Призрак Апокалипсиса Выступление митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в газете «Труд» (20 сентября 2001 года)

20.09.2001 · Архив 2001  

ПРИЗРАК АПОКАЛИПСИСА

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИГРАДСКОГО КИРИЛЛА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, В ГАЗЕТЕ «ТРУД» (20 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА)

В заявлении Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода нашей Церкви, сделанном в связи с терактами в Америке, сказано, что после этой катастрофы «мир стал иным. Мы со всей ужасающей ясностью увидели призрак войны XXI века, ибо столкнулись с еще одной, особенно дерзкой попыткой насильственно навязать другим свое видение мирового порядка, опираясь на собственные мировоззренческие или религиозные убеждения, абсолютизируя свою культуру и свой образ жизни». Теперь события могут развиваться по двум сценариям. Первый, наиболее ужасный, — это ответная попытка силой изменить мусульманские народы, заставить их переломить себя и навсегда отказаться от внутренней свободы. За этим проглядывается призрак глобального христианско-мусульманского противостояния. Да, терроризм следует наказать самым суровым образом. Мировое сообщество должно осознать, что преступления в Нью-Йорке и Вашингтоне, Москве и Грозном, Косове и Македонии суть звенья одной цепи. Эту цепь зла нужно разорвать и расплавить. Но нельзя наказывать целые народы и религии. Надеюсь, что и страны Запада, и Россия смогут провести четкую грань между преступниками и теми, кто им способствовал, с одной стороны, и сотнями миллионов благонамеренных последователей ислама – с другой. Хотел бы предостеречь общество против проявлений бездумного национализма и религиозной розни. Это повредит только нам самим, ибо не разрешит проблемы терроризма, но лишь усугубит ее. Есть и другой сценарий. Это переход к мирному сосуществованию различных систем ценностей – религиозных, мировоззренческих, культурных. Таких систем в мире много, за каждой – десятки и сотни миллионов, а иногда более миллиарда людей. Нельзя допускать того, чтобы лишь одна из них доминировала и считалась «общечеловеческой», а другие – будь то ислам или последовательное христианство – принижались. Каждая из них должна адекватно влиять на выработку международного права, учитываться при принятии решений на мировом уровне. Если это произойдет, мы выбьем почву из-под ног террористов. Они больше не смогут апеллировать к общественному мнению, ссылаясь на несправедливость миропорядка.