«ЦЕРКОВЬ СТАРАЕТСЯ НАПОМИНАТЬ ВЛАСТЯМ, ЧТО ЛЮБЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ ИДТИ НА ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ». Полный текст интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлексия II итальянскому информационному агентству «АНСА»

1. Вопрос: Какова, на Ваш взгляд, роль христианской Руси в мире?

Ответ: Однажды избрав Русь, Господь повел ее Своими путями к тайнам Небесного Царства. «Свет Христов просвещает всех», — произносит священник во время одного из православных богослужений. Славянская душа оказалась чрезвычайно восприимчивой к этому свету, благодаря чему семья христианских народов значительно расширилась, обогатившись новой самобытной культурой. Единство в вере положило начало общей истории южных и восточных славян, скрепило их государственность, помогло выстоять в борьбе с неприятелями. Возникла православная цивилизация, в которой соединились опыт прошлого, забота о настоящем и устремленность в будущее. Ее отличием стал приоритет духовных ценностей в личной, общественной и государственной жизни, при чем материальное благополучие полагалось не самоцелью, а лишь вспомогательным средством, призванным поддерживать земное бытие, устремленное в вечность. Евангельские заповеди были и остаются нравственным императивом в жизни многих поколений православных христиан. В течение ХХ века, наверное, немногие обращались к ценностям этой цивилизации. Страны Запада, накопившие огромные финансовые ресурсы и поставившие себя в центр мировой политики, во многом пошли по пути потребительства, уверовав во всемогущество экономических механизмов, соединенных с научным прогрессом и демократическими структурами власти. Центральная и Восточная Европа оказалась под влиянием другой идеологии, сторонники которой вознамерились построить «земной рай» средствами социальной борьбы. Но убежден, что наступающее время сделает православное наследие более востребованным в мире. Ведь политические, экономические, экологические, нравственные кризисы, переживаемые повсюду, требуют глубокого духовного ответа, требуют перемены мышления и образа жизни. Православие, с его идеалами аскетизма, самоотречения, общинности, может помочь найти выход из тупика.

2. Вопрос: Какую роль играет Русская Православная Церковь в тех реформах, которые осуществляются в России?

Ответ: Мы внимательно наблюдаем за ходом происходящих в нашей стране реформ, видя как положительные, так и негативные их последствия. В России утвердились политические права граждан и религиозная свобода. В области экономики люди получили возможность проявлять инициативу. Ушли в прошлое крайние формы государственного контроля за производственной и предпринимательской деятельностью. Но одновременно усугубились социальные проблемы: нищета, безработица, разрыв между богатыми и бедными. Еще недавно имели место массовые задержки зарплат, пенсий, социальных пособий. До сих пор страдают рабочие многих крупных производств, провинциальная интеллигенция, а особенно пожилые люди, инвалиды, другие социально незащищенные слои населения. Наша Церковь неоднократно выступала против такого порядка вещей, призывая тех, от кого зависит благосостояние народа, строить свою деятельность на основе справедливости и морали. Сегодня Россия вступила в новый этап упорядочения всех сфер государственной жизни. Идут реформы законодательной, исполнительной, судебной власти. При этом Церковь старается напоминать властям, что любые преобразования должны идти на пользу людям.

3. Вопрос: Какие проблемы духовного, религиозного характера существуют в русском обществе, и как влияют, на Ваш взгляд, проблемы материального характера на духовное состояние народа?

Ответ: За прошедшее десятилетие российское общество столкнулось с серьезным мировоззренческим и нравственным кризисом. В период господства тоталитарной идеологии и государственного атеизма люди были насильно отлучены от Бога, оторваны от исторических корней. После падения этой идеологии большинство россиян погрузилось в духовную растерянность. Подневольное подчинение «моральному кодексу строителя коммунизма» сменилось культом вседозволенности. Результатом стали пьянство, наркомания, преступность, коррупция, половая распущенность и другие опасные пороки. Все это, конечно, пагубно отразилось и на политике, и на национальном хозяйстве, и буквально на всех сферах жизни общества. Сегодня Церковь стремится вернуть людям прочную нравственную основу жизни. Ведь мы убеждены, что проблемы России нельзя разрешить только полицейскими или экономическими методами. Страна возродится лишь тогда, когда произойдет благая перемена в каждом человеческом сердце.

