УРОКИ ДУХОВНОСТИ. Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы наших читателей (газета «Комсомольская Правда» от 26 сентября)

28.09.2000 · Архив 2000  

Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы наших читателей. (Газета «Комсомольская Правда» от 26 сентября)

— За, время перестройки Церковь практически не критиковала власть, поэтому у меня возникает вопрос; почему церковь поддерживает власть богатых людей, а не поддерживает тех, кто борется за социальную справедливость? (Татьяна Евлампиевна. Москва.)

— Татьяна Евлампиевна, наверное, вы не смогли прочитать всех документов, которые Церковь опубликовала за последние десять лет. Я бы вам сказал так: Церковь впервые за всю историю осуществляет в полной мере то, что мы называем пророческим служением. Это служение, которое призвано говорить народу правду. Если вы посмотрите документы по событиям минувшего десятилетия, то увидите, что Церковь имеет самостоятельное мнение по всем политическим и общественным проблемам. Церковь никогда не отождествляла себя ни с властью, ни с оппозицией, ни с одной партией. Она основывает свое политическое свидетельство на тех евангельских принципах, на которых и должна основывать. А что касается бедных, то Церковь всегда была на их стороне, потому что на стороне бедных был сам Христос. И Евангелие в первую очередь оправдывает тех, кто беден, а не тех, кто богат. А если Церковь когда-то нарушала данное правило — в истории, это, к сожалению, было, — то ей потом приходилось за это жестоко платиться. И ныне задача Церкви в том, чтобы быть в солидарности с бедными и угнетенными, чтобы быть голосом, выражающим позицию этих угнетенных и бедных людей. Потому что у бедного и бесправного нет возможности защитить себя самому.

* * *

— Скажите, Владыка, как относиться к числу 666, если оно в паспорте? (Ю. Сметанина. Таганрог.)

— Мы приняли соответствующее постановление. Оно гласит: никакие номера в любых документах, будь то паспорта или страховые свидетельства, госномера на автомобилях, если они содержат даже эти пресловутые три шестерки, не могут нарушить воли Божьей о данном человеке и передать его дьяволу. Только сам человек принимает свободное решение, избирая между добром и злом. Он может стать либо последователем Господа и сыном света, либо выбрать зло и стать сыном дьявола. И в этом смысле присуждение номеров для спасения души не опасно. Ведь речь идет о трех шестерках как об арифметическом числе. Три шестерки ничем не отличаются от трех семерок. Но в откровении Иоанна Богослова в “Апокалипсисе” сказано, что зверь, то есть антихрист, примет эту цифру, что она будет как бы выражать его сущность. И если человек отождествляет себя с антихристом, отказывается от Христа, поносит имя Божье, творит безобразия, то он становится последователем антихриста, даже если у него нет этих шестерок в паспорте или другом документе. Речь не о цифрах, а о злой сущности. Вот это важно понимать. Три шестерки вас не погубят, как и три семерки вас не спасут. Вас погубит только ваша свободная воля, если вы избираете зло и идете за дьяволом. Но если вы принимаете святые Христовы тайны, причащаетесь, исповедуетесь, то благодать Божья становится великой броней, которая ограждает от всякого зла. Но есть другая проблема. Некоторые люди не желают, чтобы им присваивался какой-либо номер. И в этом смысле Церковь поддерживает позицию верующих крещеных людей, которые дорожат своим именем, полученным при крещении, и не желают, чтобы государство присваивало им какое-то другое наименование в виде цифр, и так далее. Мы за то, чтобы уважалась свобода выбора людей. Мы против того, чтобы с помощью регистрации велся тотальный контроль над человеческой личностью, и в синодальном заявлении мы это ясно обозначили.

Публикацию подготовил Николай ВАРСЕГОВ