«ЗДЕСЬ ЗАРОДИЛАСЬ СВЯТАЯ РУСЬ». Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на заседании Верховной Рады Автономной Республики Крым 23 февраля 2002 года
4.03.2002 · Архив 2002, Религиозная ситуация на Украине
Многоуважаемый Леонид Иванович Грач,
высокое собрание,
Преосвященные Владыки, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
С особенным и теплым чувством ныне я вновь посетил благословенную Крымскую землю, не только являющуюся колыбелью для народа, здесь обитающего, но и сохраняющего с древнейших времен и до наших дней совершенно особое значение для России и Украины. Вступая в Крымские пределы, как священнослужитель и, следовательно, отчасти как историк, я повторяю в сердце своем: здесь зародилась и отсюда шагнула в мировую историю Святая Русь. В этом состояло великое предназначение Крыма для дальнейших судеб Отечества и мира.
Подобно многим другим людям, я не чувствую себя вправе оперировать геополитическими, экономическими, военными, дипломатическими и иными категориями, из которых складывается изменчивая конъюнктура новейшей истории. Но для всякого человека, сохраняющего живую связь с отеческой верой и историей своего народа, непреложным и исполненным великого смысла остается лишь одно обстоятельство: здесь принял Святое Крещение равноапостольный Владимир, на этой напоенной солнцем земле упали в души наших предков благодатные семена христианства, на этих берегах сподобился мученического венца святой Климент, муж апостольский, преемник учеников Господних, один из первых и славнейших Римских епископов древней Неразделенной Церкви.
Таким образом, Крыму было Самим Богом определено стать местом судьбоносной встречи вышедшего на арену истории молодого, переполненного энергией и жизненными силами славянского этноса, сложившегося в пределах Среднерусской возвышенности, Донских и Днепровских степей, с древней и зрелой цивилизацией Средиземноморья, просвещенной и оживотворенной светом Христовой Истины. Так молодое неперебродившее вино обрело строгую форму старинной амфоры. Так к могучей, самобытной, играющей соками ветви славянства были привиты христианская духовность и христианская культура. Здесь Святая Русь обрела свою веру, и это стало не только залогом нашего Спасения, но и решающим фактором, определившим картину мира на многие столетия вперед.
Мы прибыли в Крым вместе с архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы с благоговением передать морякам-черноморцам ковчежец с частицей мощей новопрославленного святого — праведного воина Феодора Ушакова. Искусный флотоводец, верный сын Отечества, человек высокого духа и нравственной силы, Федор Федорович Ушаков в своем земном житии явил образ истинного христолюбивого воина. Ныне мы молитвенно обращаемся к Небесному покровителю военных моряков с просьбой о предстательстве за нас перед Престолом Всевышнего и о даровании офицерам и матросам Черноморского флота в мирных и ратных трудах стойкости, веры и доблести. Ибо военная доблесть есть победа человеческого духа над инстинктом самосохранения, освященная религиозной верой и берущая начало в понятиях долга и чести. Именно поэтому самопожертвование Церковь числит в ряду величайших христианских добродетелей. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Да послужит ныне передаваемая Русской Церковью великая православная святыня благословением и духовной поддержкой Черноморскому флоту.
Значение духовного фактора для нашей жизни становится особенно наглядным, когда речь идет об армии, воинах и воинской службе. И в самом деле: что является определяющим в победе одной армии над другой? Прежде всего, приходят на ум такие аспекты военного противоборства, как численность и выучка войск, их дисциплина, стратегия и тактика командования, количество и качество вооружений, тыловое обеспечение армии, экономические ресурсы воюющего государства, эффективность разведки, даже уровень военно-полевой медицины.
Однако начинать надо с главного, а это – сила духа. Вспомним Великую Отечественную войну и то, какими катастрофическими потерями в людях, вооружениях и резервах сопровождался начальный период нашего общего противостояния Гитлеру. Почему же мы в итоге победили? Да потому, что голодный и холодный солдатик Алеша, с трехлинейкой в руках вставший на защиту своей Родины, оказался сильнее закованного в броню тевтонца, без особого труда покорившего Европу. Ибо во все времена военная победа в первую очередь зависела от исхода духовной брани. Трагические обстоятельства военного времени, когда приходится ежечасно выбирать между жизнью и смертью, делают эту истину предельно наглядной. Однако сила духа не менее насущна в нашей личной, семейной, профессиональной и общественной жизни, в сферах политики, экономики, культуры, социальных отношений. И особенно велика её роль в испытаниях, которыми посещает нас Господь.
Завершающее десятилетие минувшего века было омрачено драматичным распадом страны, разрывом устоявшихся связей, всякого рода разделениями, противостояниями и противоборствами. Одинокий и растерянный человек на негостеприимном постсоветском пространстве, продуваемом ледяными ветрами истории, сам себе напоминает героя древнегреческой трагедии рока, против которого объединились все стихии мира. Нас преследуют экономические неудачи, неразрешимые политические противоречия, рост коррупции, техногенные катастрофы, массовое обнищание людей, сокращение продолжительности жизни, детская бездомность, криминализация общества, оскудение нравственного начала…
Гражданам наших стран не нужно долго рассказывать о том, какой дорогой ценой дались нам минувшие годы. Нет сомнения, что смысл этих великих страданий будет открыт нам во благовремении. Пока же могу сказать лишь то, что известно Церкви Божией и что является непреложной истиной. Человеку изверившемуся, утратившему жизненные ориентиры и перспективы, чтобы не сгинуть в джунглях современного общества и выйти на твердую дорогу, следует помнить одно: имей дух веры, и ты будешь спасен. Мы можем не разбираться в политике, не быть сведущими в экономике и философии, не знать законов юриспруденции или бизнеса, но это обязаны усвоить и знать твердо.
Многим из нас нынешняя жизнь видится как бы сквозь мутное стекло, за которым роятся образы бесформенных и пугающих химер. В этих обстоятельствах находится множество лукавых учителей, берущихся просветить наш страдающий разум и исцелить боль нашей души. Нередко эти люди в своей деятельности опираются на могущество и вездесущесть современных средств массовой информации. Но если то, чему нас пытаются научить, расходится со Священным Писанием и Преданием Церкви, если наша душа сомневается, а интуиция побуждает к осторожности, то нам остается лишь опереться на силу духа и силу веры, заключенных в нашем существе. Ибо этим двум началам, когда они пребывают в единстве, ничто не способно противостоять, и в них – наша «непобедимая победа».
И процветание народов, и простое счастье отдельного человека обусловлены одним и тем же – состоянием их духа. Чрезвычайно знаменательно, что львиная доля социально-политических потрясений, пережитых не только Россией или Украиной, но также и странами Запада, была вызвана к жизни не чем иным, как неудержимым, всесокрушающим и массовым стремлением людей к счастью. Именно стремление к счастью было ключевым понятием всех социальных движений, политических доктрин и программ, революций и контрреволюций. Для чего необходимо было ломать один социальный строй и заменять его другим? Ответ всегда был один и тот же: для достижения всеобщего счастья, материального изобилия и социальной справедливости.
Стремление человека к обретению полноты бытия, которая и есть счастье, естественно и прекрасно. Худо другое: все великие социальные реформаторы воспринимали счастье как возможность бесконечного удовлетворения бесконечно возрастающих материальных потребностей и это свое понимание прививали другим людям. Нет, не на пустом месте родилась циничная шутка социалистов XIX века: «Человек есть то, что он ест». Не берусь судить об Украине и Крыме, но в России практически любой политик, к какой бы партии он ни принадлежал, будет с пеной у рта доказывать вам, что корень всех проблем – в экономике. Проблемы спорта на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, невиданный рост убийств на бытовой почве, эпидемия подростковой наркомании, массовые мошенничества на рынке жилья, жестокое обращение с животными, — всему виной, оказывается экономика. Как саркастически писал в связи с этим поветрием Фазиль Искандер, даже военный поход некоего сластолюбивого хана с целью завоевания царицы Тамары, видимо, имел свою таинственную экономическую первопричину…
Я расскажу вам другую историю. Мне известно одно могущественное западноевропейское семейство, контролирующее важнейшие отрасли промышленности целой страны. Не так давно единственный сын своих родителей и наследник гигантской финансово-промышленной империи, годовой доход которой превышает бюджет России, покончил жизнь самоубийством, будучи в здравом уме и твердой памяти. Это означает, что человек, обладавший таким могуществом, которое нам даже вообразить трудно, был глубоко и неисцелимо несчастен. Ни богатство, ни власть, ни безграничные возможности оказались не способны примирить его с жизнью и привнести в его существование немного тепла. Значит, источник нашего счастья – внутри нас, ибо оно определяется состоянием нашего духа и нашим самосознанием.
Разумеется, из этого вовсе не следует, что мы должны жить бедно и скудно, что достойная жизнь для нас необязательна… Нет, в нашей жизни всё должно быть хорошо. Всё так и будет, если мы обретем точку опоры в силе нашего духа.
Вот почему так опасно для будущего стремление одного народа, одной страны победить другой народ и другую страну: в этом бессмысленном с точки зрения истории противоборстве первой жертвой всегда становится духовная основа жизни. Если кто-то одержим диавольским разрушительным стремлением поколебать страну нестроениями, смутами и мятежами, столкнуть её в пучину гражданского противостояния, утопить в кровавом мареве революций, — ему для достижения этой цели прежде всего следовало бы лишить человека духовной основы его существования. Силы, мечтающие о подобных сценариях исторического развития, во все времена присутствуют в мире. Тогда как призвание и долг Церкви состоят в том, чтобы созидать и наращивать духовный фундамент жизни человека и общества. Но в нынешних обстоятельствах Церковь может справиться с этой задачей только в активном взаимодействии и соработничестве с национальной культурой, наукой, образованием, медициной. Её союзниками могут и должны быть люди пусть не вполне воцерковленные, но осознающие свою связь с родной историей, христианской культурой, государственностью, системой исповедуемых Церковью нравственных ценностей.
Я призываю к этому именно в Крыму, откуда берет начало наша вера, наша православная духовность. Здесь особенно хорошо понимаешь, как важно сберечь от эрозии и разрушения религиозный фундамент нашей жизни, чтобы вновь не оказаться в положении строителей, возводящих здание светлого будущего на зыбучих песках. В наших руках – великая ответственность за мироощущение современного человека, за выбор им жизненной позиции, за духовное здоровье и даже за материальное благополучие.
Минувшие годы были для нас периодом разделений и конфронтаций, или, говоря библейским языком, временем разбрасывания камней и уклонения от объятий. Нескончаемыми политическими, экономическими, социальными, этническими, религиозными конфликтами были отмечены не только отношения бывших союзных республик между собой, но и взаимоотношения людей внутри каждого из новых независимых государств на постсоветском пространстве. Во времена, когда мы жили в едином союзном государстве, эти подспудные, тлеющие конфликты практически не имели шансов выйти на поверхность. Они разряжались, сглаживались, компенсировались, подавлялись. И здесь главными факторами, определявшими стабильность советского общества, были могущество государственной машины и незыблемость идеологических установок. Желающих открыто оспаривать такой порядок вещей было немного. И потому никакая легальная борьба за любые корпоративные или частные интересы: этнические, идеологические, религиозные, социальные, культурные, — была невозможна в условиях жесткого военно-политического контроля со стороны системы.
Можно сказать, что маятник был отведен в сторону от воображаемой перпендикулярной линии и, с некоторыми конъюнктурными изменениями образовавшегося угла, удерживался в одном и том же положении твердой и чуткой рукой власти. Ненормальность этой ситуации осознавалась многими в СССР и еще большим числом людей за его пределами. Идеи либерализации режима, прав человека национально-культурного и религиозного самоопределения, политического плюрализма в явной и потаенной форме бытовали во внешне монолитном советском обществе, однако тогдашняя правящая элита ревниво поддерживала заданное положение маятника. Могу предположить, что не последнюю роль в этом нежелании перемен играл страх перед последствиями неконтролируемых процессов: будучи отпущен на свободу, застоявшийся маятник крупнейшей страны мира был способен, набрав инерцию хода, разнести вдребезги все государственные и общественные структуры, обеспечивавшие существование многонациональной сверхдержавы.
Но пришло время, когда удерживать маятник в неподвижности стало невозможно. Кризис власти, идеологии, экономики и социальной сферы попал в резонанс с неуничтожимым стремлением человека к свободе. Люди хотели нестесненно выражать свои национальные чаяния, воспитывать детей согласно своей вере, обмениваться информацией без посредничества государственной цензуры, не быть зависимыми в своей жизненной и духовной самореализации от однопартийной системы и господствующей идеологии.
Этот подспудный консенсус разнонаправленных векторов оказался столь силен, что маятник был отпущен в свободный полет. В этот момент началось то самое ускорение, о котором без устали твердили идеологи перестройки. Ускорение свободного падения в неизвестность, сопровождаемое приобретениями, потерями и опять потерями… Ограничение хода маятника было символом несвободы. Но разве стал символом свободы маятник, пошедший вразнос, стремящийся к крайнему положению по другую сторону воображаемого перпендикуляра и безжалостно сметающий со своего пути вместе с дурным и фальшивым всё то доброе, что было наработано в сфере межнациональных и межчеловеческих отношений за века и десятилетия добрососедства?
Сегодня вновь, как и в годину революции, гражданской войны и большого террора, нас призывают списать в издержки исторического прогресса поломанные людские судьбы. И снова идеология долгожданной справедливости и всеобщего счастья утверждает себя на бесконечных страданиях частного человека. А между тем маятник в своем движении, освобожденном от всяких внешних сил сдерживания, почти достигает диаметрально противоположной точки.
Всё, что в одном крайнем положении маятника считалось идеологически положительным, в другом крайнем положении приобретает прямо противоположную оценку, и наоборот. И в этот момент у идеологов перемены знаков возникает опасное искушение последовать примеру своих антагонистов, насильственно зафиксировав маятник в новой точке, как им кажется, навсегда. Но это очевидный самообман, за который спустя время вновь придется расплачиваться народам.
Однажды, в дни повторного избрания Президента Ельцина на высший государственный пост, мне довелось услышать слова одного из политиков, который заявил: «Наконец-то мы вбили последний гвоздь в крышку их гроба». Я сказал себе тогда: «Боже мой, они действительно ничего не простили и ничему не научились. Они снова собираются схватить рукой маятник, не понимая, что остановленный маятник – это нежизнеспособная система с нарушенной симметрией. Человек не может бесконечно стоять на одной ноге, и даже аисту это не под силу. Система способна к нормальному функционированию и саморазвитию только в состоянии динамического равновесия, баланса, естественной стабильности. И уж если великому Советскому Союзу не удалось блокировать ход маятника истории, то тебя он точно ударит по затылку».
После распада СССР во многих республиках бывшего СССР развернулась активная и, надо полагать, небескорыстная работа по созданию образа врага применительно к России и русским. И вновь это маниакальное стремление схватить наш многострадальный маятник, чтобы держать и не пущать его вопреки здравому смыслу, опыту истории и логике развития современного мира. Снова политиканы с менталитетом кладбищенских землекопов надеются вколотить последний гвоздь в крышку вражеского гроба. И опять люди с искалеченным сознанием пытаются положить в основу жизни своих народов порочный принцип культурной диспропорции.
Но человеческие руки никогда не удержат маятника истории.
Всем известна знаменитая гегелевская триада: тезис – антитезис – синтез. Диалектическая философия равно приемлема и продуктивна как для религиозного сознания, так и для приверженцев материалистических взглядов. Тезис, антитезис и синтез – узловые пункты развития. СССР – единый, неделимый, нерушимый, могучий и т.п. – в нашей системе координат соотносится с тезисом. После распада СССР позитивное содержание тезиса было разрушено и возник антитезис, согласно которому в качестве положительного начала автоматически стало восприниматься то, что мыслилось как прямое противопоставление исходному тезису. Советское прошлое отрицалось, а взамен утверждалось нечто противоположное советскому опыту. Минувшие десять лет были потрачены обществом на формулирование всевозможных антитезисов к нашей общей истории в ХХ веке. На выборах побеждали те, чьи антитезисы были наиболее яркими, броскими, ожесточенными. Насколько мне известно, именно так дело обстояло и в России, и на Украине. Но плодотворное, созидательное звено в этой цепи – не тезис и не антитезис, а синтез, являющийся обретением стабильности в мудрости, с учетом исторического опыта.
Если мы будем отрицать право русского языка быть инструментом межнационального общения на постсоветском пространстве на том основании, что он был языком межнационального общения в СССР, то это будет радикальный антитезис. Поддерживать этот антитезис в ныне существующих исторических условиях можно только при помощи лишения людей свободы выбора, давления на них, утверждения системы запретов и ограничений. Удержать маятник в неподвижности можно только с использованием советского же опыта контроля и подавления. Но если оставить людей в покое и дать им возможность самим решать за себя, то маятник самостоятельно, без посторонней помощи обретет равновесное состояние.
Таким образом, в конце концов, сложится синтез обеих позиций маятника на основе опыта истории и человеческой мудрости. По этому пути уже пошли некоторые народы бывших республик СССР, конституировавшие русский язык в качестве второго государственного. Потому что из всех элементов триады жизнеспособен, устойчив и продуктивен только синтез. Ибо не может быть человеческого счастья в отсутствие стабильности. И, значит, всякая односторонность, всякий радикализм, всякая попытка искусственно придержать ход исторического маятника выступают в качестве вызова человеческому счастью и благополучию – в какой бы стране или социальной группе это ни происходило.
Здесь, в Крыму, меня не оставляет мысль, которой я считаю необходимым поделиться с этим высоким собранием. Она состоит в том, что Крым, бывший некогда колыбелью Святой Руси, из которой вышли Россия и Украина, в последние годы стал местом формирования российско-украинского синтеза XXI века. И если внешние силы или чья-либо могущественная злая воля не пресекут этот плодотворный и жизненно важный для будущего наших народов процесс, то новая и жизнеспособная модель двусторонних отношений родится именно здесь, в месте одинаково дорогом для наших народов.
Успех на этом пути будет иметь огромное значение для построения того жизненного пространства, к которому по праву славянского и православного первородства принадлежат и Россия и Украина. Это духовное пространство сформировано нашей тысячелетней историей и культурой, которыми всякий радикализм, преследующий цели разъединения и противопоставления людей, разрыва нормальных связей между ними, отрицается как явление противоестественное. И я не вижу такой политической, экономической, военной, пропагандистской или иной силы, которая была бы способна переломить нашу тысячелетнюю духовную традицию.
Чрезвычайно важно, что с этой традицией взаимодействуют люди других национальностей, живущие в Крыму. И Россия, и Украина, и Крым должны заботиться о том, чтобы наши люди повсюду чувствовали себя свободно. Ведь любовь в условиях угнетения и подавления, дискриминации и несправедливости родиться не может. «К свободе призваны вы, братия», – говорит апостол Павел и добавляет: «…Но любовью служите друг другу» (Гал. 5. 13).
Поэтому в споре между духовной традицией народа и местечковыми амбициями политиканов победит то начало, которое сопряжено с глубинными потребностями жизни и исторической перспективой развития. И поэтому соперничество тезиса и антитезиса, являющихся воплощением неполноты и однобокости, обязательно найдет свое разрешение в торжестве объединяющего их синтеза.
И в этом смысле поддержание справедливых условий для нестесненного национального, культурного, религиозного, языкового развития этносов: русского, украинского, татарского или иного, — является ключевым фактором, обеспечивающим стабильность и равновесность всей системы. Мне известно о существовании экстремистских настроений в Крыму и о том, как больно задевает людей, провоцируя их на ответные действия, чье-то стремление привнести дух ожесточения и противоборства в решение вопросов, связанных с утверждением малыми этносами своей национально-культурной идентичности. Постараемся же все вместе смотреть на вещи широко, с отчетливым пониманием общей ответственности за настоящее Крыма в исторической перспективе его прошлого и будущего, с осознанием необходимости сотрудничества и добрососедства населяющих его народов и этносов.
Экстремизму следует противопоставить политическую волю властей, решимость избирателей, гражданскую активность всего населения. Ибо радикализм и экстремизм кучки людей, ослепленных национальным эгоизмом, замешенном на своекорыстии, несут потенциальную угрозу стабильности и процветанию всех остальных. Ибо ложная справедливость антитезиса как якобы естественной реакции на старые обиды неизбежно ведет народы в исторический тупик.
Уверен, что значение Крыма очень важно для активного диалога между Православием и Исламом как раз потому, что именно здесь порой недопустимо повышается градус радикализма. Обретение Крымом благословенного межнационального и межрелигиозного согласия, гражданского мира и социального партнерства сделает его прочным звеном, соединяющим Россию и Украину в интересах народов двух стран на благо всего человечества. В Крыму есть все: ласковое солнце, теплое море, плодородная земля, достойный народ, — но не менее ценен опыт минувших лет. Мудрый человек отличается от немудрого только одним: способностью усваивать уроки прошлого. А в мудрости крымчан никто не сомневается, ибо они, в отличие от иных людей в иных местах, являют миру реальные и зрелые плоды своей исторической и политической дальновидности.
Позвольте от всего сердца еще раз приветствовать это высокое собрание, а в лице здесь присутствующих — всех жителей Крыма, представителей всех этносов и культур этого благодатного края.
Благодарю многоуважаемого Леонида Ивановича Грача за теплое приглашение посетить Крым и счастливую возможность обратиться со словом любви и признательности к его жителям.
Сердечно благодарю за братский прием духовного пастыря этой земли митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и собор епархиального духовенства.
Призываю благословение Господне на Черноморский флот России и Украины.
От имени Русской Церкви свидетельствую о высокой оценке ею возможности взаимодействия и соработничества с российской и украинской составляющими Черноморского флота. Молитвами праведного воина Феодора Ушакова, частица святых мощей которого передана ныне флоту, да будет крепнуть братство по оружию военных моряков наших стран, наследников общей ратной истории и славы.
Все мы, собравшиеся здесь, хорошо знаем, каких успехов добился Крым в последние годы и какие трудности пришлось ему преодолеть на пути к этим свершениям. Поступательное развитие Крыма вселяет уверенность в том, что его плодотворный опыт будет способствовать как успешному становлению независимой Украины в целом, так и долгожданному прогрессу в российско-украинских отношениях. Будем же тверды в нашем историческом выборе в пользу братского сотрудничества. Но да не впадем в приятное самообольщение, посчитав, что все препятствия на нашем общем пути уже преодолены, все трудности устранены. Они еще, к сожалению, будут. И наверняка найдутся люди, которым такой выбор народов придется не по вкусу.
Но сошлюсь на собственный опыт. Мне, подобно многим другим, выпадало быть побиваемым камнями от рук бессовестных и беззаконных людей. Однажды, когда град обрушиваемых на меня несправедливых и незаслуженных обвинений, кажется, уже превосходил всякую возможность разумно объяснить происходящее, один встреченный мною узбек сказал: «Владыко, пусть вас не тревожат эти нападки. У нас на Востоке говорят: кидают камни в крону только того дерева, которое плодоносит». Да послужит это утешением и всем нам, осознающим свою историческую правоту и твердо следующим своему духовно-национальному призванию.
Позвольте от имени Русской Православной Церкви передать на молитвенную память Леониду Ивановичу святой образ Матери Божией, именуемый «Путеводительница».
Да благословит Заступница Усердная землю Крыма и людей его своими великими благодеяниями, да исправит она наши пути к Истине и полноте жизни во Христе Иисусе.
- РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Крым
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата