«ТОЛЬКО В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ ВОЗМОЖНО СОХРАНИТЬ БАЛАНС ДУХОВНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ». Телеинтервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла программе «Зеркало» (РТР, 22 сентября 2001 года)
1.10.2001 · Архив 2001
Ведущий Николай Сванидзе: В гостях у нашей программы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Здравствуйте, Владыка.
Митрополит Кирилл: — Здравствуйте.
– В нынешней ситуации, когда мир, затаив дыхание, ждет акта возмездия со стороны Соединенных Штатов и всего цивилизованного человечества в отношении международных террористов, каково отношение к этому Русской Православной Церкви?
– Совершенные в Америке террористические акты, унесшие тысячи жизней, потрясли весь мир. Для того, чтобы осознать глубину этой трагедии, нужно хотя бы на мгновение поставить себя на место тех, кто это пережили. С христианской точки зрения, необходимо восстановить справедливость всеми доступными мирными способами. Но если этого недостаточно, то ответ может быть и насильственным. С V века, со времен блаженного Августина, в христианской традиции есть понятие справедливой войны. Эта идея позже перешла в политологию. В каком случае война является справедливой? Согласно блаженному Августину, войну следует объявлять ради восстановления справедливости. Право объявить ее имеет только законная власть. Право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше. Война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства. Войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленной цели. Планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны, то есть используемые средства должны быть пропорциональны поставленным целям. Необходимо обеспечить безопасность мирного населения. Войну можно оправдать только стремлением к восстановлению мира, справедливости и порядка.
– Как Вы считаете, этот момент наступил?
– Соединенные Штаты имеют право восстановить справедливость путем использования военных средств. Но для того, чтобы их ответные действия были оправданны, они должны быть соразмерными появившейся угрозе. В результате военных действий не должно пострадать мирное население. Если в результате нанесения ответного удара в мире начнется новая волна конфронтации, то тогда Соединенные Штаты понесут ответственность за это. Но если военный удар будет адекватным, если в результате его будет восстановлена справедливость, если понесут наказание те, кто совершили это чудовищное преступление, то в таком случае военные действия будут укладываться в рамки справедливой войны, как определяет это христианская традиция.
– В американском общественном мнении является весьма распространенным двойственное отношение к террористам. Американцы считают, что тех, кто взорвал здания в Вашингтоне и Нью-Йорке, надо уничтожать, а террористы, которые действуют в Чечне, – это борцы за свободу. В нашей стране подобные настроения, только в зеркальном отражении, тоже нередки. Довольно много российских политиков — а они представляют определенный пласт общественного мнения — говорят, что чеченские террористы – это бандиты, а те, кто нанес удар по Соединенным Штатам, воздали Америке по заслугам за высокомерие.
– Конечно, здесь имеет место элемент политического лицемерия, того, что мы называем двойными стандартами. Тот, кто проливает кровь невинных людей, – преступник. И это должны понять все и у нас в стране, и в США, и в других странах. Должен отметить, что на меня очень тяжелое впечатление произвела дискуссия о том, каким должен быть ответ Соединенных Штатов на эти террористические акты. Большинство наших политиков признает право Америки нанести ответный удар, но прежде требует выполнить множество условий.
Конечно, мы, православные, выражаем надежду, что американцы будут применять силу только для того, чтобы восстановить справедливость. Но представьте себе, что нечто подобное, не дай Бог, произошло бы в нашей стране, что какие-то сумасшедшие ударили бы по Кремлю или другим священным для нас местам, а какие-нибудь интеллектуалы за границей, включая представителей местного духовенства, стали бы говорить: «Вы должны подождать, потому что сначала нужно соотнести ваши действия с нормами международного права, к тому же следует получить разрешение Совета безопасности ООН». Что бы почувствовал наш народ? Люди были бы возмущены и все равно сделали бы все, чтобы наказать этих преступников. Я думаю, что мы должны быть очень осторожными в своих суждениях, потому что то, что произошло в Америке, – огромная трагедия.
Люди хотят ответить и имеют на это моральное право. В то же время мы должны постоянно напоминать, что ответ должен быть соразмерным угрозе. Нельзя допустить, чтобы мир сорвался в пропасть насилия. Действия политиков и военных должны быть настолько корректными, чтобы каждый мог сказать, что страна действительно защищает себя и при этом не добивается каких-то посторонних целей. Поэтому я считаю, что американцы имеют моральное право нанести ответный удар во имя восстановления справедливости, но этот удар должен быть честным и справедливым.
– Есть еще одна сторона этой проблемы, и здесь особенно важна позиция Православной Церкви. Высказываются опасения, что акция возмездия будет ударом по мусульманскому миру, по странам, исповедующим одну из мировых религий, и Америка, а также любая другая страна, поддержавшая эту акцию, рискует настроить против себя весь исламский мир.
– Должен заявить, что в это ситуации нет никакого религиозного подтекста, скорее, я бы назвал это цивилизационным конфликтом. Зададим себе вопрос: какова природа этого террористического акта? Когда захватывают автобус, школу или больницу, то обычно требуют деньги, наркотики или что-то еще. Бывает, что с помощью терроризма люди хотят достичь каких-то политических целей, как, например, в Чечне. Однако после теракта в Америке не было предъявлено никаких требований, никто не взял на себя ответственность за гибель тысяч людей. Из этого можно сделать вывод, что нанесенный удар был своего рода символом.
Взрывы в американских городах были первым актом начавшейся цивилизационной войны. Те, кто совершили эти террористические акты, являются сторонниками определенного способа мироустройства. Почему удар был нанесен именно по Всемирному торговому центру? Потому что это символ новой модели цивилизации, которая претендует на универсальность, и в ее построении Америка играет главную роль. Все интеграционные процессы строятся сейчас на западных либеральных ценностях. Международные организации, включая ООН, тоже являются проводниками этих идей. Здесь столкнулись два убеждения относительно того, каким должен быть мир.
Какой вывод мы должны сделать из происшедшего? Конечно, американцы должны наказать виновных, но было бы колоссальной ошибкой ограничиться акцией возмездия и не использовать выпавший нам шанс осознать, кто мы в этом мире. Весьма упрощенное восприятие сложившейся ситуации продемонстрировал президент США Джордж Буш, когда назвал теракты борьбой зла с добром, тьмы со светом. Конечно, оправдать террористов нельзя, но они боролись против монополии западного мира, желая, в свою очередь, получить монопольное право строить новую модель мироустройства по собственному образцу.
– Но тогда возникает вопрос: если террористы боролись за свой миропорядок против того миропорядка, который представлен и возглавляется Америкой, то при чем тут мы?
– Хотим мы этого или нет, но нам придется жить в условиях нового мирового порядка, и поэтому приходится только сожалеть, что в процессе формирования мироустройства у нас нет сегодня лидирующей роли. Тысячелетние традиции русского мира не принимаются во внимание при построении новой цивилизационной модели. Слава Богу, что мы не экстремисты по природе, но могут и у нас найтись горячие головы, которые захотят бросить вызов новому мировому порядку.
Хотелось бы, чтобы все мы, в том числе и американский народ, поняли, что невозможно построить монополярный мир. Человечество не может жить по одному стандарту, будь то западно-либеральный, исламский, католический или православный стандарт. Равновесие в мире может быть достигнуто только в том случае, если мы научимся жить вместе, если одна система цивилизационных ценностей не будет подавлять другую. Иначе мы никогда не освободимся от терроризма и войн. Террористические акты в Соединенных Штатах – свидетельство того, что люди иным образом не могут бороться с тем порядком, который им навязывается. А значит, это может повториться. С другой стороны, кто может гарантировать, что завтра какая-то политическая сила или какое-то государство не выступят против нового миропорядка, претендующего на монополию?
Итак, только в многополярном мире возможно сохранить баланс духовных, культурных, экономических и политических интересов. Человечество не сможет существовать в условиях единого цивилизационного стандарта, каким бы привлекательным он ни казался некоторым, потому что всегда найдутся люди и народы, для которых он окажется неприемлемым. Вывод, который должны сделать не только Америка и западные страны, но и фундаменталистски настроенные мусульмане, а также фундаменталисты в нашей стране: мы не можем жить в условиях цивилизационного диктата, а тем более цивилизационного террора.
– Владыка, какова позиция авторитетного мусульманского духовенства и представителей других религий в связи с происшедшими событиями?
– Недавно состоялось заседание Межрелигиозного совета России, куда входят православные, буддисты, мусульмане и иудеи. Члены совета единогласно выступили против того, чтобы эти теракты воспринимались как проявление межрелигиозной борьбы. Представители традиционных религий России осудили террористические акты и выразили согласие с нанесением ответного удара ради восстановления справедливости. Удивительно, но и православные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи имеют в этом случае общую точку зрения, которая была выражена в соответствующем заявлении Межрелигиозного совета.
Благодарю Вас, Владыка. Митрополит Смоленский и Каланинградский Кирилл был в гостях у программы «Зеркало».
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Официальный сайт РТР