Открытое письмо митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия Президенту Эстонской Республики Ленарту Мери

В связи с неоднократными отказами эстонских властей предоставить юридический статус Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий 16 июля обратился с открытым письмом к Президенту Эстонии Л.Мери.

Прискорбные обстоятельства взаимоотношений, сложившихся между возглавляемой мною Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и возглавляемым Вами Эстонским государством, вынуждают меня снова обратиться к Вам, – говорится в письме митрополита Корнилия. – На заре церковного конфликта я писал Вам, господин Президент, как гаранту Конституции в надежде на справедливое решение вопроса. Но надежды наши не только не оправдались, но были фактически попраны…

Далее митрополит Корнилий указывает на многочисленные примеры вмешательства государственного руководства Эстонии во внутрицерковные дела, в частности, на обращение в 1994 году премьер-министра М.Лаара к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой принять в свою юрисдикцию православных Эстонии, которые в большинстве своем якобы «хотят подчиниться Константинополю«. Письмо аналогичного содержания в 1995 году направил Патриарху Варфоломею и сам Президент. По оценке Высокопреосвященного Корнилия, Эстонское государство не пытается создать хотя бы видимости нейтралитета к нашим внутрицерковным спорам и откровенно поддерживает одну из сторон. Это подтверждается и сообщением Священного Синода Константинопольского Патриархата от 20 февраля 1996 года, в котором было сказано, что Патриарх Константинопольский решил принять отколовшиеся от Эстонской Православной Церкви приходы в свою юрисдикцию, «внимая настоятельным просьбам эстонского правительства«.

С тех пор, – напоминает митрополит Корнилий, – нами было предпринято много шагов для преодоления конфликта. Не принесли желанного мира переговоры между Московским и Константинопольским Патриархатами, на которых стороны подписали соглашение о равноправном размежевании, попеременном служении на «спорных» приходах и т.д. Мы выполнили все условия, противная сторона – ни одного! Ради братской любви, мы пошли на компромисс, согласившись, чтобы у церковной структуры Константинопольского Патриархата были равные с нами права, хотя каноны не предусматривают деятельности двух автономных Православных Церквей на одной территории. Теперь же, добившись этой уступки и злоупотребив нашим доверием, они настаивают на «канонической правде».

Не менее сложными оказались и попытки диалога с представителями государства. Мы пошли на все возможные уступки для легализации положения ЭПЦ МП. Государство не сделало ни одной!… Вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви, беспрецедентная попытка перекроить церковную жизнь по мирскому шаблону, вопреки всем положениям Конституции и международному праву, перешли всякие границы. Мало того, что государство взялось предложить свой вариант Устава, оно вторглось уже и в область церковного канонического права, предложив Церковь переименовать в епархию (что равносильно тому, чтобы кто-то извне предложил Республику переименовать в область!).

Далее митрополит Корнилий свидетельствует о готовности верующих отстаивать наши храмы и святыни, созданные нашими предками, иначе говоря – то, что нам необходимо для совершения богослужений и делания на ниве православно-духовного просвещения, то, что мы оберегали от расхищения и поругания в период тяжких атеистических гонений.

Добиваясь признания исторического и канонического правопреемства, мы добиваемся свободы от вмешательства в нашу внутреннюю жизнь и от навязывания иного понимания церковной истории. Мы не можем принять ярлык «оккупационной Церкви», потому что Русская Православная Церковь – это Церковь мучеников и исповедников.

Напомнив, что на Святой Патриарший Престол Русской Православной Церкви избран гражданин Эстонской Республики по рождению, митрополит Корнилий продолжает: И мне, также гражданину Эстонской Республики, предки которого покоятся здесь, в Таллине, с начала XIX века, мне, отбывшему срок заключения в советских лагерях за то, что в моей библиотеке хранились книги, приобретенные в довоенной Эстонии, и тогда же начавшему свое церковное служение, – мне особенно горько и обидно слышать непонятные слова о некоем «новообразовании», да еще и «оккупационном» примененительно к той Церкви, в ограде которой я вырос, где бок о бок служил со многими священниками, рукоположенными в 20-е, и 30-е годы прошлого века, и продолжавшими свое служение в советские годы…

Моя паства насчитывает около ста тысяч верующих, большая часть которых живет в нищете, получая мизерные пенсии, часто не имея гражданства. И, несмотря ни на что, — ни на советские гонения, ни на притеснения теперешние, — нельзя убить веру, нельзя уничтожить Церковь. Зарегистрированная или нет, она продолжает жить. Нас могут выгнать из храмов (как это было в Валге, в Успенском приходе в Тарту), зарегистрировать в Константинопольской юрисдикции приход без ведома настоятеля (как это было в Хаапсалу), но мы будем молиться на кладбищах, на улице, в домах. Наша Церковь все равно есть и будет!

Мы смирялись и уступали, мы терпим вот уже восьмой год, но допустить вмешательство в основы нашего канонического права – против нашей христианской совести…

И неужели же Эстонской Республике (моей Родине!) нужен этот конфликт, который не прибавляет ей авторитета на международной арене, который, в конце концов, отражается на течении жизни всего населения Эстонии, ухудшая экономические взаимоотношения с Россией…

Завершая свое обращение к Президенту Эстонской Республики Ленарту Мери, митрополит Корнилий задает вопрос: Как Вы объясните свое нежелание мира и добра Церкви, в основе учения которой только добро и мир?

См. также: