, епископа Гродненского и Волковысского Артемия, епископа Новогрудского и Лидского Гурия, епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, представителя Польской Православной Церкви епископа Белостокского и Гданьского Иакова, епископа Брестского и Кобринского Софрония, а также представителя Украинской Православной Церкви епископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана, викария Киевской митрополии и представителя Русской Православной Церкви епископа Балтийского Серафима, викария Смоленской епархии.

Перед вручением архиерейского жезла новопоставленному епископу, Патриарший Экзарх обратился к Владыке Иоанну со словом архипастырского наставления:

Слово Высокопреосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, при вручении архипастырского жезла епископу Борисовскому Иоанну, викарию Минской епархии, в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе

«Возлюбленный о Господе собрат наш, Преосвященный епископ Иоанн!

Благодатию Всесвятаго Духа и возложением архиерейских рук ныне ты приобщен к апостольскому наследию как единый от сонма учеников Христовых, призванных в святительском сане пасти Церковь Божию.

Сие стало возможным благодаря соборной молитве епископов, пастырей и народа церковного, которые едиными устами и единым сердцем призвали Божественную благодать, дабы она освятила тебя для предстоящего трудного и весьма ответственного служения.

Вонми же пред лицем сего освященного собрания слову нашего наставления, которое мы обращаем к тебе по чину церковному.

В день своей личной Пятидесятницы ты принял дар апостольский и по праву преемства отныне именуешься, по слову святителя Киприана Карфагенского, «отраслью апостольского семени».

Но вместе с честью и возвышением ты также принимаешь звание слуги и поставляешься самим Господом Иисусом Христом ниже всякого, кому хочешь содействовать в его личном спасении. Ибо «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою», — сказал Царь царствующих и Господь господствующих (Мк. 9. 35), Который Сам исполнил эту заповедь даже до Крестной смерти.

Помни отныне и во вся дни своего архиерейства, что «нет больше той любви, — по слову Господню, — как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Потому с особым тщанием наблюдай, дабы не обидеть кого их друзей Христовых словом, делом или помышлением, ибо друзьями Своими Христос Спаситель именует всех, кто стремится исполнять Его заповеди. По примеру апостольскому, ты обязан для всех сделаться всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9. 22).

Промыслом Божиим, избранием Святого Синода Белорусской Православной Церкви и определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Матери-Церкви твоя архиерейская хиротония совершена в Неделю 2-ю Великого поста, когда Святая Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Кроме святителей и князей, архимандритов и игуменов, в Антониевых пещерах почивают также мощи целебника и просфорника, эконома и врача, иконописца и летописца, гробокопателя и мастеров зодчих, а также многих иных выходцев из простлюдинов. Они несли различные послушания, но все были объединены служением Слову Божию, — то есть тому «единому на потребу», что и составило их «благую часть» во Царствии Небесном (Лк. 10. 41).

Посему не уничижай епископского достоинства перед великими и не превозносись над малыми мира сего, но со всеми будь «кроток и смирен сердцем», ибо это и есть иго Господне, которое ты принял сегодня и научаться ношению коего тебе следует у Самого Сына Божия (Мф. 11. 29). В этом подвиге смирения да будут укреплением твоим молитвы Собора Киево-Печерских святых, ихже и память мы ныне совершаем.

Минская епархия, викарным епископом которой тебе определено быть, имеет древнюю, славную, а временами и трагическую историю. Град же Борисов, в котором отныне будет врученная тебе кафедра, ведет свое происхождение от времен седой старины. В летописи своей он восходит к роду князей Полоцких, к именам Бориса Всеславовича, дядьки преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, и ее деда Всеслава, строителя храма Софии, Премудрости Божией, иже во граде Полоцке.

Ныне, в год празднования 900-летия града Борисова, который был основан в год рождества будущей покровительницы Белорусских земель, преподобной матери нашей Евфросинии, ты принимаешь сию национальную святыню Белорусского народа в свое окормление. Да будет служение твое жертвенно и плодотворно ко умножению славы Божией, утверждению Матери-Церкви и на пользу нашему возлюбленному Отечеству.

В трудах твоих, возлюбленный брат, уповай на милость и благодать Божию и не смущайся ни слабостью своею, ни трудностью предлежащего поприща. Возложи надежду свою и упование — на Господа, и Он не посрамит веры твоей, «ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26. 4).

Умей расширить сердце твое, дабы вместить в него как Милость мира, так и скорби его. Образом братолюбия да будет для тебя сей сонм архиереев, участвовавший в твоем рукоположении. Преосвященные Владыки прибыли из России и Беларуси, Украины и Польши, дабы в соборной призвать на тебя благодать Всесвятаго Духа.

Храни же единство Церкви Христовой в сердце своем и ограждай его от происков духа лукавого. Ибо от века единство Церкви, единство её архиереев, клира и боголюбивой паствы, освященное евангельской любовью и являясь величайшим духовным сокровищем, подвергается, по слову Апостола, яростным нападкам «мироправителей тьмы века сего… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). И потому дело церковного единения требует от нас особого внимания. Сам Господь наш Иисус Христос предупредил нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26. 41).

Помни принесенные тобою исповедания и обеты и будь готов к трудностям и испытания, неизбежным на жизненных путях служителей Христовых. «Пребывай, — по слову апостола Павла, — в том, чему научен и что тебе вверено» (1 Тим. 3. 14).

Молись и о нас, послуживших твоему освящению в сей благословенный день пред ликом святыни нашей епархии и всего народа Белой Руси — Минской иконы Пресвятой Богородицы, Еяже молитвы да сохранят тебя во всяком благочестии и чистоте.

А теперь, по чину священнодействия и в знамение твоего архиерейского достоинства, прими сей пастырский жезл как опору духовной крепости и умиления, дабы оставаться тебе истинным служителем Христовым и ревностным домостроителем спасительных Таин Божиих (1 Кор. 4. 1). Аминь. Взойди же на возвышение и благослови боголюбивый народ сей, который молился о тебе и ныне чает принять через тебя благословение Господне».

Биография епископа Борисовского Иоанна, викария Минской епархии

Епископ Борисовский Иоанн, викарий Минской епархии (в миру Лев Данилович Хома) родился 25 марта 1963 года. После получения среднего образования и службы в Вооруженных силах прошел курс обучения в Московской Духовной семинарии. По ее окончании в 1989 году был зачислен в Московскую Духовную академию, учебу в которой завершил экстерном в 1993 году.

С 1990 года трудится в Минском епархиальном управлении.

15 декабря 1992 года принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь преподобного Иоанна Дамаскина. 3 января 1993 года рукоположен в сан иеродиакона, а 20 июня — в сан иеромонаха с назначением на должность священника Домовой церкви при Минском епархиальном управлении в честь Собора Белорусских святых.

С июля 1994 года являлся Секретарем Минского епархиального управления и настоятелем Домовой церкви.

С августа 1992 года — преподаватель Минской Духовной семинарии по кафедрам Сектоведения и Литургики. Ученая степень кандидата богословия присуждена Советом Московских Духовных школ 9 июня 1995 года за диссертацию на тему «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его духовное наследие».

С сентября 2001 года — доцент Минской Духовной академии по кафедре Церковной истории.

В сан игумена возведен в 1995 году к празднику Святой Пасхи, в сан архимандрита — 4 декабря того же года.

Пресс-служба Белорусского Экзархата