ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Обращение митрополита Смоленского и Кадининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» (18.08.2001)

21.08.2001 · Архив 2001  

Завтра Русская Православная Церковь отмечает светоносный праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественным сиянием и великой духовной радостью этого дня с древнейших времен озаряется жизнь всякого христианина. О поразительном событии, совершившемся на горе Фавор в Галилее южнее Назарета и ежегодно воспоминаемом нами 19 августа, согласно повествуют святые евангелисты Матфей, Марк и Лука.

Апостол Матфей, например, свидетельствует: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17. 1-9).

Чудо Преображения совершается через несколько дней после того, как Господь открыл ученикам тайну предстоящей Ему крестной смерти и последующего Воскресения, призвав апостолов, а через них и всех верующих всех времен: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16. 24). Событие Преображения свидетельствует, что Спаситель идет на крестную муку добровольно, что приносит Себя в жертву за грехи мира по собственному произволению. Вместе с тем Господь, любя учеников, зримо являет им сияние Своей божественной славы, дабы укрепить дух апостолов в предвидении поношений, истязаний и казни Сына Божия, свидетелями чего им также предстоит стать.

На древних иконах, изображающих Преображение Господне, мы видим Спасителя на вершине горы, у подножия которой пали на лица свои апостолы Петр, Иаков и Иоанн. От преобразившегося Иисуса исходят ослепительные лучи света, потоки божественной энергии, пронизывающие окрестные горы, поля, деревья, камни – всю вселенную, весь мир Божий, всякое творение. Богословие этой иконы очень глубоко и очень точно: Творец излучает благодатную энергию жизни, питающую мир и способную преобразить его. Действием этой благодати преображается также и человек с его грехами, пороками, слабостями и даже преступлениями. И это единственная на свете сила, способная спасти личность вне зависимости от глубины ее падения. Ибо только силой Божией немощь человеческая преобразуется в славу Господню. Соединение человеческого с божественным Отцы Церкви именовали греческим словом «теосис», что значит «обожествление», «обожение». Это и есть высшая цель и сокровенный смысл нашего земного бытия, открытые человечеству пришествием в мир Христа Спасителя.

Однако преградой между человеческим сердцем и стремящейся его наполнить энергией божественной благодати может стать сам человек: его злая воля, его окаменелое нечувствие и, конечно, поработивший и парализовавший его грех.

И потому так важно помнить: завтрашний праздник содержит помимо прочего и внятный призыв к христианину стремиться в труде духовного преображения соделаться вместилищем дивного Фаворского света, неугасимым источником которого является Сам Христос.

Смотрите также: