УРОКИ ДУХОВНОСТИ. Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы наших читателей (газета «Комсомольская Правда» от 12 сентября)

19.09.2000 · Архив 2000  

Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы наших читателей. (Газета «Комсомольская Правда» от 12 сентября)

— Скажите, пожалуйста, собираетесь ли Вы отказаться от претензий на исключительность? Ведь в России есть и последователи неправославных конфессий, а большинство россиян вообще не испытывают потребности в какой-либо религии. (Профессор А.Якобсон.)

— Согласно социологическим данным, более восьмидесяти процентов россиян были крещены в Православии. Это дает право Православной Церкви считать себя Церковью большинства вне зависимости от того, Как часто крещеные люди посещают храм, и даже вне зависимости от того, посещают они храм или не посещают. Поэтому никаких претензий на исключительность нет, а есть историческая и социологическая реальность, которая не перестает быть таковой от отрицательного отношения к ней отдельных людей или групп, не связанных с Православием по мировоззренческим или иным причинам. Важно подчеркнуть, что Православная Церковь с уважением относится к российскому Закону “О свободе совести и о религиозных объединениях”, утверждающему принцип равноправия всех религиозных организаций.

В нашей многоконфессиональной стране Русская Православная Церковь рассматривает этот принцип как важнейшее условие гражданского и межконфессионального мира, соработничества всех граждан на благо России. Что, разумеется, нисколько не противоречит признанию обществом исключительного вклада Русской Православной Церкви в становление и развитие Российского государства, его истории, культуры, языка, формирование национально-религиозного облика русского человека.

* * *

— Как Вы относитесь к исламу? Ведь ислам не отвергает христианскую религию. (Халидов. Казань.)

— Христианство основано на Божественном Откровении. Божественным Откровением является то, что Бог Сам открыл человеку, дабы тот мог построить с Господом правильные отношения и обрести Спасение. Эти отношения можно назвать религиозным образом жизни. Само понятие религии пошло от латинского глагола “религеро”, что значит “связывать”. Религия есть установление связи в ответ на Божественное Откровение. Бог дал Откровение не всему роду человеческому. Он дал его еврейскому народу, а потом Бог дал это Откровение во всей полноте в Иисусе Христе для всего человечества. Но огромное количество стран и культур были вне Откровения. Однако искание общения с Богом вложено в человеческую природу как естественное движение человеческой души на протяжении всей нашей истории. Порой искание становилось огромным по силе действием, которое захватывало народы и государства. Ислам и есть естественное движение навстречу Богу, исходящее из глубин народных. Кроме того, ислам называется авраамической религией, в том смысле, что ислам также признает часть Божественного Откровения из Библии, и мусульмане почитают Авраама как своего отца. Они признают Иисуса Христа пророком и почитают Деву Марию, ожидают Второго пришествия. Поэтому можно сказать, что часть Откровения присутствует и в исламе. Но следует знать, что Полнота Откровения дана нам в Иисусе Христе. И для христианина это очень важно.

Публикацию подготовил Николай ВАРСЕГОВ