Итоговый документ круглого стола: «Религиозное образование в России: проблемы и перспективы»
25.04.2001 · Архив 2001
«Материализм, бывший на протяжении прошлого столетия господствующей идеологией, ныне отступает, опустошив и обезволив души людей. Растерянные, сбитые с толку, утратившие исторические корни и связи, они стремятся к преодолению одиночества и душевной пустоты. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний, опыта духовной брани, преодоления страстей, духовного трезвения, они нередко попадают в капкан примитивного магизма. Образуется благоприятная почва для распространения тоталитарных сект, колдовства, суеверий, от которых недалеко до поклонения злым духам».
/Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на девятых международных Рождественских чтениях 21 января 2001г./.
В работе круглого стола «Религиозное образование в России: проблемы и перспективы», состоявшегося 24 апреля 2001 года в Государственной Думе РФ, участвовали представители религиозных конфессий: Русской Православной церкви, Центрального духовного управления мусульман России, Римско-католической церкви, представители иудейских, протестантских и других религиозных объединений, сотрудники Министерства образования РФ, Российской академии образования, Московского Комитета образования, Комиссии по правам человека при Администрации Президента РФ и других государственных и общественных организаций. А также преподаватели и директора средних школ и высших учебных заведений. По благословению митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Югославия), в работе круглого стола принял участие ректор Цетиньской семинарии епископ Иоанникий.
В ходе обсуждения проблем образования участники круглого стола, осознавая актуальность и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания и образования для выхода России из состояния кризиса и роль образовательных учреждений в решении этой проблемы, признавая высокую значимость конституционного принципа свободы совести, а также соответствующих проблеме положений Всеобщей декларации прав человека, в которой, в частности говорится, что «РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СВОИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ» (Всеобщая декларация прав человека, 1949 год. Статья 26, пункт 2), согласились в следующем:
Считать удовлетворительным и единственно приемлемым на сегодня принцип государственной (муниципальной) системы образования, который заключается в том, что никакая религия, равно как и насаждение атеизма и агностического взгляда на мир не могут прямо или косвенно устанавливаться в качестве обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Абсолютно недопустимым является проникновение в школу оккультно-мистических учений и деструктивных культов, в том числе под видом общественных и коммерческих организаций.
Считать удовлетворительным, принятый на сегодня принцип светскости характера государственной (муниципальной) системы образования в РФ, который заключается в том, что государственное образование может быть религиозным, то есть основанном на религиозном мировоззрении и может изучать ту или иную систему историко-вероучительных знаний, но не может быть клерикальным – рассчитанным на подготовку клириков, и не может включать в себя обучение отправлению какого-либо культа.
В рамках целей и задач, решаемых государственной (муниципальной) системой образования, основной целью и содержанием религиозного образования, изучения религии в светской школе является приобщение учащихся к знаниям о духовных и культурных ценностях традиционных религий России.
Необходимо осуществлять более тесное взаимодействие школы (в том числе высшей), управленческих структур системы образования и традиционных религиозных конфессий России в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании детей, учащейся молодежи.
Духовно-нравственное воспитание и образование учащихся особенно важно сейчас, для преодоления разнузданной пропаганды цинизма и насилия, пьянства, наркомании, половой распущенности и жестокости, в условиях агрессивности проникающих в школу деструктивных сект. А также в условиях гражданской пассивности и нравственного безразличия, наступивших в результате утраты тысячелетних духовно-нравственных ценностей Российского государства.
Учебные курсы базового гуманитарного образования, а также преподавание естественнонаучных дисциплин, должны опираться на духовное, культурно-историческое и нравственное наследие народов России. Они должны включать изучение памятников древнерусской литературы, церковно-славянского языка, сочинений и материалов религиозной мировоззренческой направленности.
Изучение естественнонаучных дисциплин должно содержать примеры о высокой моральной ответственности перед людьми, исповедуемой такими учеными с мировым именем как Паскаль, Ломоносов, Павлов, Менделеев, Ньютон и Кеплер, святитель Лука Войно-Ясенецкий. Это относится и к моральной оценке таких направлений практической науки как ядерные исследования, генная инженерия и подобным, особенно же к искажающим образ Божий в человеке. Преподавание основ дарвинизма (имеющего в своей основе неоязыческое расистское учение Мальтуса) должно сопровождаться уведомлением, что это – всего лишь одна из конкурирующих научных гипотез о мироустройстве.
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО:
1. Придать проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся приоритетный статус в системе задач национального образования в России и отразить это в Национальной доктрине образования РФ и в соответствующих законодательных и подзаконных актах.
2. Пересматривать и дорабатывать содержание общеобразовательных, дошкольных, профессиональных вузовских и дополнительных учебных программ с точки зрения включения в них ценностей традиционной отечественной духовной культуры.
3. Создавать вариативные программы и базовые стандарты основного образования, прежде всего в области гуманитарных учебных дисциплин, опирающиеся на традиционные мировоззренческие и духовно-нравственные ценности народов России. Укреплять их ценностный духовно-нравственный потенциал.
4. Разрабатывать перспективные направления развития гуманитарного образования и воспитания в Российской Федерации с учетом духовно-нравственных, религиозных, культурных, гражданско-правовых и государственно-патриотических традиций народов России.
5. Поддержать введение теологии и поликонфессионального стандарта теологии в систему высшего образования, в том числе создание кафедр и факультетов теологии в государственных университетах и Учебно-методического объединения по теологии при МГУ.
6. Обратить особое внимание на подготовку кадров для работы в перечисленных направлениях и на сотрудничество в этом деле с традиционными религиозными конфессиями, внесшими основной вклад в развитие российской культуры и государственности за ее тысячелетнюю историю.
Государство должно обеспечивать возможности реализации законных прав граждан на религиозное образование, оказывать содействие, включая правовую, а также целевую материальную и финансовую помощь для того, чтобы как на базе светских, государственных и муниципальных, так и негосударственных образовательных учреждений были созданы условия для образования и воспитания учащихся на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Принято с учетом поправок и замечаний, сделанных на круглом столе «Религиозное образование в России: проблемы и перспективы»
24 апреля 2001 года