Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви 1 марта 1996 года

З А Я В Л Е Н И Е СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1 марта 1996 года

Глубокой скорбью и тревогой за судьбу Православия омрачились первые дни Великого Поста вследствие антиканонического «Деяния» Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, выразившемся в объявлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и принятии в общение раскольнической группировки запрещенных в священнослужении клириков с назначением Архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна Местоблюстителем т. н. «Православной Автономной Апостольской Церкви Эстонии».

Вновь раздирается хитон Христов и попираются святые православные каноны. В общение приняты клирики, не только не получившие отпустительных грамот от Матери-Церкви, но и запрещенные в священнослужении. Тем самым нарушено 12-е Апостольское Правило, гласящее: «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты, да будет отлучен и принявший и принятый». О том же говорит Правило 5-е I Вселенского Собора: «О тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были принимаемы другими».

«Деяние» Константинопольского Патриархата также грубо нарушает церковные правила, воспрещающие епископам одной Поместной Церкви вмешиваться в дела другой Церкви. Согласно Правилу 2-му II Вселенского Собора, «областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами только египетскими, епископы Восточные да начальствуют только на Востоке… Не быв приглашены, епископы да не переходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». Об этом же говорят правила 34-е и 35-е Апостольские, 6-е I Вселенского Собора, 20-е и 39-е VI Вселенского Собора и др.

Взаимоотношения между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью имеют более, чем тысячелетнюю историю. Но, к сожалению, далеко не всегда действия Константинопольского Патриархата по отношению к Русской Православной Церкви были дружественными. Наиболее болезненно это проявилось в связи с мировыми политическими изменениями в начале ХХ века. В 20-е годы нашего столетия, когда Русская Церковь находилась в условиях жесточайшего гонения со стороны атеистической государственной власти, Патриарх Константинопольский Мелетий IV, в отличие от большинства церковных лидеров мира, не поддержал находившегося в заточении Святейшего Патриарха Тихона и встал на сторону инспирированного большевиками обновленческого раскола. Его преемник, Патриарх Григорий VII через своего представителя в Москве архимандрита Василия (Димопуло) выразил пожелание о том, чтобы Патриарх Тихон сложил с себя управление Церковью и чтобы патриаршество в Русской Церкви было упразднено. В ответном Послании от июля 1924 г. Святейший Патриарх Тихон писал Константинопольскому Патриарху Григорию: «Мы немало смутились и удивились, что… глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е Правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести (ta presbeia thV timhV ), но не признавали и не признают за ним первенство власти (ta presbeia thV exousiaV)».

В связи с вторжением Константинопольского Патриархата на исконную каноническую территорию Московского Патриархата, Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом напомнить слова прославленного ныне во святых Святителя и Исповедника Русской Церкви о православной традиции, определяющей различие между преимуществом чести и преимуществом власти, в связи с вопросом о первенствующем положении Константинопольского Патриарха среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Каждая Поместная Православная Церковь является самоуправляемой и не зависит от Константинопольского Патриархата в юрисдикционном отношении. Титул «Вселенский» (oikoumenikoV), которым пользуется Патриарх Константинополя, является историческим наследием Византийской империи, границы которой отождествлялись с границами «вселенной» (oikoumenh): этот титул был усвоен Патриарху Константинопольскому в связи с его особыми функциями в столице империи (точно так же, как главному наставнику патриаршей школы в Константинополе был усвоен титул oikoumenikoV didaskaloV, «вселенский учитель»). Данный титул никоим образом не означает — и никогда не означал — того, чтобы Константинопольский Патриарх обладал властью над другими Поместными Церквами. Поэтому когда нынешнего Патриарха Константинопольского представляют в качестве «лидера 300-миллионного Восточного Православия», это не соответствует действительности: он является главой одной из Поместных Православных Церквей, наряду с Предстоятелями других Церквей, обладающими равными с ним правами.

Преимущество чести, которым пользуется Константинопольский Патриарх среди других Предстоятелей Поместных Церквей, основано на традиции, восходящей ко временам существования Восточно-Римской (Византийской) империи и закрепленной Правилом 3-м II Вселенского Собора, которое гласит: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа, потому что град оный есть новый Рим». Правило было сформулировано в связи с переносом в 330 году императором Константином Великим столицы империи из Рима в Византий, переименованный в Константинополь. Епископ города Византия, прежде подчинявшийся митрополиту Ираклийскому, был таким образом уравнен в правах с Патриархами, занимавшими древние Апостольские Престолы — Римский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

Глобальные политические потрясения ХХ века дали повод Константинопольской Патриархии действовать не столько в духе православных канонов, сколько согласно притязаниям на особую роль во Вселенской Церкви. Так например, не смотря на то, что в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном была предоставлена автономия Финляндской Православной Церкви Константинопольский Патриарх Мелетий IV антиканонично подчинил ее своей юрисдикции. Тот факт, что Польской Православной Церкви в 1924 г. автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом антиканонически, осознали сами православные Польши, которые в 1948 г. принесли покаяние Матери — Русской Православной Церкви. В новое время в Константинополе все громче стали раздаваться голоса о «вселенском» значении Константинопольского Патриархата. Вот к какому выводу пришел известный выразитель позиции Константинопольского Патриархата митрополит Сардский Максим: «Можно сказать, что церковная история и каноническое предание признают три степени «примата»: это первенство Патриархов, или Глав Автокефальных Церквей, и вселенское «первенство» Рима и Нового Рима (Константинополя)»…

Мы не вспоминали бы обо всех этих печальных событиях прошлого и о действиях Константинопольского Патриархата, если бы подобные действия не совершались в настоящее время. К нашему глубочайшему сожалению, события, развернувшиеся вокруг Православной Церкви в Эстонии, показали, что Константинопольский Патриархат не вынес уроков из своего трагического прошлого и продолжает использовать возможности для расширения своего влияния на канонической территории других Церквей, нанося болезненные удары по единству Церкви.

«Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства». С этих слов святителя Фотия Константинопольского начинается текст «Деяния» Константинопольского Патриархата об учреждении ее юрисдикции в Эстонии. Если бы подписавшиеся под этой декларацией следовали сформулированному ими принципу, то Константинопольского Патриархата бы уже не существовало, так как в 1453 г., в результате падения Константинополя, Византийская империя прекратила свое существование и на месте «города царя и синклита» — «Константинополя — Нового Рима» — возник мусульманский Стамбул. Однако, этого, к счастью, не случилось, и Константинопольский Патриархат продолжает свое историческое существование.

Православная Церковь в Эстонии имеет многовековую историческую связь с Русской Церковью. Уже в 992 году, когда епископская кафедра находилась в Полоцке, близ Прибалтийского края, епископ посылал в Эстонию священников. Как свидетельствуют археологические раскопки, уже в начале XI века в Юрьеве (Тарту) были русские поселения, имевшие постоянные связи с Новгородом и Псковом. С этого времени на эстонской земле строились православные храмы, прихожанами которых были как эсты, так и русские. С XVI века здесь постоянно действует епархиальная структура Русской Православной Церкви. После учреждения Патриаршества на Руси Константинопольские Соборы 1590 и 1593 годов признали «северные страны» входящими в пределы юрисдикции Русской Православной Церкви, что было отражено и в его титуле «Патриарха Московского и всея России и северных стран». По окончании в 1721 году Северной войны Эстляндия была присоединена к России, что в определенной мере способствовало укреплению Православия в ее пределах. С 1718 г. прибалтийские Церкви находятся в ведении митрополита Санкт-Петербургского, с 1764 — в юрисдикции архиепископа Псковского и Рижского, а с 1788 — архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского. В августе 1817 года было учреждено особое Ревельское (Таллинское) викариатство в составе Санкт-Петербургской епархии, в мае 1865 года включенное в Рижскую епархию.

После образования независимой Эстонской Республики весной 1920 года Русская Православная Церковь благословением Святейшего Патриарха Тихона даровала Православной Церкви в Эстонии автономию во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. В начале 20-х годов государственные власти Советской России осуществляли жестокие гонения на Русскую Православную Церковь, и ее священноначалие было практически лишено связи с епархиями и заграничными церковными образованиями. Положение усугублялось также и тем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон с мая 1922 года по июнь 1923 года находился под арестом и был лишен возможности управлять Церковью. Отсутствие нормального сообщения со священноначалием в Москве дало возможность Константинопольскому Патриарху Мелетию IV подчинить своей юрисдикции на правах Митрополии Эстонскую Православную Церковь Томосом от 7 июля 1923 года, признающим, однако, эту канонически неоправданную меру вынужденной и оправдывающим ее тем, что Русская Церковь была лишена возможности руководить православными общинами в Эстонии.

В 1935 году Собор Эстонской Православной Церкви принял ее Устав, согласно которому она получила новое наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь» (ЭАПЦ). За ЭАПЦ было закреплено право юридического лица, включающее право приходов и других ее учреждений владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом (храмовыми и иными строениями, землями и т.д.).

В июне 1940 года Эстония вошла в состав Советского Союза. 27 декабря 1940 года на расширенном заседании Синода ЭАПЦ, проходившем под председательством митрополита Таллинского и всея Эстонии Александра, было принято решение о восстановлении канонических отношений этой Церкви с Матерью — Русской Православной Церковью. В марте 1941 года митрополит Александр посетил Москву, где 31 марта произошло официальное воссоединение Эстонской Апостольской Православной Церкви с Матерью-Церковью Московским Патриархатом (на основе решения, принятого в Эстонии, а отнюдь не «одностороннего» решения Московской Патриархии, как утверждает об этом Константинопольский Патриарх Варфоломей в своем письме от 24 февраля с.г.). Митрополит Александр признавал в своем письме Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию от 10 ноября 1940 г., что «формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской не было. Ныне — открылась возможность возобновить прежние отношения с Российской Церковью и вступить с нею в тесное каноническое единение». По словам митрополита Александра «возникший раскол в Русской Церкви, полученные сведения о репрессиях в отношении Патриарха Тихона и т. д. — заставили их временно обратиться к окормлению Патриарха Константинопольского».

С вступлением в 1941 году немецких войск в Эстонию Нарвская епархия, которую возглавлял епископ Павел, осталась верной Матери-Церкви, в то время как митрополит Александр, возглавлявший Таллинскую епархию, вновь покинул юрисдикцию Русской Православной Церкви и в 1944 году эмигрировал сначала в Германию, затем в Швецию. В Стокгольме в 1947 году священником Юрием Вяльде был создан так называемый «Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» в юрисдикции Константинопольского Патриархата, целью которого было духовное попечение об эстонской православной диаспоре. В 1953 году митрополит Александр скончался в Стокгольме. Имеются сведения о том, что за полгода до своей кончины он распустил стокгольмский «Синод». После его смерти эстонские православные приходы в Швеции вошли в подчинение митрополита Шведского Константинопольского Патриархата. 3 мая 1978 года Патриарх Константинопольский Димитрий I в письме за №267 официально подтвердил, что Патриарший и Синодальный Томос Константинопольского Патриархата от 7 июля 1923 года относительно Эстонской Православной Митрополии признается недействительным в связи с нормализацией канонических контактов с Русской Православной Церковью.

Оставшиеся на Родине клирики и верующие Эстонской Церкви, воссоединившиеся с Московским Патриархатом в 1940 году, взяли на свои плечи героический труд восстановления церковной жизни в Эстонии. В 60-е годы, когда сотни храмов Русской Православной Церкви были закрыты атеистическим правительством, священноначалие Церкви боролось за каждый храм на территории Эстонии. Так например, благодаря усилиям епископа Таллинского и Эстонского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси) удалось отстоять от закрытия Пюхтицкий женский монастырь и Св.-Александро-Невский кафедральный собор в г. Таллине.

После провозглашения независимой Эстонской Республики в 1991 году Собор Эстонской Православной Церкви в апреле 1992 года единодушно заявил об общем желании сохранить каноническое подчинение Московскому Патриархату и просил о восстановлении автономии Эстонской Апостольской Православной Церкви, дарованной Святейшим Патриархом Тихоном в мае 1920 года. Священный Синод Русской Православной Церкви 11 августа 1992 года подтвердил решение Святейшего Патриарха Тихона о самостоятельности Православной Церкви в Эстонии в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. Возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс), архипастырь, чью стойкость в вере не сломило тюремное заточение в годы атеистических гонений.

Московский Патриархат признал Православную Церковь в Эстонии собственником всего церковного имущества на ее территории. Архиепископу Корнилию было поручено подготовить проект Устава Православной Церкви в Эстонии на основе Устава 1935 года с внесением необходимых изменений канонического характера, соответствующих реальному положению Церкви в настоящее время. Этот Устав, после его одобрения Священным Синодом, надлежало представить для регистрации в соответствующие государственные инстанции Эстонской Республики.

Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви 29 апреля 1993 года с благодарностью принял восстановление Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви автономии Эстонской Церкви и ее наименования, установленного в 1935 году. Это был естественный путь восстановления юридического лица Церкви, ее религиозной свободы и имущественных прав, что соответствовало закону Эстонской Республики до июня 1940 года. Эти решения были официально сообщены архиепископом Корнилием Министерству внутренних дел Эстонской Республики. Одновременно МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 года, которая и будет затем представлена для регистрации.

Однако, не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая архиепископом Корнилием, 11 августа 1993 года Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви», поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. Очевидно, на Департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии. Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т.д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой архиепископом Корнилием, остались безрезультатными, так как судебные власти Эстонии последовательно оставляли без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии в качестве условия регистрации потребовало у архиепископа Корнилия изменения наименования возглавляемой им Церкви, что автоматически приводит к потере прав на владение церковными зданиями. Таким образом, тысячам православных христиан Эстонии, чьими трудами на протяжении столетий строились и сохранялись православные храмы на эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния. Государственные власти Эстонии предприняли усилия в поисках канонического признания раскольников из «Синода ЭАПЦ». В октябре 1994 года премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а 7 февраля 1995 года президент Эстонии Л.Мери обратился к нему же с аналогичной просьбой. В свою очередь, Патриарх Варфоломей 25 мая 1995 года обратился с воззванием к представителям православных верующих Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с… Вселенским Патриархатом». Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Патриарха Московского и всея Руси не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея, который приступил к планомерному вытеснению из Эстонии ее законной Православной Церкви при активном содействии Эстонского правительства, пытающегося оказывать давление на православных верующих, остающихся верными Матери — Русской Православной Церкви.

Сознавая, что положение Православной Церкви в Эстонии приняло угрожающее значение для сохранения межправославного мира, Московский Патриархат дважды направлял в Константинополь для ведения переговоров своих официальных высоких представителей и единожды принимал делегацию Константинопольского Патриархата в Москве. В результате последней встречи, состоявшейся 3 января 1996 года в Стамбуле, стороны не пришли к единому мнению, хотя были согласны в том, что все православные приходы Эстонии, независимо от их пребывания в той или иной юрисдикции, должны быть зарегистрированы государственной властью и получить правопреемство на принадлежащую им собственность.

Несмотря на достигнутую договоренность о продолжении переговоров, уже 4 января митрополит Филадельфийский Мелитон от имени Патриарха Варфоломея в нарушение православных канонов, не позволяющих «епископу во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити» (правило 20-е Трулльского Собора), направил послание «Православным общинам в Эстонии», в котором призывал эстонцев к верности Константинопольскому Патриархату.

Но подавляющее большинство православных в Эстонии остаются преданными Матери — Русской Православной Церкви. 40 клириков продолжают свое служение в канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, тогда как всего 10 эстонских клириков перешли в Константинопольскую юрисдикцию, из которых 8 находились под каноническим прещением (запрет священнодействий) «за организацию общества, отдельного от епископа, и учинения таким образом раскола в Церкви», что является каноническим преступлением согласно 31-му Апостолькому Правилу.

Уклоняясь от продолжения переговоров в Москве (как об этом было согласовано на последней встрече), Константинопольская Патриархия использовала всевозможные предлоги, начиная от соображений «технического порядка» до ссылок на «высочайшее повеление Его Божественного Всесвятейшества», чтобы привести переговорный процесс в тупик.

20 февраля Священный Синод Константинопольской Церкви под председательством Патриарха Варфоломея, ссылаясь в частности, на «настоятельную просьбу Эстонского Правительства», принял решение о восстановлении Томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. и учреждении на территории Эстонии «Автономной Православной Эстонской Митрополии». Временное управление ее делами было поручено Архиепископу Карельскому и всей Финляндии Иоанну. 22 февраля в Таллине делегацией Константинопольской Патриархии на приеме у Премьер-министра Эстонии была представлена Эстонскому правительству декларация («Патриаршее и Синодальное Деяние») об учреждении Эстонской Митрополии, и в церковное общение была принята раскольничья группировка, возглавляемая запрещенными в священнослужении клириками. Таким образом, стал реальностью раскол в жизни Эстонского Православия, который сопровождается грубейшим попранием церковных канонов.

Сам по себе факт учреждения Православной Митрополии по «настоятельной просьбе» светских властей вызывает по крайней мере недоумение. Церковные каноны воспрещают вмешательство светских властей в церковные дела, равно как и действия церковной иерархии под нажимом светских властей. История показала, что подчинение Церкви светским властям пагубно для чистоты Православия.

В оправдание своего антиканонического деяния Константинопольский Патриархат прибегает к произвольному и тенденциозному толкованию древних церковных канонов, ссылаясь, в частности, на Правила 9-е и 17-е IV Вселенского Собора, якобы дающие этому Патриархату право принимать апелляции от епископов и клириков других Поместных Церквей. Однако 9-е Правило IV Вселенского Собора говорит о церковном судопроизводстве и предписывает не обращаться в светский суд в случаях судебных разбирательств в среде церковного клира. В Правиле, среди прочего, говорится: «…Аще же на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя, и перед ним да судится». Обращение нескольких клириков, находившихся в подчинении архиепископа Корнилия, к Патриарху Константинопольскому не относится к сфере церковного судопроизводства, а к вопросам юрисдикционных отношений. В Московскую Патриархию также обращаются некоторые клирики, проходящие свое служение на территориях братских Поместных Церквей, с просьбой о принятии их в юрисдикцию Русской Церкви, но она эти просьбы не рассматривает. Если Поместные Церкви будут принимать в свои юрисдикции клириков других Церквей, недовольных своими епископами или, тем более, запрещенных в священнослужении, это приведет к полной анархии на межправославном уровне. Следует также добавить, что официальный канонический сборник Константинопольской Церкви «Пидалион» в примечании к 9-му Правилу IV Вселенского Собора ясно говорит, что «Константинопольский (Патриарх) не имеет власти действовать в диоцезах и пределах других Патриархов» и что «настоящим каноном не дано ему право последней апелляционной инстанции во всей Церкви», в доказательство чего приводит подробную историческую аргументацию.

Что же касается Правила 17-го IV Вселенского Собора, то в нем речь идет о разрешении споров относительно церковных границ епархий: «По каждой епархии, в селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов: и наипаче аще в продолжение 30-ти лет бесспорно имели в своем ведении и управлении». Если это правило применять по отношению к Таллинской епархии, то установленный данным Правилом срок давности истек в пользу канонической юрисдикции Московского Патриархата, в каковой Эстонская Церковь пребывала с 1940 г. Константинопольский Патриархат не имеет права вершить суд над церковной территорией, которая находилась в юрисдикции Московского Патриархата в течение последних 55 лет, не говоря уже о том, что она входила в состав Русской Церкви на протяжении многих столетий до 1923 г.

Для оправдания своих действий Константинопольский Патриархат распространяет документы, содержащие ложную и противоречивую информацию об Эстонской Православной Церкви. Так например, в «Патриаршем и Синодальном Деянии о возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии» утверждается, что «в 1978 году Константинопольская Матерь-Церковь… провозгласила Патриаршим и Синодальным Деянием, что в силу сложившейся ситуации Томос 1923 года приостанавливается, то есть, что его невозможно ввести в действие в Эстонии в то время, когда Эстония является частью Советского Союза; но Томос не был сочтен недействительным, несостоятельным или отозванным». Однако в коммюнике, опубликованном Секретариатом Синода Константинопольского Патриархата говорится: «В силу возникших политических условий и в ответ на настоятельную просьбу Патриарха Московского в 1978 г. Томос был объявлен недействительным». Таким образом, Константинопольский Патриархат противоречит сам себе. Если же мы обратимся к тексту письма Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия № 267, то в нем прямо говорится: «Вследствие политических изменений, происшедших после Второй Мировой Войны, стало возможным, чтобы Святая Русская Православная Церковь, в которой ранее состояла Православная Церковь в Эстонии, осуществляла нормальные канонические контакты с последней. В связи с этим признается недействительным наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви». Таким образом, налицо откровенная дезинформация Константинопольского Патриархата относительно того, что Томос 1923 года якобы не был признан недействительным в 1978 году.

Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что Константинопольская Патриархия не откликнулась на неоднократные призывы Патриарха Московского и всея Руси Алексия и его обращение от имени Священного Синода и епископата Русской Православной Церкви отступить от греха раскола. Вторжение Константинопольского Патриархата в каноническую область нашей Поместной Церкви, вовлечение в эту раскольническую акцию Финляндской Автономной Православной Церкви и принятие в общение запрещенных в священнослужении клириков полагает ныне преграду каноническому и евхаристическому общению Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом и Финляндской Автономной Архиепископией, а также поминовению Константинопольского Патриарха по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

Особую печаль вызывает то, что нанесен серьезный ущерб братским православно-каноническим и дружески теплым отношениям Русской Православной Церкви с Финляндской Автономной Православной Церковью, выстраданным взаимными усилиям в течение послевоенных десятилетий, из-за деятельности архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, который принял участие в подготовке и осуществлении вновь учрежденного раскола в Эстонии и взял на себя неблаговидные обязанности его главы.

Мы обращаемся к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с ходатайством (не с целью осуждения, но ради братского христианского умиротворения) призвать Предстоятеля Константинопольского Престола отказаться от неканонического деяния, наносящего губительный удар богозаповеданному единству Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Со своей стороны мы заявляем о готовности продолжать переговоры с целью полной нормализации положения Православия в Эстонии и восстановления единства Святого Православия.

Мы также призываем Эстонские и Финляндские государственные власти проявить благоразумие и не поощрять попытки расколоть Православную Церковь в Эстонии. Мы вновь и вновь обращаемся к Эстонскому правительству прекратить дискриминацию канонической Церкви под управлением Архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия, и признать права собственности за местными церковными общинами, дабы исключить несправедливые и беззаконные имущественные споры при решении дальнейшей судьбы Православия в Эстонии.

Мы просим всех православных христиан не соблазниться беззаконием раскола, но своими молитвами и делами приложить благочестивые усилия к уврачеванию ран на страждущем Теле Церковном.

Мы возносим сугубую молитву Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу да вразумит всех нас и соберет во едино (Ин. 17, 21).

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ + АЛЕКСИЙ

Члены Священного Синода:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ + ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ + ВЛАДИМИР

ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ, МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ + ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И СЛУЦКИЙ +ЮВЕНАЛИЙ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ +КИРИЛЛ

МИТРОПОЛИТ ВОРОНЕЖСКИЙ И ЛИПЕЦКИЙ +МЕФОДИЙ

АРХИЕПИСКОП ВОЛГОГРАДСКИЙ И КАМЫШИНСКИЙ +ГЕРМАН

АРХИЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ И СОЛИКАМСКИЙ +АФАНАСИЙ

АРХИЕПИСКОП РИЖСКИЙ И ВСЕЯ ЛАТВИИ +АЛЕКСАНДР

ЕПИСКОП ЧЕЛЯБИНСКИЙ И ЗЛАТОУСТОВСКИЙ +ГЕОРГИЙ

ЕПИСКОП НОВОГРУДСКИЙ И ЛИДСКИЙ +КОНСТАНТИН