Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Кремле

31.07.2001 · Архив 2001  

Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви / Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви /

В воскресенье, 6 мая, в день памяти небесного покровителя Москвы святого Великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул в сослужении архиереев и клириков Русской и Элладской Православных Церквей, а также представителей братских Поместных Православных Церквей в Москве совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском Соборе Московского Кремля.

За богослужением молились Посол Греции в России Димитриос Кипреос, представители дипломатического корпуса, члены греческой диаспоры.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий произнес приветственное слово, обращенное к Блаженнейшему Архиепископу Христодулу:

«Ваше Блаженство,
возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель,
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул!
Богомудрые архипастыри и пастыри!
Дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

Только что за сей святой Евхаристией мы вознесли бескровную умилостивительную жертву о всех и за вся Начальнику и Совершителю нашей веры (Евр.12. 2). Мы молились о благостоянии наших святых Церквей, наших миролюбивых православных народов и о всем роде христианском. Причастившись от Единой Чаши Христовой Его Пречистых и Животворящих Тайн, мы тем самым вновь засвидетельствовали полноту нашего братского общения и нашей любви во Христе Иисусе.

Выражая Вашему Блаженству нашу великую радость от состоявшегося Евхаристического общения и совместных молитв, Мы от имени всей полноты Русской Православной Церкви сердечно приветствуем прибытие дорогих и желанных гостей из благословенной Эллады в наш первопрестольный град Москву. Пользуясь приятной возможностью, Мы от души благодарим Ваше Блаженство за понесенный труд посещения нас.

Находясь под сводами этого древнего и величественного собора, где на протяжении веков проходили настолования всероссийских митрополитов и патриархов, где совершались венчания на царство русских государей, мы со всей ясностью осознаем, как много общего связывает наши Церкви и народы. Под спудом в этом святом храме почивают честные мощи двух великих святых нашей Церкви, греков по происхождению: Святителей Феогноста и Фотия, Митрополитов Московских, последний из которых был уроженцем города Монемвасия, что на Пелопоннесе. Эти избранные сосуды Божественной благодати являются небесными покровителями стольного града. С древних времен православная Москва особо почитает еще одного греческого святого, святого славного Великомученика и Победоносца Георгия, честное изображение которого украшает герб столицы. Для нас глубоко символично, что наше нынешнее сослужение проходит в день памяти этого великого защитника православного рода.

С другой стороны, всем нам хорошо известно, какой любовью и почитанием окружено в греческом православном народе имя святого праведного Иоанна Русского, мощи которого находятся в городе Неопрокопион в Греции. Общность святых глубоко роднит наши Церкви, но еще больше их объединяет единство Священного Предания, сохраненного в Православии неповрежденным со времен апостольских и переданного нам через святых богоносных отец, в том числе и через великих вселенских учителей Церкви. Их величайший подвиг и заслуга перед Церковью состоят именно в том, что путем напряженного духовного и интеллектуального поиска и при содействии благодати Святого Духа им блестяще удалось выразить богооткровенные истины в логически безупречных формулировках эллинской философии. Поэтому для каждого русского православного человека земля Эллады священна, ибо эллинизм, воцерковленный в горниле святоотеческой мысли, стал нашим общим достоянием.

Сегодня перед нашими Церквами стоят во многом сходные задачи. В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова мы со все большим беспокойством наблюдаем, как современное человечество, поддавшись соблазну монополистической и безрелигиозной глобализации, в погоне за материальными благами и удовольствиями все больше отходит от Бога. В этой ситуации наш общий долг состоит в том, чтобы совместно противостать этим тревожным тенденциям, помочь нашим странам и народам сохранить свои духовно-нравственные и культурные корни и со всей силой вновь засвидетельствовать миру, что нет другого Имени под небом, данного человекам, Которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4. 12), кроме Имени Христова, который есть Спаситель мира (Ин. 4. 42).

В заключение молитвенно желаем Вашему возлюбленному Блаженству доброго здоровья, крепости духовных и телесных сил и благословенных успехов в Ваших высоких Первосвятительских трудах на благо Вашей многочисленной и боголюбивой паствы. Убеждены, что Ваш настоящий визит в Русскую Православную Церковь станет достойным и драгоценным вкладом в бесценную сокровищницу любви и братства межу нашими Церквами и народами.

