Ущемления прав православных верующих в Эстонии обсуждаются на встрече в рамках ОБСЕ в Гааге

26 июня в Гааге состоялся семинар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «Свобода религии и убеждений в регионе ОБСЕ: вызовы законодательству и практике». Одной из основных тем являлся вопрос о регистрации религиозных организаций. В связи с этим в выступлении исполняющего обязанности секретаря ОВЦС по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви протоиерея Николая Балашова был поднят вопрос об отказе в регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В работе семинара принял участие также представитель ЭПЦ МП протоиерей Леонтий Морозкин. Ниже приводится текст распространенного на семинаре заявления представителя Московского Патриархата.

Глубокую озабоченность Русской Православной Церкви вызывает многолетняя дискриминация Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП), которая объединяет подавляющее большинство православных в Эстонии (более 90%, или около 100 000 человек) и является второй по численности (после Евангелическо-Лютеранской Церкви) религиозной общиной страны. Значительную часть ее членов составляют представители национальных меньшинств страны; многие из них относятся к категории так называемых «неграждан»; эти лица подвергаются также дискриминации по признаку языковой и культурной принадлежности. Этих людей пытаются лишить и права выбора той Церкви, к которой они желают принадлежать, поскольку именно с ней связаны исторические истоки эстонского православия. Власти считают нежелательным, чтобы русскоязычные верующие выбирали себе тех пастырей, которым они доверяют духовное руководство. Правда, полноценный юридический статус предоставлен Эстонской Апостольской Православной Церкви в духовной юрисдикции Константинопольского Патриархата. Однако к ней, несмотря на благожелательное отношение властей, принадлежит лишь малая часть православных верующих в Эстонии.

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, существующая на территории Эстонии не менее семи столетий, в течение восьми последних лет осуществляет свою деятельность фактически вне рамок закона, поскольку в 1993 году ей было отказано в перерегистрации устава в соответствии с принятым в том году Законом Эстонской Республики о Церквах и общинах. В мае сего года Министерство внутренних дел Эстонии в очередной, уже седьмой раз отказало в регистрации ЭПЦ МП, несмотря на то, что устав был вновь переработан в соответствии с указаниями министерства и, согласно отзывам сотрудников департамента по делам религиозных организаций того же министерства, не содержал положений, которые могли бы составлять препятствие для регистрации. Одним из оснований для отказа неожиданно стало то обстоятельство, что, по мнению министерства, название регистрируемой Церкви недостаточно отличается от названия уже зарегистрированной религиозной организации (Эстонской Апостольской Православной Церкви), несмотря на то, что в их наименованиях присутствуют три несовпадающие слова. Верующие не понимают, каким образом их Церковь может быть переименована, чтобы удовлетворять пожеланиям чиновников. Ясно, что она не может отказаться от слова «Церковь», которое отражает их самопонимание; она не может не называться «Православной», поскольку в течение многих веков именно так именуется вероучение, исповедуемое ими; она также не может изъять из своего наименования название страны, где осуществляет свою деятельность, поскольку такова общепризнанная практика всех Православных Церквей. А при сохранении этих трех слов ее название остается неприемлемым для представителей Эстонского государства, которые парадоксальным образом кажутся заинтересованными в конфликте с православными жителями собственной страны и в разделении эстонского населения по религиозному принципу.

Положение ЭПЦ МП может стать еще более тяжелым в случае вступления в силу нового варианта Закона о Церквах и приходах, одобренного Эстонским парламентом 13 июня сего года. Согласно § 3 ст. 14 законопроекта, не подлежит регистрации Церковь, «чье постоянное или временное административное или хозяйственное управление осуществляется или чьи решения утверждаются руководителем или органом Церкви или союза приходов, действующего вне Эстонии». Таким образом, полагается уже законодательное препятствие для регистрации ЭПЦ МП, поскольку решения ее соборов и избрание ее главы, согласно Томосу 1993 года и общим нормам православного канонического права, утверждаются Патриархом Московским и всея Руси. Если говорить о Православной Церкви, то требованиям нового эстонского законопроекта может отвечать только автокефальная, полностью независимая Церковь. Однако провозглашение автокефалии в Эстонии в настоящее время невозможно – хотя бы уже потому, что, согласно канонам Православия, для этого требуется наличие не менее трех епископов в данной Церкви. Поэтому нормы данного законопроекта вступают в неразрешимое противоречие с многовековыми конфессиональными нормами и воспринимаются православными верующими в Эстонии как грубое и необоснованное вмешательство светского государства во внутреннюю жизнь их религиозной организации.

В не менее сложном положении оказываются верующие Армянской Апостольской Церкви, Методистской Церкви в Эстонии и других религиозных организаций, которые также имеют духовные центры за пределами Эстонской Республики.

По нашему убеждению, сложившееся положение вступает в очевидное противоречие со стандартами ОБСЕ в области обеспечения свободы вероисповедания и прав национальных меньшинств. Считаем, что в Эстонии прямо нарушаются нормы, отраженные в основополагающих международно-правовых актах, в частности:

— ст. 2 Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; — ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; — Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; — ст. 16.3 и 16.4 Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г.; — ст. 32, 33 Документа Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.; — Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Убеждены, что острота проблемы в настоящее время требует незамедлительной реакции международного сообщества, всех европейских структур. Особую роль в этом плане, на наш взгляд, должна сыграть ОБСЕ, которая ставит во главу угла концепции всеобъемлющей безопасности соблюдение прав и основных свобод человека.

Смотрите также: