Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла программе “Вести”

3.03.2002 · Архив 2002  

РТР, 13 февраля 2002 года.

Корреспондент: Комментируя преобразование апостольских администратур на территории Российской Федерации в епархии, представитель Ватикана отметил, что Русская Православная Церковь имеет епархии, в частности, в Германии, в Австрии, в Швейцарии и даже во Франции. Чем эта ситуация отличается от того, что сейчас происходит в России?

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Епархии Русской Православной Церкви существуют не только в Западной Европе, но и в Северной и Южной Америке. Они были созданы для окормления русскоязычной паствы, выехавшей по тем или иным причинам за пределы России. Русская Церковь не работает целенаправленно с коренным населением этих стран. Конечно, среди прихожан русских храмов могут быть и французы, и немцы, и испанцы, однако процент их совершенно незначителен, поскольку мы не осуществляем миссию в этих странах. К сожалению, этого нельзя сказать о деятельности Католической церкви на территории России.

— Как стало известно, в конце февраля ожидался визит в Москву делегации из Ватикана, которую должен был возглавить кардинал Вальтер Каспер. Скажите, какие темы планировалось затронуть на переговорах и состоится ли этот визит в сложившейся ситуации?

После визита Папы Римского на Украину православно-католические отношения зашли в тупик. Однако мы не можем игнорировать тот факт, что Православная и Католическая Церкви являются реальными духовными силами в Европе и мире, способными во многом определить христианский ответ на вызовы нового века. Поэтому, возражая против политики Ватикана в отношении традиционно православных стран, являющихся канонической территорией Московского Патриархата, мы признаем необходимость православно-католического диалога по основным проблемам развития современной цивилизации.

Поэтому, несмотря на тяжелые последствия визита Папы Римского на Украину, мы сочли необходимым возобновить диалог с католиками. В связи с этим были предприняты хоть и символические, но весьма важные действия. На Рождество в Ватикане перед Папой выступил православный детский хор, в январе этого года мы направили представительную делегацию на миротворческую встречу религиозных деятелей в итальянском городе Ассизи. Наконец, в конце февраля ожидалась встреча с кардиналом Каспером, на которой планировалось обсудить формы сотрудничества Московского Патриархата и Католической церкви перед лицом проблем, которые ставит перед нами начавшийся век. Однако после того, что произошло, переговоры потеряли смысл.

— Скажите, пожалуйста, не связано ли столь глубокое непонимание между католиками и православными с отсутствием личных контактов глав двух Церквей?

В нашем обществе бытует мнение, что Русская Православная Церковь не поддерживает никаких контактов с Ватиканом, что для развития межцерковных отношений необходима личная встреча Московского Патриарха и Папы Римского. Однако это не так. Я неоднократно встречался с Папой и подолгу беседовал с ним. Из этих бесед я вынес представление о том, что глава Римско-Католической церкви реалистически воспринимает положение католиков в России и перспективу католического присутствия в нашей стране. Однако выясняется, что Ватикан не соблюдает договоренности, достигнутые в процессе переговоров. Этот факт вызывает большое смущение и беспокойство.

— Создается впечатление, что, не дождавшись встречи Глав двух Церквей, католики решили выбрать какую-то иную стратегию.

Я хотел бы подчеркнуть, что именно католики спровоцировали нынешний конфликт. Мы продемонстрировали готовность к диалогу, однако ответом на наши добрые намерения стали чрезвычайно некорректные, неуважительные действия Ватикана.

— Какую реальную угрозу представляет для Русской Православной Церкви преобразование апостолических администраций в епархии?

Скорее, речь идет об угрозе развитию православно-католических отношений.

Обычному человеку, не знакомому с каноническим правом, может быть непонятно, почему такое волнение среди православных вызвали структурные перестройки внутри Католической церкви. Дело в том, что теперь на территории России появились католические епархии, которые объединены в церковную провинцию, в митрополию. Возникает вопрос: для чего это надо? До революции количество католиков, проживавших на территории нынешней Российской Федерации, намного превышало их численность сегодня. То же касается и количества приходов, священников, монашествующих. Однако в то время все католические приходы на данной территории входили в состав Могилевской и Тираспольской епархий. В основном, это были национальные общины поляков, латышей и немцев. Таким образом, католические приходы входили в состав определенной католической епархии по национальному признаку, а структуры Католической церкви не были привязаны к какому-либо месту на территории России. Почему для меньшего количества верующих потребовалось создавать четыре епархии с центрами в российских городах, с центром в российской столице? Создается впечатление, что образуется структура “на вырост”. А это означает, что существует намерение расширить католическое присутствие в России. За счет кого? Национальные меньшинства, традиционно относящиеся к Римско-католической церкви уже охвачены приходской структурой. Остается предположить наличие миссионерских устремлений по отношению к россиянам, не относящим себя к Католической церкви.

Впервые за тысячелетнюю историю в нашей стране формируется единая католическая структура с центром в Москве, параллельная Московскому Патриархату.

Мы еще раз заявляем, что у нас нет возражений против сегодня пастырского попечения о католиках в нашей стране, которое осуществляет духовенство Римско-католической церкви, но мы резко выступаем против создания Католической церкви в России, ориентированной на миссионерство. Московский Патриархат не создает поместных Православных Церквей в Италии или Франции, но заботится о россиянах, оказавшихся в других странах. Если бы таким же образом поступали католические партнеры, наши отношения были бы безоблачными.

— Существует ли политический аспект этой проблемы?

Духовное разделение людей всегда имеет политические последствия. Почему наши предки сопротивлялись польскому вторжению в Россию или агрессии Наполеона, почему наш народ поднялся на защиту Родины во времена Второй мировой войны? Ведь не только потому, что наши люди не хотели подчиняться завоевателю. Самое страшное – потеря самоидентификации, духовной подлинности народа. Но ведь одним из главных факторов, определяющих духовную идентичность нации, является религия. Именно поэтому мы говорим, что расчленять людей по религиозному признаку значит ослаблять народ.

Это хорошо понимают католики, которым приходится бороться с духовной экспансией сект в Латинской Америке. Эти враждебные силы стараются разрушить духовную самоидентификацию латиноамериканских народов, ослабить позицию Католической церкви в регионе. Тем не менее, приходится признать, что католики аналогичным образом работают в России. Я не хочу допустить мысли, что они это делают сознательно, однако получается, что они среди тех, кто сегодня стремится разделить наш народ по конфессиональному признаку и ослабить Русскую Церковь, чудом выжившую в эпоху самых жестоких за всю историю гонений на христианство.

РТР, «ВЕСТИ»