Вторые общероссийские общественные чтения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви

22.06.2001 · Архив 2001  

Коммюнике

18 июня 2001 года в Московской Духовной академии, в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (город Сергиев-Посад) состоялись Вторые общероссийские общественные чтения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Чтения проводятся по инициативе депутатов Государственной Думы РФ В.В.Гальченко и В.Е.Коптева-Дворникова. По словам В.В.Гальченко, сопредседателя Комитета по проведению общероссийских общественных чтений Основ социальной концепции РПЦ, замысел Чтений состоит в «организации полномасштабного церковно-общественного диалога с целью актуализации отечественных духовных традиций для выработки социального, экономического, политического мировоззрения, удовлетворяющего потребностям самосознания российского общества и способного ответить на вызовы современности».

Участников чтений приветствовали архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии, иерей Петр Иванов, помощник Управляющего Московской епархии по церковно-общественным вопросам, протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, другие духовные лица. В чтениях приняли участие профессора Московской Духовной академии и Свято-Тихоновского православного богословского института, Российской академии государственной службы, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, руководители ряда православных общественных организаций. Широко были представлены общественность Москвы и Московской области, средства массовой информации.

Обсуждение Основ социальной концепции РПЦ велось по семи секциям:

1. Вопросы государственного и гражданского строительства в свете православного мировоззрения (руководитель — В.В.Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан; сопредседатели — священник Константин Татаринцев, политолог А.Я.Большунов).

2. Христианская этика и светское право (руководитель — протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной академии).

3. Труд и его плоды: экономические отношения в свете православного мировоззрения (соруководители — А.И.Щербаков, заместитель заведующего кафедрой социальной политики Российской академии государственной службы, О.В.Шведов, преподаватель Московской Духовной академии).

4. Православие, культура, образование; проблемы социокультурной и гражданской идентичности россиян (руководитель — диакон Андрей Кураев, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института).

5. Здоровье личности и народа: семья, демография, биоэтика (соруководители: архимандрит Платон (Игумнов), профессор Московской Духовной академии, священник Антоний Ильин, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата).

6. Православие и СМИ (руководитель — М.Л.Шевченко, шеф-редактор газеты «НГ-религии»).

7. Православие и вызовы глобализации (руководитель — протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей).

Итоги работы секций были подведены на заключительном пленарном заседании в форме докладов руководителей секций.

По единодушному мнению участников, чтения выявили, в первую очередь, высокий уровень заинтересованности общества в диалоге с Церковью, его потребность в активной гражданской позиции Церкви. Как сказал диакон Андрей Кураев, поразительно изменилась модальность отношения общества к Церкви: совсем недавно отношение к Церкви выражалось преимущественно в том, что «она не должна» вмешиваться в образование, в политику и тому подобное; теперь же мы слышим, что «Церковь должна». В обсуждениях на секциях по инициативе рядовых участников чтений поднимался широкий круг вопросов: от проблем гражданской и социокультурной идентичности россиян до перспектив участия Церкви в конкретных сферах общественной жизни, образовательных, социальных, экономических программах. Особенно подчеркивалось участниками значение Православия для сохранения и восстановления духовного архетипа российского общества. С другой стороны, выяснилось, что ответы, которые дает Церковь на жизненные вопросы, зачастую оказываются непонятными обществу в силу дефицита духовной культуры и религиозного образования. Поэтому основной вывод участников чтений можно сформулировать так: сегодня как никогда необходимо духовное просвещение людей. Участники чтений выразили неудовлетворенность уровнем миссионерско-образовательной активности Церкви. Общероссийские общественные чтения Основ социальной концепции, по единодушному мнению участников, могут сыграть важную роль в духовном просвещении общества, в восстановлении основ православного мировоззрения и связанного с ним отношения к быту, семье, труду, государству и так далее. Но для этого к участию в чтениях должны привлекаться «широкие массы». Подчеркивалось, что более активную позицию в деле духовного просвещения должны занять СМИ. При этом представители СМИ, участвовавшие в чтениях, отмечали, что сами нуждаются в разъяснении позиции Церкви по тем или иным жизненным вопросам, а для этого – в системно организованном информационном взаимодействии с Церковью. Представители СМИ одновременно настаивали, что и Церковь должна изменить «тональность проповеди», приблизить ее к формам и ритмам современной жизни.

Участники чтений сделали еще один важный вывод: Церковь, Православие располагает убедительными ответами на вызовы современности, подходами к решению самых главных и наболевших проблем (речь идет, например, о вопросах государственного и гражданского строительства, развитии экономических и трудовых отношений, вызовах глобализации, развитии образования и так далее). Эти ответы и подходы, по единодушному мнению участников чтений, должны стать достоянием широкой общественности. Сегодня они, к сожалению, мало известны обществу.

Участники чтений сформулировали немало конкретных предложений, ряд из которых заслуживает серьезного к себе отношения. Например, была высказана мысль, что целесообразно разработать школьные учебники и программы, с одной стороны, удовлетворяющие требованиям государственного стандарта, а с другой – отражающие позицию Православия по основным мировоззренческим вопросам. В работе секции «Вопросы государственного и гражданского строительства» по инициативе С.Градировского (сотрудника С.В.Кириенко) обсуждался вопрос о конкретных шагах (инициативах), с которых может начаться полномасштабное сотрудничество Церкви и государства (таким шагом, по мнению ряда участников дискуссии, может стать государственный заказ на новую деловую этику).

Участники чтений выразили сожаление, что Основы социальной концепции РПЦ остаются неизвестными широким кругам общественности и настаивали на необходимости издания Основ большим тиражом.