Русская Церковь реагирует на текст Хартии фундаментальных прав ЕС

13.12.2000 · Архив 2000  

14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Архиепископу Афинскому и всей Эллады Христодулу и Папе Римскому Иоанну Павлу II письма, в которых изложен ряд соображений, возникших после изучения текста Хартии фундаментальных прав Европейского Союза (http://europa.eu.int/comm/justice_home/unit/charte/pdf/charter_en.pdf), провозглашенной 7 декабря в Ницце на заседании Европейского совета (саммита глав государств и правительств стран – членов ЕС). Подобные письма также направлены председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом министру иностранных дел России И.С.Иванову и генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей пастору Киту Клементсу.

Направление писем в связи с принятием Хартии, могущей стать одной из основ конституции объединенной Европы, вызвано озабоченностью потенциальной реакцией на данный документ пасомых Русской Православной Церкви, многие из которых живут в странах, уже ставших кандидатами на прием в Европейский Союз. В период выработки Хартии Православные, Католическая и протестантские Церкви, а также Конференция Европейских Церквей уже высказывали ряд критических замечаний по тексту документа. Обращаясь к адресатам упомянутых писем, Священноначалие Русской Церкви выразило надежду на солидарность и на развитие совместных усилий по совершенствованию европейского международного права.

В письмах Святейшего Патриарха говорится: «Признавая, что Хартия имеет немалое положительное значение, ибо закрепляет многие жизненно важные права человека, включая широкий спектр экономических и социальных прав, вынужден обратить внимание на целый ряд слабых сторон документа. Прежде всего должен отметить недостаточную выраженность духовно-нравственных оснований человеческого достоинства, а также практически полное игнорирование вопроса о моральной ответственности личности и об осознании ею своих обязанностей, неразрывно связанных с правами. Преамбула Хартии, как уже неоднократно отмечалось представителями христианских Церквей и объединений, игнорирует религиозное наследие Европы, подчеркивая роль лишь гуманистических ценностей, не являющихся безусловным приоритетом для целостного религиозного миропонимания.

Есть и более частные, но не менее важные замечания. Статья 21 Хартии запрещает «дискриминацию на любых основах», включая религию, «политическое или иное мнение» и «сексуальную ориентацию». Буквальное понимание и радикальное применение этого принципа государством может войти в непреодолимое противоречие с установлениями Православной Церкви и многих других религиозных общин, руководствующихся в своей внутренней жизни религиозным правом, почитаемым верующими людьми превыше любого человеческого закона. Это же относится и к положению Статьи 23, предполагающему равноправие полов при трудоустройстве. Полагал бы, что применение данных принципов следует сбалансировать мерами, укрепляющими невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, формируемых на добровольной основе, а потому не могущих быть источником дискриминации в упомянутых случаях. Разделения же по признаку «сексуальной ориентации» не признаются нами укорененными в природе человека, а потому привнесение этого признака в Статью 21 видится ничем не оправданным.

Статья 13 практически побуждает к снятию любых ограничений с различных форм художественного самовыражения, которое, как хорошо известно, может использоваться в неблаговидных целях, служить средством разжигания политической и иной розни, а также оскорбления религиозных, национальных и иных чувств. Ограничения снимаются и с научных исследований, которые также способны служить злонамеренным целям и интересам. Видится важной выработка более сбалансированного и ответственного подхода к этим вопросам, продиктованного реальными обстоятельствами жизни.

Есть и другие поводы для озабоченности – в частности, непредоставление ряда политических, экономических и социальных прав лицам, не являющимся гражданами стран-членов ЕС, при том, что в некоторых странах-кандидатах такие лица составляют значительную часть населения и не имеют возможности быстро получить гражданство».