Cлово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в храме Трех Святителей в Париже

15.03.2001 · Архив 2001  

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Иннокентий, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки, отцы, братья и сестры!

Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто молился за нынешним богослужением в день, когда мы воспоминаем знаменательную дату в жизни русской православной диаспоры — 70-летие Кафедрального храма в Париже.

Я хотел бы особо поблагодарить Владыку Иеремию за его молитвенное соучастие в нашем торжестве, сослуживших за праздничной литургией епископа Корсунского Иннокентия, архиепископа Керченского Анатолия, митрополита Черногорского Амфилохия (Сербский Патриархат), архиепископа Евкарпийского Сергия (Константинопольский Патриархат), архиепископа Керченского Анатолия (Московский Патриархат), епископа Западно-Европейского Луку (Сербский Патриархат), епископа Трахийского Павла (Константинопольский Патриархат), епископа Клавдиопольского Михаила (Константинопольский Патриархат), а также всех, кто принимал участие в этом богослужении.

Я хотел бы также приветствовать клириков, съехавшихся на торжества в Париж из различных уголков Франции, Италии, Швейцарии. И, наконец, мое особое приветствие и благословение всем верным прихожанам святого храма сего и всем здесь предстоящим православным верующим, ныне соединившимся в совместной молитве.

Господь неведомыми путями ведет ко благу род человеческий. Бог не нарушает человеческой свободы, ибо Он сотворил нас по Своему образу и подобию свободными. Но это означает также, что вместе с даром свободы человек получает также бремя ответственности за все свои деяния, как добрые, так и злые.

Когда мы молимся Богу, то, сами того не осознавая, просим Господа премудро ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, действием Его благодати исправить наше существование, направить наши помыслы и поступки, укрепить наш дух в достойном прохождении жизненного поприща. Слыша нашу молитву и откликаясь на нее, Господь являет Свой спасительный Промысл и в полной мере осуществляет его над нами.

Святитель Московский Филарет, наш выдающийся богослов и прославленный Русской Церковью святой, отвечая на вопрос о том, что есть Промысл Божий, говорил, что это сила Божия, способная дурные человеческие поступки обращать к добру. Так совершается и человеческая история, ибо если бы в мире господствовала только наша свобода, то дело давно уже окончилось бы вселенской катастрофой — мы погубили бы себя и весь мир. Но, к счастью для нас, не только человеческая воля действует в истории, но также и благой и спасительный Божий Промысл.

Отвечая на нашу молитву, откликаясь на подвиг мучеников, исповедников и преподобных, на подвиг всей Церкви Божией, Господь вторгается в человеческую историю и исправляет наши прегрешения. Это в полной мере относится не только ко всемирной, но и к русской истории.

Мы совершили много тяжких грехов — разрушили нашу страну, разделились в себе и перестали быть единым народом, попрали свои святыни, потеряли веру в Бога. И, тем не менее, в ответ на подвиг мучеников, по горячим молитвам угодников Божиих и всех тех, кто хранили веру даже в самых трудных обстоятельствах жизни, в ответ на невероятный подвиг и скорбь народную Спаситель, верим, ныне преклоняет к нам Свою милость.

Ибо иначе было бы невозможно объяснить, каким образом и почему в то время, когда большая часть так называемого цивилизованного мира добровольно отказывается от Бога, забывает Его, возлагая все свое упование на могущество человеческого разума, власти и денег, в этот самый момент, на излете ХХ века и при начале третьего тысячелетия, поруганная, разрушенная, разделенная Россия сердцем обращается к Богу.

Мы видим это обращение, являясь его участниками и свидетелями, более того, каждый из нас — частица этого великого процесса возвращения согрешившего народа к Отцу Небесному, блудного сына — под родительский кров.

Ныне множество людей заполняет наши храмы, куда народ Божий приходит для того, чтобы сердцем восчувствовать благодать Господню, осенить себя крестным знаменем, помолиться, исповедовать грехи свои и причаститься Святых Христовых Таин. Мы также видим, что нынешние русские люди, в рассеянии сущие, — это вовсе не вымирающее русское зарубежье былых времен, которое памятно многим из тех, кто здесь сегодня молились и предстояли Святому Престолу.

Господь исправляет — веруем, что исправляет любовью — человеческие прегрешения. История этого парижского прихода восходит ко временам, когда семь десятилетий назад произошло разделение в русском зарубежье. Нет нужды вспоминать эту историю, поскольку она хорошо известна. Произошло разделение, отозвавшееся болью и скорбью во многих сердцах. Доныне мы слышим отголоски той боли и той скорби, потому что они не вполне изжиты и не до конца изгладились из памяти людей.

Но мы верим и надеемся, что в ответ на нашу молитву, отзываясь на молитвы отцов и матерей наших, Всемилостивый Господь переменит наши прегрешения, заблуждения и ошибки к добру и наполнит Своей правдой наши нынешние дела.

Главное и непременное условие здесь — хранение веры в сердце и жизнь по этой вере. Сегодняшний праздник, в котором приняла участие вся русская диаспора в Париже и многие представители русской диаспоры в Западной Европе, являет собою предчувствие и предвидение исцеления наших исторических страданий и нашей боли.

Я хотел бы сегодня приветствовать и тех, кто, не принадлежа к русской диаспоре, являются православными христианами и представляют народы Западной Европы через свидетельство Русской Православной Церкви. Ныне их голос вплетается в общую молитву народа Божия, они предстоят пред Престолом Господним как архипастыри и пастыри.

Не без промысла разделил Господь наш народ, дав возможность его значительной части встретиться лицом к лицу с Западом и свидетельствовать о себе, дабы тот увидел вблизи и воспринял красоту и величие Православия.

Еще раз всех вас сердечно приветствую, и пусть благословение Божие прибывает над всеми нами и пусть Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает нас от всякого зла. Я приношу вам приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который просил меня передать всем свое Первосвятительское благословение и свою любовь.

Еще раз хотел бы, дорогой Владыка Иннокентий, поблагодарить вас за устроение этого праздника, Вы в Париже сравнительно недавно, но уже вполне можно видеть благие плоды Вашего архипастырского служения. И в знак признания усердных трудов на Корсунской кафедре я хотел бы преподнести Вам сию Святую Панагию как свидетельство любви, уважения и высокой оценки Вашей деятельности,

Трехсвятительскому подворью в городе Париже, всем его прихожанам передаю на молитвенную память этот образ Казанской иконы Божией Матери, покровительницы Земли Русской, дабы Она Своими пречистыми молитвами всех нас оберегала и защищала от всякого зла.

У меня также есть почетная обязанность от имени Святейшего Патриарха вручить церковные награды, Патриаршие юбилейные грамоты тем, кто сугубо потрудились для процветания сего святого места и во имя свидетельства Русской Православной Церкви в Западной Европе.

Благословение Господне да пребывает со всеми нами.

Аминь.

Смотрите также: