Состоялось первое заседание координационного комитета по диалогу Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской Церквами

27.04.2001 · Архив 2001  

Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви /

20 марта в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, состоялось первое заседание координационного комитета по диалогу Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, принадлежащими к семье древних восточных (дохалкидонских) Церквей.

После пятнадцати веков разделения вторая половина XX столетия ознаменовалась началом интенсивного и плодотворного богословского диалога между Православными и ориентальными Церквами, в котором на протяжении многих лет в составе всеправославного представительства принимала участие и Русская Православная Церковь. В результате этого диалога были достигнуты соглашения, подписанные представителями Церквей, важнейшее из которых — «Второе общее заявление и предложения церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990). Его суть в том, что вера двух семей – идентична, различаясь лишь понятийно. Этот документ был направлен в Церкви для обсуждения и рецепции. В Русской Православной Церкви изучение осуществлялось Синодальной Богословской комиссией (1994-1997 гг.). По результатам обсуждения, по рекомендации Богословской комиссии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года принял постановление о необходимости уточнения христологических формулировок этого документа. Во исполнение этого постановления Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 30 марта 1999 года принял решение о начале прямого двустороннего диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквами.

Задача, стоящая перед заседанием координационного комитета, – определить повестку и детализировать формат предстоящего богословского диалога. В состав координационного комитета входят: от Восточных Православных Церквей митрополит Дамиеттский Бишой, секретарь священного Синода (Коптская Православная Церковь), сопредседатель координационного комитета; епископ Язирахский и Евфратский Мар Евстафий Матта Рохам (Сирийская Православная Церковь); архимандрит Нарег Алемезян, руководитель экуменического офиса (Киликийский Католикосат); от Русской Православной Церкви — игумен Иларион (Алфеев), секретарь ОВЦС по межхристианским связям, сопредседатель координационного комитета; протоиерей Валентин Асмус, преподаватель МДА; священник Владимир Шмалий, преподаватель МДА.

20 марта участники заседания координационного комитета были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и имели с ним продолжительную и содержательную беседу. Говоря о значении двустороннего диалога Русской Православной Церкви с древними Восточными Церквами, Святейший Патриарх особо отметил, что начало двусторонних переговоров не означает, что Русская Православная Церковь ставит под сомнение значение общеправославного богословского диалога, успешно продолжающегося последние десятилетия. Русская Православная Церковь по-прежнему будет участвовать в диалоге Православных Церквей с Древними Восточными Православными Церквами по всему спектру обсуждаемых ныне вопросов, включая пастырские и литургические темы. Но необходимо, с другой стороны, придать новый импульс дальнейшему взаимному изучению богословских традиций Православной и Древних Восточных Церквей, прежде всего, в сфере христологической терминологии. При этом важно приложить максимум усилий не для защиты документов или формул согласия, а для обретения самого этого согласия в вопросах веры между нашими Церквами.

В ходе беседы Святейший Патриарх Алексий II через митрополита Бишоя (Коптская Церковь) пригласил Папу и Патриарха всея Африки Шенуду III совершить официальный визит в Русскую Православную Церковь.

В тот же день участники заседания координационного комитета были приняты председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Митрополит Кирилл высоко оценил значение вновь начинаемого богословского диалога. При этом он особо отметил, что, будучи богословским по своей сути, диалог не должен быть сведен к одной лишь отвлеченной академической дискуссии. Этот диалог должен дать возможность встречи представителей двух духовных традиций, имеющих один общий корень. Кроме того, наряду с собственно богословскими аспектами диалога, необходимым представляется тщательное взаимное изучение традиций, жизни и служения вступающих в диалог Церквей (в частности, в сфере образования, социального служения, миссии). Весьма актуальным является обмен мнениями и согласование действий в области взаимоотношений христианства с обществом, культурой, наукой, в сфере миссии и ответов на острые вопросы современности. В частности, этому могло бы способствовать и совместное изучение «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной Церкви.

Смотрите также: