«МОРАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ МИССИОНЕРОВ МОГЛА БЫ СПОСОБСТВОВАТЬ СТАБИЛИЗАЦИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ». Митрополит Кирилл ответил на письмо директора Кестонского института Лоуренса Юззелла

30.10.2001 · Архив 2001  

Под заголовком «Миссионер не должен давать взятки» Кестонская служба новостей (Оксфорд, Великобритания) распространила открытое письмо Лоуренса Юззелла, директора Кестонского института по наблюдению за религиозными свободами и исследованиям религиозных отношений в коммунистических и посткоммунистических странах. Его послание посвящено комплексу морально-юридических проблем, порождаемых прозелитической деятельностью зарубежных миссионеров в России.

Принимая во внимание особую важность рассматриваемых Лоуренсом Юззеллом вопросов для духовно-нравственного здоровья современного российского общества и стабилизации межконфессиональных отношений в нашей стране, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл счел необходимым изложить собственное видение данной проблематики в ответном письме автору публикации.

Тексты обоих писем ниже приводятся полностью.

МИССИОНЕР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ВЗЯТКИ

Письмо директора Кестонского института Лоуренса Юззелла

Уважаемые читатели Кестонской службы новостей,

Лоуренс Юззелл. Директор Кестонского института. Фото Кестонской службы новостей. www.keston.org

Не так давно я был приглашен на неформальный брифинг Государственного департамента США, устроенный для официальных лиц.

На этой встрече я подчеркнул, что усилия Госдепартамента в сфере международной религиозной свободы были бы более действенными, если бы с его стороны ясно прозвучало, что США добиваются соблюдения прав не только американских миссионеров, но и коренных верующих всех вероисповеданий.

В Москве и Пекине к западным миссионерам относятся настороженно и видят в них агентов политического и экономического влияния. Западным дипломатам необходимо понимать это и быть очень осторожными, чтобы не стать источником подпитки таких заблуждений. Западные миссионеры должны вести себя уважительно по отношению к местной религиозной культуре.

Они должны удостовериться в том, что отдают приоритет основным элементам в традиции их веры, а не действуют бессознательно как продавцы современной американской поп-культуры, которая стоит гораздо дальше от христианских принципов, чем та традиционная культура, которую они пытаются вытеснить. Им непозволительно прибегать к использованию экономических преимуществ, когда «обращения» покупаются посредством материального стимула.

Они и лидеры их деноминаций должны добиваться религиозной свободы для всех, а не только для себя. На практике мы часто сталкиваемся с прохладным отношением римо-католиков к проблемам протестантов и наоборот, и с таким же прохладным отношением тех и других к нарушениям прав мусульман в западном Китае и православных в Косове. Протестуя против законов, ограничивающих законную евангелизацию, западные миссионеры должны придерживаться более высоких этических норм, чем просто соблюдение гражданских законов.

Я рекомендовал бы миссионерам прочесть эссе, написанное старым другом Кестонского института Бертом Бичем из Ассоциации международной религиозной свободы. Несмотря на то, что доктор Бич исповедует адвентизм и работает преимущественно для организаций, спонсируемых церковью адвентистов, он написал текст, который должен быть изучен всеми, кто занимаются миссионерской деятельностью или защитой свободы совести.

Сожалею, что я не знал о его работе, когда писал свое собственное эссе, в котором пытался сформулировать добровольный кодекс поведения для американских миссионеров, работающих в России. И хотя наши работы были написаны независимо друг от друга, многие рекомендации удивительно похожи. Поскольку полный текст работы доктора Бича можно найти на сайте http://www.irla.org, я процитирую только основные мысли.

Доктор Бич настаивает на том, что у миссионеров кроме законных прав есть и нравственная ответственность. Он полагает, что наиболее неверные формы евангелизации совершаются в контексте этического поведения, а не установленных законом ограничений. Ложный прозелитизм имеет место вследствие нарушения нравственных, а не юридических норм. Подобный образ действий может быть нежелательным и нравственно ущербным, если не сказать предосудительным, но задачи правительств не должны заключаться в корректировке образа мышления или навязывании религиозного мировоззрения.

На основе этого ключевого различия, доктор Бич предлагает возможный «Сode de bonne conduite», содержащий принципы надлежащего распространения религии и веры. Для иностранных миссионеров, работающих в таких странах, как Россия или Китай, доктор Бич предлагает следующие правила:

«Необходимы особый такт и понимание культурных традиций страны. Не следует использовать в своих интересах уязвимое положение бедных слоев населения. Нужно категорически отказаться от ложных или сомнительных заявлений о чудесных исцелениях и явлениях. Не следует оказывать какого-либо давления на людей с целью убедить их отказаться от религии отцов. Не следует использовать финансовых или каких-либо других материальных стимулов или образовательных привилегий с целью «обращения» людей. Необходимо избегать использования уничижительной терминологии («идолослужители», «вавилонская блудница», «еретическая религия»). Не следует обвинять большие традиционные церкви в отсутствии духовной или миссионерской жизни. Не следует разжигать ненависть, междоусобную брань и враждебную конкуренцию. Не следует использовать принудительных и манипулятивных методов евангелизации для привлечения паствы, в том числе при помощи рекламы, рассчитанной на человеческое легковерие. Не следует использовать социально-экономическую и политическую власть в приобретении членов церкви. Не следует дискредитировать церковное искусство как нарушающее первую или вторую заповеди».

Доктор Бич предложил правила, которые частично совпадают с тем, что я изложил в антологии «Прозелитизм и Православие в России: новая война за души». Моя работа предлагала несколько «инструкций для американских миссионеров в России». Вот они:

1. Миссионер должен потрудиться изучить язык, культуру и историю народа, который он намеревается «спасать».
2. Миссионер не должен вести себя так, как будто Евангелие и американский образ жизни идентичны.
3. Миссионер не должен вести себя так, как будто «просвещенными» и «прогрессивными» можно считать только тех православных христиан, на которых оказали влияние современные западные течения.
4. Миссионер не должен жертвовать духовными нуждами своей русской аудитории ради жажды миссионерской экспансии.
5. Миссионер не должен пользоваться доверчивостью аудитории.
6. Миссионер не должен давать взятки.
7. Миссионер не должен требовать, чтобы все страны копировали современную американскую модель отношений государства и церкви.
8. Миссионер должен соблюдать и защищать религиозную свободу для всех, а не только для своих единоверцев.

Мне известны конкретные примеры нарушения этих правил некоторыми миссионерами. Например, в начале девяностых миссионеры искали и часто находили доступ в государственные школы, чтобы проповедовать учащимся в обычное для занятий время. Такое пренебрежительное отношение к правам родителей, не исповедующих протестантскую веру, вызвало реакцию, результатом которой явились запреты на аренду школьных помещений религиозными меньшинствами даже по воскресеньям, когда занятий нет.

Вероятно, самая деликатная тема из затронутых мною — взяточничество. Кроме некоторых достойных исключений, таких, как протестантский богослов Марк Эллиот, западные миссионеры с большой неохотой обсуждают этот предмет открыто. Поразительно, но в основной массе западные миссионеры пострадали от жесткого религиозного закона 1997 года меньше, чем традиционные протестантские меньшинства. Взяточничество не является основной причиной этого, но сыграло существенную роль, по крайней мере, для определенных организаций.

В 1997 году одно официальное лицо в провинциальном сибирском городе поведало Кестонской службе новостей о том, как миссионерские организации предлагали его предшественникам и коллегам наличные деньги и бесплатные поездки в Западную Европу, а также о том, как некоторые из этих предложений были приняты. Подобная нечистоплотная тактика способна в ближней перспективе оказать благоприятное влияние на отношение местных властей к миссионерской организации, но такая система наносит непоправимый ущерб всем верующим.

Взятки подталкивают российских чиновников, которые и без того достаточно коррумпированы, к практике создания искусственных препятствий в нормальном течении религиозной жизни с последующим взиманием платы за устранение этих барьеров. Такие поборы менее всего по карману традиционным церквам, не имеющим богатых зарубежных спонсоров, но именно от этих церквей в наибольшей степени зависит духовное будущее России. Даже косвенные взятки, подобные «гуманитарной помощи» правительственным структурам или «оплаты консультационных услуг» чиновников, отравляют здоровый морально-юридический климат, установлению которого в России должны способствовать все честные люди, но в особенности христиане. Все аргументы, предлагаемые в защиту такой практики, базируются на формуле «цель оправдывает средства», представляющей собой принцип, который не может принять ни один истинный христианин.

Вышеприведенные утверждения заставят почувствовать себя неуютно многих наших друзей. Однако они должны помнить, что Кестонский институт является центром научного анализа и защиты религиозной свободы, а не рекламным агентством для миссионеров. Этим обстоятельством обусловлено то доверие, которое испытывают к нам в равной степени государственные структуры и свободная пресса как на Востоке, так и на Западе. По той же причине мы можем говорить о правах миссионеров с гораздо большей эффективностью, чем они сами. И последнее. Религиозные, равно как и политические, лидеры нуждаются в «проверках на реальность» со стороны хорошо осведомленных наблюдателей вне их собственных структур.

Кестонская служба новостей

МОРАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАРУБЕЖНЫХ МИССИОНЕРОВ МОГЛА БЫ
СПОСОБСТВОВАТЬ СТАБИЛИЗАЦИИ
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Ответное письмо митрополита Кирилла
директору Кестонского института
Лоуренсу Юззеллу

Уважаемый господин Лоуренс Юззелл!

Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви

Внимательно ознакомился с Вашим материалом под заголовком «Миссионер не должен давать взятки» от 21 июня 2001 года.

В процессе межконфессионального и церковно-общественного диалога Священноначалие нашей Церкви не раз поднимало вопрос о неэтичных аспектах практики некоторых миссионерских групп и организаций в России. Наша озабоченность данной проблемой во многом основана на фактах, отмеченных и в Вашем материале.

Действительно, зарубежные миссионеры подчас неуважительно относятся к традиционным религиям, используют нечистоплотные средства, традиционно квалифицируемые как прозелитические. В результате подобная деятельность негативно отражается на межконфессиональных связях и даже на международных отношениях, особенно в свете поддержки некоторыми правительствами любых действий миссионеров из своих стран. Нельзя не согласиться с Вашей мыслью, что лидеры западных деноминации «должны добиваться религиозной свободы для всех, а не только для себя».

Вероятно, выходом из сложившегося затруднения при возрастающей взаимосвязанности мира было бы определение неких правил сосуществования различных религий и конфессий. Конечно, трудно предположить, что экстремистские религиозные течения будут придерживаться вообще каких-либо правил поведения. Однако своеобразный миссионерский кодекс мог бы послужить условием стабилизации отношений между христианскими конфессиями. Таким образом был бы обозначен путь к взаимоуважению и к совместной заботе о сохранении самобытных национальных культур, сложившихся в рамках той или иной религиозной традиции. Очевидно, что тогда станет возможно говорить о переходе от конкуренции к братской взаимопомощи, включая содействие возрождению Церквей, ослабленных многолетними притеснениями тоталитарной власти.

В этом контексте поддержанная Вами идея выработки кодекса поведения миссионера («Сode de bonne conduite») заслуживает пристального внимания и обсуждения как один из шагов на пути разрешения назревших упомянутых проблем. Безусловно, необходимость подобного кодекса определяется спецификой миссионерской деятельности, характер которой определяется скорее этикой, нежели светским правом. В то же время разработка подобного кодекса позволит выработать критерии оценки деятельности миссионеров безотносительно их культурной и национальной принадлежности. Подобные критерии могли бы быть полезны и для религиозной, и для светской общественности.

Хотелось бы выразить пожелание, чтобы Ваша инициатива была услышана и реализована. Это помогло бы снять существующую напряженность, вернуть дух доверия и взаимопомощи в межхристианские отношения на посттоталитарном пространстве. С уважением,

Председатель Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Смотрите также: