«ЦЕРКОВЬ И ВОПРОС О ЗЕМЛЕ». Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла газете «Правда» («Правда», Специальный выпуск, сентябрь 2001 года)
4.10.2001 · Архив 2001
— Каков чисто экономический взгляд Русской Православной Церкви на проблему свободной купли-продажи земли в России? Каково место проблемы владения землей в социальной концепции Русской Православной Церкви?
— Сразу хотел бы заметить, что экономический анализ не входит в компетенцию Церкви — она дает прежде всего нравственную оценку тому или иному явлению. В самой покупке и продаже земли нет ничего греховного. Главное — как и на пользу кому земля будет использоваться.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, говорится, что в обществе могут существовать разные виды собственности, включая государственную, общественную, частную и смешанную. Церковь не отдает предпочтения ни одной из них. Но одновременно в документе говорится:
«Люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими». Христианин должен воспринимать собственность как Божий дар, используя его не только для самого себя, но и на благо ближних. Владение землей налагает на человека большую ответственность — перед Богом, народом, будущими поколениями.
— Есть ли достаточное основание рассчитывать на то, что введение сегодня, в данных конкретных хозяйственных условиях, свободной купли-продажи земли — увеличит сельскохозяйственное производство в объеме и качестве; — не приведет к падению производства сельхозпродукции в России; — не приведет к бесполезному для общества обогащению отдельных лиц на спекулятивных сделках с землей; — не приведет к уничтожению российского крестьянства как класса и уменьшению населения России?
— Земли, обрабатываемые крестьянами, нуждаются в защите от беспорядочной купли-продажи, которая жестоко мешает сельскохозяйственному труду. Введение частной собственности надо сопроводить установлением системы государственного и общественного контроля за торговыми операциями с землей. Нужно внимательно наблюдать за покупкой сельскохозяйственных угодий иностранцами. Самое же главное — земля должна приносить плод, и права на нее следует обусловить эффективностью хозяйствования. Если собственник будет лишь спекулировать землей, ничего не делая для ее обработки, для выращивания урожая — общество и власть должны иметь право положить этому предел. Не забудем и о важности рачительного, добросовестного отношения к земле, ведь нельзя допустить ее разрушительной эксплуатации. Но одновременно следует помнить, что человеку свойственно стремление быть хозяином на земле. Не случайно политика «коллективизации» встретила столь мощный отпор. В дореволюционной России существовала частная собственность на землю, и это не помешало ей к началу XX века стать сильнейшей аграрной державой с высокой культурой земледелия. На сегодняшний день во многих, в том числе православных странах наличествует форма частной собственности на землю. Вытекающее отсюда право купли-продажи не приводит к упадку сельского хозяйства.
— К чему приведет возможность свободной купли-продажи земли в геополитическом плане? Какие могут возникнуть проблемы с территориальной целостностью России?
— Не думаю, что изменение земельного законодательства серьезно повлияет на геополитические процессы. Если будет соблюдаться закон, если учтутся те требования, о которых мы с вами только что говорили, угрозы территориальной целостности России не возникнет.
Однако забота о единстве государства не должна ослабевать. Она требует самой тщательной проработки всех принимаемых законодательных актов, включая международные договора. Новейшая история наглядно показала, что причина распада многих государств заключалась в порочных принципах их устройства. Еще раз подтвердились слова Господа Иисуса Христа о том, что дом, построенный на песке, не может устоять во время бури. В фундамент любого человеческого деяния должен быть заложен краеугольный камень веры и нравственности. Без этого все наши начинания обречены на неудачу.
— Каковы российские традиции хозяйствования на земле? Каков прошлый и современный опыт Русской Православной Церкви в создании природных производственных сельскохозяйственных комплексов? Какую основу именно для такого типа хозяйствования дает православная вера?
— Труд, по учению Церкви, не является безусловной ценностью. Он благословен тогда, когда человек становится соработником Господа, исполняя заповеди Божий, замысел Творца о Своем творении. Труд не может быть направлен только на удовлетворение эгоистических интересов человека, греховных потребностей духа и плоти. Результаты труда должны поддерживать не только труженика и его близких, но и тех, кто не может сам обеспечить свое благополучие: детей, инвалидов, престарелых. Справедливое общество и разумно организованное государство призваны перераспределять результаты труда, поощряя производителей и одновременно обеспечивая достойное существование тех, кто сам не может о себе позаботиться. Российские крестьянские традиции были крепко связаны с верой, с православным календарем, со всем строем церковной жизни. Эта связь не утрачена до сих пор, однако годы безбожия, насильственное переселение людей, разрушение сельской инфраструктуры, развитие пороков, в первую очередь пьянства, нанесли страшный удар по русскому селу. Убежден, что духовное возрождение во многом может способствовать подъему села.
Нельзя обойти тему монастырского земледелия, которое на протяжении многих веков совершенствовалось, принося впечатляющие плоды. Хозяйства таких обителей, как Соловецкая и Валаамская, развивались в крайне неблагоприятных климатических условиях, однако иноки в своем делании достигли высочайшей степени совершенства. Бережное землепользование, применение передовых методов обработки почвы, выведение новых зерновых и плодовых культур — все это позволило монахам не только обеспечивать свое существование, но и кормить многих неимущих.
— Допустимо ли изменять отношения в обществе по поводу земли без учета национальных традиций? Без учета сложившегося характера землепользования в каждом отдельном регионе?
— Безусловно, любые преобразования должны учитывать национальные и местные особенности. До 1917 года Россия состояла из огромного количества самобытных регионов Европы и Азии — от Финляндии до Алтая, от Кавказа до Крайнего Севера. В большинстве случаев тогдашние законы не только не разрушали устоявшийся порядок, но способствовали развитию местных методов хозяйствования. Надеюсь, что мы возродим такую созидательную гибкость и внимательность. Ведь бездумная унификация может только породить ненужные конфликты.
— Допустимо ли рассматривать вопрос о земле в отрыве от вопроса о традиционной нравственности? Как традиционная нравственность в той или иной стране связана с формой землепользования?
— Россия более десяти веков формировалась под влиянием Православия. Многое из того положительного, что было достигнуто за этот период, несет на себе печать христианских идеалов. Даже семьдесят лет государственного атеизма не смогли окончательно уничтожить веры в душе русского народа. И именно крестьяне, неразрывно связанные с землей, являлись последовательными хранителями веры.
Тот упадок, который мы сейчас наблюдаем на селе, вполне закономерен. Люди, оторванные от многовекового опыта предков, от Церкви, оказались во многом лишены внутреннего нравственного стержня. Мне думается, что воссоздание сельских приходов окажет и уже оказывает положительное воздействие на крестьянство. Приходская община всегда объединяла людей, живущих на селе. Поэтому, говоря о возрождении деревни, нельзя игнорировать восстановления полнокровной церковной жизни.
— Почему вопрос о земле в России так остер во все времена? Какой путь наименее болезненного разрешения этого вопроса сегодня видит Церковь? Какова ее роль и формы участия в благополучном разрешении проблемы?
— «Земельный вопрос» имеет огромное влияние не только на экономику, но и на образ жизни десятков миллионов людей, а значит влияет он и на жизнь всего народа. Вот почему он так важен в России, да и во многих других государствах мира, особенно переживающих время перемен. Церковь в нашей стране отделена от государства, однако это не мешает ей активно взаимодействовать с властью и светским обществом в самых различных областях — миротворчестве, социальной работе, охране культурного наследия и так далее.
Если главной задачей государства является обустройство земной жизни, то Церковь на первое место ставит заботу о человеческой душе. Впрочем, материальная сторона бытия никогда не оставалась вне поля зрения Церкви. Урегулирование земельных отношений затронет судьбы многих наших сограждан, и поэтому Церковь готова принять посильное участие в обсуждении данной проблемы. Цель такого участия одна — забота о благополучии человека и народа, о будущем России.