4. Вопрос: Известно, какие проблемы существуют в отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической. В то же время эти проблемы могут быть разрешены только посредством диалога. Какими должны быть, на Ваш взгляд, шаги, ведущие к возможности диалога?

Ответ: Мы никогда не закрывали двери для диалога с Римско-Католической Церковью. Но подлинный диалог может быть основан только на уважении сторон к позициям друг друга, на отношении к собеседнику как к равному. II Ватиканский собор назвал Православные Церкви «Церквами-сестрами». Это был великий шаг навстречу православному миру. Однако в последние годы мы наблюдаем, как официальный Ватикан отходит от идеалов этого собора. Ярким свидетельством такого отступления является недавно появившаяся декларация «Dominus Jesus». Данный вероучительный документ, как мне известно, немало критиковался и в Италии, и во всем католическом мире. Увы, отношения с Ватиканом сегодня далеки от безоблачности. В то же время у нас складываются очень теплые, подлинно братские взаимосвязи со многими епархиями Римско-Католической Церкви, с целыми национальными епископскими конференциями (кстати, и с Конференцией итальянских епископов тоже), монастырями (к примеру, в Италии это монастыри в Бозе, Лорето, Вертемате и другие), приходами, учебными заведениями, издательствами. Без сомнения, такое сотрудничество будет продолжаться и дальше. Итак, со стороны Римско-Католической Церкви мы ожидаем прежде всего готовности к равному диалогу, который учитывал бы интересы обеих сторон.

5. Вопрос: Вы возражали против визита Папы на Украину и против встреч православного духовенства с Папой. Вы также говорили, что этот визит осложнит отношения между двумя Церквами. В чем это могло бы выразиться? Считаете ли Вы, что этот визит оказал негативное влияние на ситуацию на Украине и на отношения между Россией и Украиной?

Ответ: Греко-католиками на Украине были разгромлены три епархии канонической Украинской Православной Церкви — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Нормальная, полноценная церковная жизнь православных христиан там до сих пор не восстановлена. Православное население западных областей Украины подвергается самой настоящей религиозной дискриминации. Даже в тех городах и селах, где население по преимуществу православное, у него отобраны богослужебные здания и переданы католикам. Бывает так: полиция охраняет пустой храм, а под открытым небом, в стужу и зной, под проливным дождем, православные селяне собираются на богослужение. Мы с грустью наблюдаем, как порой официально декларируемая позиция Ватикана расходится с делами, вернее, с отсутствием таковых: из Рима никто даже не попросит греко-католиков вести себя получше. И на этом фоне проходит визит Папы Римского на Украину, без попытки прислушаться к Украинской Православной Церкви — конфессии, доминирующей на Украине. Епископатом этой Церкви подчеркивалось, что нынешний папский визит не подготовлен, ее Предстоятель — Блаженнейший митрополит Владимир — обращался к главе Ватикана с просьбой отложить поездку ввиду ее несвоевременности. Позиция Православной Церкви была проигнорирована. Данный визит не умиротворит отношения между православными и греко-католиками, а лишь создаст перед общественностью иллюзию того, что конфликт уже разрешен, что прекращены страдания православных украинцев на западе страны.

6. Вопрос: Считаете ли Вы возможным визит этого Папы в Россию, или же надо ждать появления нового Папы? Тот факт, что Папа является поляком, не затруднит ли возможность диалога?

Ответ: Во Христе «нет ни эллина, ни иудея», — говорит нам слово Божие (Кол. 3. 11). Это означает, что в Церкви Христовой не может быть разделений по этническому признаку. Национальность главы Римско-Католической Церкви и государства Ватикан не играет абсолютно никакой роли в межцерковных отношениях. Что касается визита Папы в Россию, то принципиально это возможно, но только при создании необходимых условий. Такой визит получит наше одобрение, если прежде будут урегулированы отношения между двумя Церквами, если будет восстановлена справедливость в отношении православных верующих Западной Украины, если прекратится практика прозелитизма в России, Белоруссии, Казахстане и других странах, недопустимая по отношению к «Церкви-сестре».

7. Вопрос: Предполагаете ли Вы, Ваше Святейшество, что Российская Федерация будет играть более важную роль в будущем христианского мира?

Ответ: Россия всегда была страной, ко мнению которой прислушивались во всем мире. Таковой она остается и поныне. Имея богатейшую культуру, оставаясь хранительницей тысячелетних духовных традиций, носительницей непреходящих ценностей, наша страна стремится конструктивно влиять на разрешение современных проблем разных народов, на европейские и мировые процессы. Убежден, что это факт положительный.

8. Вопрос: В свое время Папа сказал о существовании дьявола не только в теологическом смысле, но в конкретном воплощении, с которым человек сталкивается в земной жизни. Как, по Вашему мнению, представлен дьявол в современном обществе?

Ответ: Сегодня, как и во все времена нынешней земной истории, зло проявляется в поступках человека, отдаляющих его от Бога. Реальны и злые духи, некогда добровольно отказавшиеся от общения с Богом и избравшие путь противления Ему. Там, где присутствуют неверие, ненависть, насилие, алчность, блуд — там наличествует зло. Однако с помощью Божией человек может противостоять ему, поскольку носит в себе образ Господа и наделен от Него свободной волей. Никто не был сотворен злым. Поэтому зло не имеет онтологической основы. Его могло бы не быть и не должно быть. Но, поскольку оно присутствует в мире, Бог даже его иногда обращает во благо – для нашего испытания и укрепления, чтобы, противостоя греху в самих себе и вокруг себя, мы утверждались в вере, делали больше добрых дел.

9. Вопрос: Считаете ли Вы, что космические путешествия могут в какой-то степени приблизить человека к Богу? В свое время космонавт Герман Титов предложил провести в космосе антирелигиозный эксперимент, а недавно Вы благословили отправить на космическую станцию иконы. Может ли, на Ваш взгляд, международная космическая станция быть использована в религиозных целях?

Ответ: Наверное, космические путешествия как таковые не могут ни приблизить к Богу, ни отдалить от Него. Ведь религиозный выбор зависит от того, насколько мы готовы ко встрече с Господом, насколько жаждем принять Его в свое сердце. Сомнения в существовании Бога иногда основаны на незнании, но чаще всего — на нежелании принять Истину, которая способна изменить всю жизнь человека, сжигая привычные застарелые грехи. Среди работников науки, в том числе тех, кто занимается освоением космоса, немало по-настоящему церковных людей. Поэтому неудивительно, что подчас космонавты берут на борт иконы и просят на это благословения. Но, думаю, не стоит устраивать из космической станции, используемой в научных и практических целях, некое религиозное учреждение. Святые отцы имели возможность созерцать Бога здесь, на земле. Каждый христианин может последовать их примеру.

10. Вопрос: Верите ли Вы, Ваше Святейшество, в существование других цивилизаций в космическом пространстве?

Ответ: Библия повествует о материальном мире как о геоцентричной системе. Там ничего не говорится о жизни на других планетах. Новозаветное учение о спасении человечества трудно совместить с гипотезой о множественности материальных миров. Мы, православные христиане, верим, что Христос пришел на землю спасти человека, всю тварь и весь космос от греха, проклятия и смерти. Его воплощение и Его искупительная жертва – единственные и неповторимые, ибо Сын Божий не мог воплотиться дважды. И они совершились именно в контексте земной истории. Если бы существовали иные миры, нуждавшиеся в искуплении, Бог не оставил бы их без внимания.