Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы наших читателей. (Газета «Россия», 19 апреля)
19.04.2001 · Архив 2001
(Газета «Россия», 19 апреля)
— “Владыко, насколько мне известно, существуют разные, в том числе диаметрально противоположные точки зрения на возможность и желательность сотрудничества Православной и Католической Церквей, Московского Патриархата и Ватикана. Какую позицию по этому вопросу занимаете Вы?” (А.Казимиров, Воронеж)
— Переживаемый нами период истории характеризуется повсеместным игнорированием нравственных ценностей, проповедуемых христианством, подменой их чуждыми для верующего человека так называемыми либеральными идеями. Им противостоят традиционные религиозно-нравственные ценности, укорененные в многовековом историческом и культурном опыте народов. В подобных условиях видится настоятельно необходимым объединение усилий христиан для совместного свидетельства перед современным миром о необходимости устроения человеческого общежития в согласии с заповедями Спасителя.
Русская Православная Церковь открыта к диалогу с инославными христианами, в том числе и с Римско-Католической Церковью, во имя предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов, разрешения социальных, политических, экологических и прочих проблем, волнующих человеческое общество. Однако в последние годы диалог с Римом омрачают два обстоятельства: дискриминация православных на Западной Украине, провоцируемая греко-католиками в союзе с украинскими националистами, и прозелитизм, осуществляемый католическим духовенством и монашествующими на канонической территории нашей Церкви. В результате три православные епархии на Украине — Львовская, Тернопольская и Иваново-Франковская — оказались в полном смысле слова разгромлены униатами, а в России продолжается “похищение душ” наших соотечественников, крещенных в Православии либо принадлежащих к нему культурно-исторически.
Оценивая сложившуюся ситуацию, наша Церковь исходит из того, что улучшение отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом возможно только на путях уврачевания существующих конфликтов и принципиального отказа Рима от каких-либо шагов, которые могут быть расценены православными как недружественные.
При этом необходимо заметить, что у Русской Православной Церкви существуют взаимоуважительные отношения сотрудничества с католическими организациями, монастырями, епархиями, приходами, учебными заведениями, искренне стремящимися поддерживать равноправный диалог с православными и учитывающими их интересы. Так, например, в марте монахи-доминиканцы, знающие о глубоком почитании в России святителя и чудотворца Николая, доставили из итальянского города Бари в Москву частицу мощей этого угодника Божия. Отныне частицы мощей святителя Николая будут покоиться в Храме Христа Спасителя в Москве и в ныне строящемся Калининградском кафедральном соборе.
— Церковь у нас отделена от государства, но она не может быть вне политики. Владыко, как Вы относитесь к тем политическим переменам, которые осуществляет в стране Президент В.Путин”? (М.Иванов, Санкт-Петербург)
— После того, как достоянием истории стал богоборческий режим с его идеологией государственного атеизма, Русская Православная Церковь получила возможность нестесненно осуществлять свое служение в российском обществе. Знаковой приметой новых времен стал постоянный активный диалог Церкви с законодательной и исполнительной властью всех уровней, политическими объединениями и общественными организациями в решении множества проблем, стоящих перед Россией и миром. Согласно Конституции, Церковь отделена от государства, но она не отделена и не может быть отделена от общества. Церковь исходит из того, что нет власти не от Бога, но ей далеко не безразличны нравственная составляющая государственной политики, положение народа, воспитание подрастающего поколения, степень социальной защищенности малоимущих и немощных, сохранение национальной культуры и окружающей среды, — словом, все, из чего слагается мир, в котором предстоит жить нашим детям.
С удовлетворением могу свидетельствовать, что на протяжении последнего года отношения между Церковью и государством развиваются динамично и в интересах всего общества. Церковь и властные структуры равно стремятся к взаимопониманию в общем стремлении способствовать решению насущных проблем страны. Президент В.В. Путин, на мой взгляд, проводит взвешенную, направленную на благо Отечества политику, реальные плоды которой заметны уже сегодня. В обществе ощущаются признаки стабильности, усиления правовой защищенности граждан, оживления национальной экономики. Внешняя политика России ныне диктуется защитой ее национальных интересов на международной арене и прав ее граждан за рубежом, включая права верующих. Подобные благотворные политические перемены находят поддержку и одобрение Церкви.
— “В советское время я была атеисткой, о религии практически не задумывалась, хотя и вражды к ней никогда не испытывала. Но, оказавшись в одночасье без работы и по существу без средств к существованию, стала все чаще захаживать в церковь. В ней я нахожу утешение и силу жить. Но все равно временами все кажется таким беспросветным… На что же нам надеяться? Может быть, Вы знаете?” (А.Панова, Курск)
— К великому сожалению, последствия из поколения в поколение насаждавшегося в нашей стране атеистического воспитания еще очень долго будут сказываться на жизни ее граждан. Общество только теперь начинает осознавать, как безжалостно оно было обобрано в духовно-нравственном отношении, сколь много утрачено из бесценного наследия прежних поколений православных русских людей. Тем не менее, все больше людей находят дорогу к Богу, дорогу к храму. Десять лет назад скептики еще могли говорить о том, что массовый приход людей в Церковь есть всего лишь дань моде, но ныне мы можем свидетельствовать о серьезности этого процесса. Сегодня православные не только посещают храмы, но и активно участвуют в социальной, благотворительной, реставрационной, образовательной и иных видах общественного служения своих приходов.
Молитвенное присутствие за богослужением, конечно, подает великое утешение скорбящему сердцу, ибо храм — это место, в котором особо ощущается близость к нам Бога. Но для того, чтобы обрести полноту духовной жизни, почувствовать силу и милость Божию, необходимо регулярно участвовать в таинствах Покаяния и Причащения, ибо только так мы можем очистить душу от тяготящих ее грехов и соединиться с полнотой Божественной Жизни. Также необходимо стремиться по мере сил заботиться о ближних. Уверен, что на этом пути вы, с помощью Божией, разрешите многие свои проблемы.
— “На этой неделе Россия отмечает два удивительных праздника: 40-летие первого полета человека в космос и светлое Христово Воскресение. Сын человеческий и Сын Божий проложили для человечества новые дороги в будущее. И обе устремлены в небо. Но одна ведет к совершенству техническому, другая — к совершенству духовному. Нет ли здесь противоречия? ” (Б.Ильинский, Московская обл.)
— Технический прогресс и вечное спасение — явления совершенно разные по своей природе, и потому не считал бы уместным рассматривать их в одной плоскости. Воскресение Господа Иисуса Христа, даровавшее роду человеческому жизнь вечную, — событие во вселенской истории беспрецедентное по своим последствиям. Отныне каждый человек имеет надежду на то, что с физической смертью жизнь его не прекратится, но продолжится в Боге. “Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15. 21-22). Воскресение Христово является средоточием христианской веры. Великой жертвой Спасителя определяется, в перспективе жизни вечной, наше сегодняшнее отношение к себе, к ближним и к миру. Заповеди Христовы устанавливают систему наших жизненных ценностей. Мерой нравственного совершенства Господа воплотившегося задается масштаб всему, что совершает человек в своей жизни.
Творец создал окружающий нас мир для того, чтобы человек хранил и познавал его, был соработником Господа. Однако грех людей извратил замысел Бога о мире и человеке. С того момента научно-технический прогресс стал в основном служить удовлетворению потребностей физической природы помраченного грехом человека Увы, слишком часто достижения науки и техники становятся орудиями таких пагубных человеческих страстей, как гордость, властолюбие, тщеславие, отчуждение от других людей, неутолимая жажда потребления и комфорта. И потому Церковь призывает пользоваться результатами научно-технической деятельности с рассуждением, указывая на необходимость сопряжения научного знания с религиозно-нравственными ценностями. Полет Юрия Гагарина в космос стал величайшим событием ХХ столетия, и Россия по праву гордится этим великим научным свершением. Но сегодня в мире уже созданы комплексы военно-космических вооружений, разрабатываются сценарии будущих “звездных войн”. И потому вера в Бога вовсе не противостоит научному познанию, но лишь уберегает человечество от самообольщения собственным мнимым всемогуществом, которое со времен попытки возведения Вавилонской башни неизменно заканчивалось великими трагедиями. Только при таком подходе достижения науки и техники смогут принести истинные блага человечеству, будут способствовать познанию и преображению созданного Богом мира, благотворно скажутся на жизни рода человеческого.
— За последнее десятилетие Россия резко сдала экономически. Одновременно в стране прибавилось храмов, монастырей, больше стало по-настоящему воцерковленных людей. Получается так, что одновременно как бы прибавляется духовный потенциал и падает материальный. Не нуждается ли наш народ в прививке протестантской этики?” (Я.Болдырев, Нижний Новгород)
— Механическое копирование чужеродного культурно-цивилизационного опыта и бездумное перенесение его на исторически сложившуюся в иных условиях систему ценностей, навыков и отношений, как показывает практика многих стран, зачастую не только не приносит желаемых плодов, но и может привести к прямо противоположным результатам. Россия сформировалась как страна, основополагающим духовным фактором развития которой было Православие. Ныне, после долгих десятилетий ее насильственного отчуждения от традиций православного хозяйствования, становится совершенно очевидно, что слепое копирование западного (или восточного) опыта стало бы губительным для нашей страны. Главными же нашими экономическими, а не только моральными потерями в прошлом я считаю утрату или девальвацию таких нравственных императивов, как честность, верность своему слову, порядочность и добросовестность, и именно в этом я вижу причины тяжелого экономического положения в нашей стране.
Русская Православная Церковь, возрождающаяся ныне, ставит своей первоочередной задачей не только восстановление храмов и монастырей, хотя это и очень важный аспект ее деятельности. Главное — утвердить принципы христианской этики в обществе, способствовать тому, чтобы христианская нравственная мотивация стала органичной и единственно возможной для человека при решении им проблем личной, семейной, общественной жизни, вплоть до деловой, профессиональной, политической деятельности. Когда в обществе будут доминировать нравственные принципы, заложенные Богом в основание сотворенного им мира, тогда возрастающее потребление материальных ценностей будет ко благу человека.
Что же касается так называемой протестантской этики, то вспомним, что Япония и другие процветающие страны Юго-Восточной Азии, совершили экономический и технологический прорыв в следующий век без всякой опоры на “протестантскую этику”. А православные русские купцы и промышленники начала ХХ века, которые вывели Россию в число наиболее динамично развивающихся держав мира, возможно, о “протестантской этике” даже не слышали. И при этом, кстати, были великим благотворителями и жертвователями. — Либеральные ценности все больше вторгаются в нашу жизнь. Но у России свои тысячелетние традиции, нормы поведения. Что же нам делать: решительно отвергать то, что приносится с Запада? Опираться только на свое исконное? Или искать что-то среднее?” (М.Сысоева, Новосибирск)
— Действительно, сегодня с особой остротой обозначилось противостояние в мире универсального либерально- цивилизационного стандарта и национальных культурно-религиозных ценностей. Опасность либеральной интерпретации картины мира заключается в том, что в ней отсутствует само понятие греха, и, таким образом, не предусматривается его преодоление. Напротив, греховные проявления человека допускаются и узакониваются, если они не входят в противоречие с действующим законодательством и не стесняют свободы самовыражения другого человека. В итоге либеральный стандарт создает условия для раскрепощения греховного начала в человеческой личности. Здесь либеральная идея прямо противоположна христианству, которое свидетельствует о присутствии в нашем искаженном грехом мире активного и разрушительного зла. Христианство противостоит греховному началу в человеческой природе, предлагая пути и способы его преодоления духовно совершенствующейся личностью. Либерализм же провозглашает приоритет действительно нуждающихся в защите фундаментальных прав и свобод личности и общества, однако при этом неизбежно проходит путь от терпимости ко греху до его оправдания и, в конечном итоге, утверждения как нормы жизни.
На мой взгляд, было бы полезным широкое обсуждение в обществе данной проблемы с непременным участием Русской Православной Церкви, а также представителей других традиционных для России религий. Мы должны настаивать на том, что если либеральная идея сегодня полагается в основу государственно-общественного устройства нашей страны, то необходимо в полной мере учитывать систему отношений традиционных для России ценностей, исходя из того, что подавляющее большинство граждан нашей страны считают себя православными. Видение данной проблемы было во всей полноте выражено в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году и являющихся важным мировоззренческим документом.
— “Самая обездоленная часть нашего народа живет сейчас в деревне: повальное пьянство, вырождение физическое и нравственное. Что может сделать Церковь для спасения сельского населения?” (И.Ефимов, Владимирская обл.)
— Духовно-нравственный и экономический упадок русской деревни — пожалуй, одна из самых болезненных проблем нынешней России. Убежден, что начало деградации сельской жизни датируется временем закрытия местных приходов.
И если сегодня говорить о конкретных усилиях Церкви, направленных на возрождение сельской России, то в первую очередь речь должна идти о восстановлении сельских приходов, полноценная деятельность которых неизбежно окажет положительное воздействие на весь строй жизни и отношений живущих вокруг людей. Имеется немало достоверных свидетельств того, как через возвращение к Церкви люди освобождаются от губивших их пороков, находят решение тяжелых проблем, обретают смысл жизни и труда, несмотря ни на какие трудности. В своей подвижнической деятельности православные священнослужители призваны взаимодействовать с сельскими учителями и работниками культуры. Думаю, что от совместных усилий именно этих людей в немалой степени зависит сегодняшнее выживание и завтрашнее процветание российской деревни.