ПAТРИAРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРAВЛЯЕТ ЧИТAТЕЛЕЙ «РОССIИ» С РAЗДНИКОМ ПAСХИ. Интервью Святейшего Патриарха Алексия II газете «Росся» («Росся» от 13 апреля 2001 года)
13.04.2001 · Архив 2001, Слово Патриарха
Интервью Святейшего Патриарха Алексия II газете «Россiя» («Россiя» от 13 апреля 2001 года)
Нынешний год примечателен одним из тех редких случаев, когда и православные, и католики, и протестанты отпразднуют Пасху в один день. В преддверии Светлого Христова Воскресения – праздника праздников и торжества из торжеств, как поется на пасхальном утреннем богослужении – к читателям нашей газеты с приветственным словом обращается Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
В дни, когда христианский мир празднует Воскресение Христово, победу жизни над смертью, Святая Церковь призывает нас явить верность Господу в борьбе с унынием, гнетом забот, душевными переживаниями. В Евангелии говорится: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16. 10). Бог да дарует каждому посильное терпение. Знайте, что Он не оставит вас без Своей помощи, пошлет утешение и духовную радость. Всем вам, дорогие мои, желаю мира, здравия, духовной радости. Молюсь о стране нашей и о народе ее.
— С чем Церковь вступила в третье тысячелетие? Каких изменений Вы ожидаете от новых времен? — Христианский взгляд на общество и исторический процесс зиждется на евангельском Откровении, которое свидетельствует о борьбе греха и добродетели в «мире сем», о нелегкой судьбе Церкви в этом контексте. За ХХ век Русская Православная Церковь прошла сквозь тяжелые испытания. Более семидесяти лет она подвергалась жесточайшим гонениям, множество иерархов, клириков и мирян было репрессировано. Сейчас, слава Богу, ситуация изменилась. Православные обители и храмы переживают возрождение. Однако некоторые последствия времен богоборчества до сих пор не преодолены. Церкви нужно создать доступную для каждого ребенка систему религиозного образования, возродить повсеместную деятельность православных благотворительных учреждений, в полную силу заговорить с телеэкрана.
Сегодня все знают, что даже в годы тотального атеизма с церковного амвона звучал призыв к покаянию и к прекращению вражды. Ныне к голосу Церкви прислушиваются все чаще. Отрадно, что наши соотечественники возвращаются к исконным религиозным корням. Сейчас, когда расцерковленное, во многом лишенное подлинного нравственного идеала самосознание народа подвержено соблазнам, Православная Церковь особенно желает воззвать людей из бездны духовной пустоты, дабы они смогли обрести смысл бытия в истинной вере Христовой.
Апостол Павел призывает людей носить «бремена друг друга» (Гал. 6. 2). В нынешний период стремительного обновления народной жизни Церковь старается помогать не только своим членам, но и всему обществу в разрешении трудностей и противоречий, порождаемых непростой эпохой перемен. Церковь не стоит в стороне от общественных процессов, стараясь придать им моральное измерение, направить в сторону созидания мира и утверждения справедливости.
— Наверняка продолжаются попытки создать общую для всех религию. Ваше к этому отношение? — Подобные явления достаточно характерны для современной жизни. Многие секты и псевдохристианские организации широко развернули свою проповедь, «вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3. 13). Опасность состоит в том, что многие сейчас по сути возвращаются к чисто языческому пониманию религиозности. Кроме этого, стремление обрести некую «новую духовность» подчас приобретает формы уродливого синкретизма.
Церковь, являясь духовным стержнем общества, призвана изменять его в лучшую сторону, а не идти на поводу у модных нововведений, противоречащих фундаментальным основам Православия. Ибо для нас всегда значимы слова апостола Павла из его Послания к Тимофею: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6. 20). При этом хотелось бы отметить, что христианство не является, как, например, индуизм, локальной национальной религией. Оно приветствует все народы, стремящиеся к Христу, не делая между ними различий. Мы также ведем диалог и сотрудничаем с традиционными религиями России и других стран мира. Но нас совершенно не привлекает идея “смешения вер”, игнорирования существующих между религиями принципиальных вероучительных различий.
— Каким представляется выход Церкви из ее сложного экономического положения, не дающего возможности в полной мере заниматься социальным служением, миссией?
— Действительно, сегодня Церкви очень не хватает материальных средств и помещений, которые нужны для полноценной общественно полезной деятельности – благотворительной, просветительской, социальной. Пожертвования прихожан и отдельных предприятий, доходы от производственной работы церковных структур совершенно не покрывают наших нужд. Наверное, стоит активизировать диалог с государством и обществом, нацеленный на то, чтобы облегчить верующим людям поддержку церковного возрождения. Надеюсь, что государство, чьи предшественники силой отняли у верующих храмы, приходские дома, школы, больницы, земли, сможет компенсировать хотя бы часть несправедливо отчужденного. Ведь эта собственность не будет использоваться, как иногда считают, лишь на пользу священнослужителям. Она станет работать на благо всего народа.
— Могут ли, на Ваш взгляд, обнищание российского народа и связанные с этим невзгоды объясняться религиозными мотивами, например, наказанием за грехи, испытанием на стойкость в вере, или здесь только объективные экономические причины, на которые указывают правители? — «Уповать не на богатство неверное, но на Бога живого», «богатеть добрыми делами» (1 Тим. 6. 17-19) учит нас Священное Писание. Да, отечественная экономика нуждается в обновлении и, безусловно, россияне достойны лучшей жизни. Однако верующему человеку ясно, что изменение жизни к лучшему, как и подлинное покаяние, не является сиюминутным делом, но представляет собой длительный процесс переосмысления взаимоотношений с окружающим миром, с ближними. Православный христианин понимает: судьбы людей зависят не от “развития производительных сил”, “классовой борьбы” или “вхождения в рынок”, но от отношений с Богом. Христианское домостроительство, к которому призывает Евангелие, шире и выше земного. Оттого оно не может отождествляться ни с одной, даже самой разумной политической или экономической системой. Если человек стремится жить по высшему нравственному идеалу, если он устремлен к Небу, то и земные дела ему удастся устроить в мире и гармонии. Имея это в виду, можно сказать, что неуспех в хозяйственном строительстве во многом связан с нравственным, духовным оскудением общества.
— Возможно ли рассмотрение Церковью подразделения России на семь митрополичьих округов по аналогии с нынешним ее административно-территориальным делением на семь федеральных округов?
— У Церкви – свои нормы канонического права и свое деление на епархии, которое вовсе не обязательно должно совпадать с административным делением регионов Российской Федерации или какой-либо иной страны. Не забудем, кстати, что значительная часть наших епархий и около половины приходов находятся за пределами нынешней России. Деление на митрополичьи округа не предусмотрено новым Уставом Русской Православной Церкви, принятым Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Вопрос о его изменении не рассматривается.
— Какие Вы просматриваете газеты?
— Стараюсь просматривать основные центральные и московские издания, а также специальную подборку материалов о церковной и религиозно-общественной жизни, опубликованных во всех центральных российских газетах и в ведущих Интернет-изданиях. Правда, на чтение газет подчас не хватает времени.
— Пользуетесь ли современными техническими новшествами: компьютером, мобильной связью?
— Мобильным телефоном пользуюсь, ведь это помогает срочно с кем-либо связаться, не обременяя помощников и самого человека, которому звонишь. Интернет пока не освоил.
— Недавно Вы заявили, что считаете неправильной позицию многих российских СМИ, освещающих в основном негативные события. Каким Вам представляется освещение ими церковной тематики?
— Журналисты обязаны помнить о нравственной ответственности, которую они несут в связи с тем, что обладают огромным влиянием на людей, в особенности на подрастающее поколение. Считаю недопустимым пропаганду в средствах массовой информации насилия, национальной и социальной розни, религиозной вражды. Пугает также обилие материалов и особенно фильмов, откровенно проповедующих, что жизнь человеческая ничего не стоит, что нравственные нормы в области пола и семьи суть нечто отжившее, ненужное, искусственно навязанное. Журналисты и деятели искусства не должны скрывать от молодежи непреложную истину: любой грех разрушителен для души и тела.
Полагаю, что журналисты, занимающиеся освещением церковной жизни, призваны быть компетентными как в православном вероучении, так и в общерелигиозных вопросах. Кроме того, подаваемая ими информация не должна вызывать сомнений в достоверности, игнорировать и тем более искажать позицию церковного Священноначалия. В Церкви сегодня происходит много важного и интересного. Хотелось бы, чтобы аудитория средств массовой информации почаще об этом узнавала.
- Новый раздел Официального сайта Русской Православной Церкви. «СЛОВО ПАТРИАРХА». Послания, приветствия, заявления, выступления, интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
- Сайт газеты «Россiя»
- Пaтриaрх Московский и всея Руси Алексий II поздрaвляет читaтелей «Россiи» с рaздником Пaсхи. Оригинал статьи на сайте газеты «Россiя»