Я думаю, что для всех нас является особой радостью, что мы вместе сослужили с Вашим Блаженством в Пасхальный период, прославляя Воскресшего Господа и Спасителя нашего. И я прошу Вас принять на молитвенную память о нашем совместном служении сегодня в этом древнем намоленном храме, освященном в честь Успения Пресвятой Богородицы, образ Воскресения Христова. Пусть Господь наш Иисус Христос всегда объединяет нас в радости о Воскресении Его.

Христос воскресе!»

Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви / Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви /

Поблагодарив Святейшего Патриарха за многоценный дар, Блаженнейший Архиепископ Христодул обратился к Предстоятелю Русской Правосланой Церкви и ко всем собравшимся с ответным словом:

«Ваше Святейшество,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий,
Высокопреосвященнейшие собратья архипастыри,
Ваше Превосходительство, господин Посол Греческой Республики в Москве,
благословенное священство,
во Христе диаконство,
боголюбивый и благословенный братский народ России,

Христос воскресе!

В Своей Первосвященнической молитве в Гефсиманском саду, перед тем, как претерпеть страдания, Господь наш Иисус Христос молился Своему Небесному Отцу, чтобы Его ученики и Апостолы пребывали во веки едины и имели любовь друг ко другу во имя Его. И все, особенно мы, Епископы, должны прислушиваться к этим словам Господа в Святом Евангелии: “Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.” (Ин. 17. 11).

Итак не случайно, Благодать Пресвятаго Духа собрала нас здесь, дабы мы как члены таинственного Тела Христова, Предстоятели наших Поместных Церквей и вместе братские члены Нераздельной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви свидетельствовали о нашем единстве и нерушимой любви во Христе.

Это единство было запечатлено сегодня живым присутствием Начальника нашей веры Иисуса Христа во время совершения Священного Таинства Божественной Евхаристии на “страшном жертвеннике” всечестного и исторического Патриаршего кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы предстояли этому Жертвеннику, на разных языках, но едиными устами и единым сердцем прилежно вознося молитвы о верных чадах Святой Соборной Православной Церкви, сущей от конца до конца Вселенной, — духовных овцах Христоименитой паствы Святой Руси и Греции, давших миру великое множество святых.

Благословен Бог, утвердивший нас в сем единстве и благословивший наши сердца любить друг друга, как и Сам Он возлюбил нас. Почитая сегодня сокровище, которое мы вместе приняли от богоносных отец наших, защищавших единство веры и подвизавшихся в брани духовной против еретического зловерия, мы осознаем размеры ответственности, воспринятой нами как их преемниками, и, воспоминая их преданность и великую любовь ко Святой Церкви, живо ощущаем достоинство их служения и осознаем наш долг перед ними.

“Сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера Вселенную утверди”. Переживая это достоинство и величие Церкви, мы понимаем, что Церковь не есть какое-то отвлеченное понятие.

Ибо Церковь – это новая во Христе вечная жизнь. Потому и принадлежим Церкви, “и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6. 4). Церковь не умрет, ибо составляет Тело Живого Бога.
Церковь не может стать достоянием прошлого, ибо Она вечна и бесконечна.
Церковь не способна обратиться в музей, ибо Она современна всем временам.
Церковь – это сила, ибо, как прорекли неложные уста Господа, “врата ада не одолеют Ее” (Мф. 16. 18).
Церковь, как и Основатель Ее, – это Жизнь и Воскресение.

Великий наш отец и вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст, Патриарх Святой Константинопольской Церкви, говорит, что “нет ничего равного Церкви. Церковь никогда не стареет. Стены варвары разрушают, Церковь же даже бесы не одолевают. А что эти слова не хвастовство, свидетельствует действительность. Сколько их было, которые гнали Церковь и в этой борьбе погибли? Она же взошла превыше небес”.

Жестокие тираны в прошлом неоднократно восставали против Церкви Божией и воздвигали гонения на Ее верных чад. На нее обрушивались волны времени, ее тело истязало воинственное неистовство сопротивных, ее преследовали и уничтожали, однако она стоит доныне, неколебима и жива.

Несокрушимость Вселенской Церкви воспевает златоустый Иоанн, свидетельствующий: “О, человек, ничего нет сильнее Церкви. Церковь крепче неба. Сколько тиранов хотели одолеть Церковь? Где же гнавшие? Она паче солнца сияет. Тех дела угасились, она же бессмертна”.

Ваше Святейшество, возлюбленный Собрат!

Преизобильная Благодать Триипостасного Бога удостоила нашу Мерность, вместе с честным собором, сопровождающим нас, находиться сегодня среди Вас.

Искренней является неизреченная и неизъяснимая радость, которой преисполнено наше смиренное сердце, от того, что мы присутствуем здесь, ибо мы имеем твердое сознание, что находимся среди подлинных братьев и истинных во Христе Иисусе сослужителей.

Мы прибыли к Вам не только ради предусмотренного обычаем нашей Святой Православной Церкви визита мира, в качестве новоизбранного Предстоятеля Святейшей Элладской Православной Церкви, но и с тем, чтобы встретиться с многострадальным, благочестивым и мученическим, единоверным и духоносным братским народом Православной Руси, чтобы почувствовать духовную радость общения с Вашим Святейшеством, честным Предстоятелем сей достойной уважения братской Православной Церкви и честным сонмом ее святых иерархов.

Благодаря общению с Вами “возрастает вера наша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми нами” (2 Сол. 1. 3). Всматриваясь в лица благочестивых христиан, собравшихся ныне здесь и молящихся вместе с нами в этом святом храме, мы ощущаем силу веры и видим в этих лицах нетварный свет и благообразное отражение святых, образ Собора Древней Церкви времен деяний Апостолов, мучеников и катакомб.

Мы прибыли как паломники, чтобы с трепетом преклонить наши колени пред священными и благодатными мощами великих и славных русских святых: святителя Алексия, Митрополита Московского; преподобного отца нашего Сергия Радонежского; великого и славного во всем мире преподобного отца нашего Серафима Саровского; святого славного Патриарха Тихона, а также перед сонмом новомучеников, древних и современных святых, их же имена вемы и не вемы, которые своими подвижническими трудами и мученической смертью дали доброе свидетельство живой веры и надежды. Мы прибыли также, чтобы получить их благословение и укрепиться в высоком служении благочестивому народу Божию, духовным руководителем которого мы удостоились быть вместе с нашим честным епископатом во Христе Иисусе.

Ваше Святейшество, возлюбленный Собрат!

Изучая историю, мы убеждаемся, что с того самого момента, когда святая и равноапостольная Ольга приняла в Константинополе Таинство Крещения, между нашими двумя народами и Церквами всегда сохранялись нерушимые чувства любви, дружбы и уважения, которые соединили нас прочными духовными узами, неослабно связывавшими и связывающими нас до сих пор, утвержденными на едином непоколебимом основании, Господе нашем Иисусе Христе, – на камне веры нашей Православной Церкви.

Оба наших народа просветил свет Божественного Откровения, который просиял в Греческой Церкви через святых апостолов Христовых, особенно через Божественного апостола языков Павла – основателя нашей Церкви, в вашей же Русской Церкви – из Византии, через миссионерское делание Солунских братьев, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Этот божественный свет осиял в Русской земле спасительные семена Православной веры, которые проросли и сотворили древо русского благочестия цветущим на протяжении целого тысячелетия.

Множество же греческих иерархов, посланных Константинопольской Патриархией, стали мостом общения Руси с наследием Византии. Также и тесная духовная связь с византийскими монашескими центрами, особенно со Святой горой Афон, существенно способствовала формированию церковного самосознания русского народа.

Выдающиеся личности, приехавшие из Греции в Россию в византийский и послевизантийский периоды, отличились как в просвещении, так и в богословских науках, искусстве и других областях. Среди них наиболее видными были иконописец Феофан Грек, святой Максим Ватопедский, причисленный к лику святых и нашей Церковью. Настоятель Свято-Данилова монастыря Никифор Феотокис – великий подвижник в Церкви периода турецкого владычества, так же, как и избранный архиепископом Астраханским знаменитый Евгений Вулгарис, почитающиеся начинателями естественных наук.

В прошлом обе наши Церкви прошли через тяжелые испытания. Перенесли иго горького рабства и беспощадных гонений, но нисколько не поколебалась их во Христе надежда. На всем протяжении долгого рабства нашего народа в Османской империи мы обращали свои взоры на север, на “светловолосый народ”, чтобы получить помощь в избавлении от чуждого ярма. Когда же братья Орловы при Екатерине Великой пришли на Пелопоннес, находившиеся под игом рабства почувствовали воодушевление и воспряли духом, и таким образом было подготовлено великое восстание 1821 года, приведшее к освобождению Греции. После установления новой греческой государственности Россия была в числе ее покровителей. И никогда впоследствии отношения между нашими Церквами и народами не омрачались, но оставались ясными, несмотря даже на годы испытаний во время господства тоталитаризма.

Целые поколения нашего православного народа вскормлены от северных источников нашей веры, берущих начало в житии целой чреды святых старцев, благодатных клириков, таких, как Иоанн Кронштадтский, святой Серафим Саровский, старец Амвросий Оптинский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, и другие. На Святой горе Афон монастырь святого Пантелеимона, который явил в последние времена духовный подвиг во святых отца нашего Силуана Русского, является местом греческо-русского взаимообщения и срастворения православной жизни и служения Богу. Наш народ особо чтит память преподобного Силуана, равно как и святого Иоанна Русского, честные мощи которого перенесены из селения Прокопион (Малая Азия) в Новый Прокопион на острове Эвбея, где источают свое “благоухание духовное”.

Ныне, в начале третьего тысячелетия по Рождестве Христовом, в эпоху, когда человечество доказало, что оно способно на великие научные и технические достижения, служащие человеку, в эпоху, когда человечество приложило столько усилий для торжества мира, упразднения всякого разделения между людьми, отмены рабства, завоевания духовной и индивидуальной свободы, а также уважения к человеческой личности, мы с горечью убеждаемся, что, к сожалению, повседневная жизнь мира являет и иное: скорби, воинственность, кровопролитие, несправедливость, противостояния, разрушительные войны, ненависть и вражду.

Во времена, когда умножилось зло, мы как просвещенные чада Церкви, которым чужды чувства смятения, уныния и страха, призваны верой, надеждой и любовью противостать орудиям несправедливости и осудить лукавство, взращивая между собой святое единство и трудясь для торжества блага, для утверждения мира во всем мире, уважения человеческой личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, укрепления общественной справедливости и утверждения евангельских ценностей. Наше пребывание здесь имеет также целью укрепление союза мира и любви между нами, дабы, шествуя рука об руку, мы продолжали свидетельство живой надежды, которая придает смысл человеческой жизни, вводит в мир Царствие Божие и, конечно, ведет верных ко Спасению.

Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Алексий!

С глубочайшим волнением хочу заверить Вас, что благочестивый греческий народ питает великое благоговение и уважение к Православной Руси, почитает ее святых, любит ее во Христе пастырей и христолюбивый православный народ, а также берет у него пример подлинного и святого благочестия.

Памятуя о множестве благодеяний, оказанных ему русским народом в прошлом, в годы горького рабства, он испытывает глубочайшую признательность, которую неослабно хранит в своем сердце.

Передавая Вам эти чувства благодарности верных чад Святейшей Греческой Православной Церкви, мы также приносим Вашему Святейшеству, Епископату, клиру, подвижникам монашеского жития и благочестивому православному русскому народу братское целование всей Иерархии, священства, диаконства, преподобного монашества и всей Христоименитой Полноты нашей Церкви, а также ее искренние пожелания, чтобы Господь Сил и Отец Светов всегда подавал Вашей Святой Церкви Свои богатые дары от Святого Духа, утверждающие в продолжении доброго подвига благочестия и веры.

Мы молимся о Вас, а также просим, чтобы и Вы не переставали прилежно молиться о Ваших единоверных братьях, пребывающих в Греции.

Наш Священный Синод, желая достойно почтить Ваше Святейшество, всечестного Предстоятеля Русской Православной Церкви, решил преподнести от лица всей Святейшей Греческой Церкви, в воспоминание о первом посещении нашей Мерностью Вашей Церкви, это шитое золотом архиерейское облачение, созданное руками благочестивых монахинь Святой Афинской Архиепископии.

Примите его, Святейший Брат, как дар искренней любви и уважения к Вам. Просим Вас, облачаясь в него для совершения Таинства нашего благочестия, молиться с этой Священной Кафедры о нас, и о наших братьях, и о верном народе Греческой Православной Церкви, о благостоянии Святых Божиих Церквей и о мире всего мира.

Аминь».

Блаженнейший Архиепископ Христодул также преподнес Святейшему Патриарху Алексию напрестольный крест на молитвенную память о совместном сослужении Предстоятелей двух братских Православных Церквей в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Напутствуя верующих Первосвятительским благословением, Его Святейшество поздравил всех с праздничным воскресным днем и днем памяти небесного покровителя российской столицы. «Я думаю, что для всех нас было сегодня духовным утешением молитвенное общение с Предстоятелем, епископатом и клиром близкой и родной нам Святой Элладской Православной Церкви,» — сказал Святейший Патриарх.

По окончании богослужения состоялся прием в Патриарших покоях Московского Кремля.

Смотрите также: