Выполнение международных обязательств Эстонии в области соблюдения прав верующих обсуждается на совещании ОБСЕ в Варшаве

17-27 сентября в Варшаве проходит 6-е Совещание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посвященное рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения.

25 сентября в рамках Совещания состоялось заседание, посвященное вопросу о соблюдении свободы убеждений, совести и вероисповедания. Исполняющий обязанности секретаря ОВЦС МП по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви протоиерей Николай Балашов обратил внимание участников Совещания на продолжающиеся нарушения прав членов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которые уже восемь лет безуспешно добиваются государственной регистрации своей религиозной организации. Хотя некоторые из необоснованных требований эстонских властей, касающихся названия Церкви, недавно были отменены, Правительство Эстонии продолжает настаивать на устранении статей Устава, указывающих на каноническую преемственность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) по отношению к историческому Православию в Эстонии. Текст Устава, предложенного Министерством внутренних дел Эстонской Республики, исключает упоминания о важнейших церковно-правовых документах (Определение Святителя Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви 1920 г., Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1993 г.), являющихся основанием канонического бытия регистрируемой Церкви. Регистрация, таким образом, обуславливается отказом тех православных верующих в Эстонии, которые связывают себя с принадлежностью к Московскому Патриархату, от верности своей истории; по существу им предлагается признать себя новообразованной организацией, ранее не существовавшей на территории Эстонской Республики. Регистрация на таких условиях, разумеется, остается неприемлемой для православного религиозного сознания, дорожащего традицией и преемственностью от отцов. Кроме того, из Устава в правительственной редакции изъято указание на самоуправляемый, автономный характер ЭПЦ МП, принадлежащий ей в соответствии с упомянутыми документами Высшей церковной власти Московского Патриархата. Все эти требования не могут быть обоснованы конкретными положениями законодательства. Они представляют нарушение ряда международных норм – в частности, статей 16.3 и 16.4 Итогового документа Венской встречи Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., статей 32 и 33 Документа Копенгагенского совещания СБСЕ по человеческому измерению 1990 г.

В самое последнее время наметились некоторые положительные сдвиги в диалоге Правительства Эстонии с Московским Патриархатом. Однако дальнейшее развитие поступательного процесса нуждается в пристальном внимании и содействии международных организаций, включая Миссию ОБСЕ в Таллине. Точка в этом деле будет поставлена лишь тогда, когда ЭПЦ МП будет, наконец, зарегистрирована, а права ее верующих, в том числе имущественные, будут признаны властями Эстонской Республики.

На Совещании выступил также представитель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата священник Игорь Прекуп, который заявил:

«Зарегистрировать нас готовы исключительно как новообразованную структуру, без права на храмы, которые мы сохранили от разорения в советский период, и без статуса автономии, который нам предоставлен Матерью-Церковью. Что же это, как не вторжение в наши внутренние дела, если нас принуждают изменить решение внутрицерковного характера?..

Мы заявляем, что наше государство… продолжает вмешиваться в коллективные и личные права членов нашей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на свободу вероисповедания и свободу объединения, защищенные статьями 40, 48, 19 и 9 Конституции ЭР, а так же статьями 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Мы не требуем от своего государства ничего свыше того, чтобы оно соблюдало свои же собственные законы… а также уважало бы и наше право устраивать внутрицерковную жизнь в соответствии с двухтысячелетней традицией, не оказывая на нас какого бы то ни было давления.

Для реализации законного стремления Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата быть юридически полноправной ей необходима помощь международной общественности. И мы просим ОБСЕ не торопиться покидать Эстонию, в правительстве которой, как показывает жизнь, пока еще не изжиты большевистские нравы и методы руководства».

Вопрос о положении православных верующих, принадлежащих к юрисдикции Московского Патриархата в Эстонии, поднимался на Совещании также представителем Российской Федерации. Начальник отдела Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Б. Гусев, напомнив об обсуждении данной темы на Семинаре ОБСЕ «Свобода религии и убеждений в регионе ОБСЕ: вызовы законодательству и практике» в Гааге (26 июня сего года), отметил:

«Российской Федерации хотелось бы… услышать, что предприняли специализированные институты ОБСЕ… в ответ на прозвучавшие в последнее время, в том числе и в Гааге, острые озабоченности положением дел вокруг судьбы десятков тысяч православных жителей Эстонии, желающих сохранить свою каноническую вероисповедную идентичность и молитвенное единение с Церковью-Матерью. Долго ли будет продолжаться игра в слова, в которой так преуспели некоторые чиновники из Таллина и которая воспринимается чуть ли не как демонстративное пренебрежение к религиозным чувствам десятков тысяч людей – в массе своей женщин, представителей национального меньшинства, до этого лишенных даже гражданства? Сколько можно говорить о двойных стандартах, и о каком сворачивании мониторинга ОБСЕ в регионе может идти речь? Наоборот, миссии ОБСЕ в Таллине впору особо акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения религиозных свобод».

В ответ представительница Эстонской Республики заявила, что причиной недоразумений, препятствующих до сих пор регистрации Эстонской Православной Церкви является «различие в интерпретации эстонской истории»; по ее мнению, в Эстонии «нет жалоб верующих на неправильное обращение с ними», а Правительство Эстонии хочет зарегистрировать Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата и надеется, что в скором времени это произойдет.

Смотрите также: